Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Необычные свойства воздуха»

Татьяна Ткачёва
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Необычные свойства воздуха»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Ход:

Организационный момент.

Вос-ль:

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию. В лаборатории проводят разнообразные опыты, исследования, эксперименты, узнают много нового и интересного. Людей, которые работают в таких лабораториях, называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?

Вос-ль:

Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания, сделать выводы.

- Давайте сегодня мы будем учёными и займёмся исследованиями вместе.

Слайд 1. (Звучит тихая музыка, звуковое письмо.)

- Наш дом родной, наш общий дом

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

-Здравствуйте, ребята! Мы, дети группы «Одуванчик», очень любим свою планету Земля, за её красоту, природу. Но мы никак не можем понять, почему из космоса наша Земля выглядит голубой? Нам очень хотелось бы узнать, что окружает нашу планету? Расскажите пожалуйста.

Вос-ль:

Ребята, что вы видите у меня в руках? (глобус). А глобус -это что? Посмотрите, какой он разноцветный.

Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).

А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим? (ответы детей) Вам нравится наша планета? Да, наша планета прекрасная.

Слайд2.

-А вот так планета Земля выглядит из космоса. А почему она кажется голубой?

(Ответ детей)

- Да, конечно. Весь наш земной шар окружён оболочкой из воздуха. Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. И эта оболочка называется атмосферой. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней.

- Сегодня в лаборатории, ребята, мы будем изучать свойства одного вещества, название которого вы должны отгадать.

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас.

(воздух)

Вос-ль:

- Что это? (Воздух)

- А есть ли воздух в нашей групповой комнате? Что мы можем о нем сказать? Имеет ли воздух цвет, запах? Видите ли вы воздух? Можно ли воздух почувствовать, увидеть? Мы сегодня ответим на все эти вопросы с помощью простых опытов и будем карточками отмечать свойства воздуха.

Опыт1. Что такое воздух. Какого он цвета?

(Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.)

Вос-ль:

-Ребята, а что такое воздух, какой он? Сейчас мы это выясним.

Возьмите в руки камень, сожмите его в кулачке. Какой он на ощупь? (ответы детей).

- Камень - это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Давайте попробуем. Значит какой можно сделать вывод. (воздух не твердое тело)

- Ребята, воздух - это газ.

воздух мы можем увидеть? Значит, он невидимка. Почему я называю его невидимкой?

-Воздух какой? (невидимый, бесцветный, прозрачный).

- Но как же тогда нам его обнаружить? Как узнать, есть ли воздух вокруг нас? Я предлагаю его поймать.

Сейчас мы с вами будем фокусниками. Будем ловить воздух. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

- В чём мы убедились, проделав этот опыт? (воздух невидим, но он вокруг нас).

Давайте на доску поставим карточку с обозначением свойства воздуха «Воздух не имеет цвета и он невидим».

Опыт2. «Содержится ли воздух в различных предметах?»

Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.).

Вос-ль: ребята, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Предлагает бросить в воду камень; дети наблюдают пока он опускается на дно.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: камень тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому- что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому- что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Давайте на доску поставим карточку с обозначением свойства воздуха «Воздух содержится в различных предметах».

Опыт3. Имеет ли воздух запах?

-Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух запах?

Сейчас мы исследуем воздух на запах.

-Давайте проверим.

Закройте глаза и не открывай их. Понюхайте воздух, пахнет ли он чем-нибудь? (ответы детей).

–Мы выяснили, что воздух находится в различных предметах. Я предлагаю вам взять баночки, стоящие на столе, закрыть глаза и понюхать.

Давайте с вами сделаем вывод.

Вывод: собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества.

Давайте на доску поставим карточку с обозначением свойства воздуха «Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества.»

Опыт3. Может ли воздух перемещаться?

- А вот интересно, может ли воздух перемещаться?

1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2. Сдутый воздушный шарик.

3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой. Как вы думаете, есть ли в воронке воздух? На самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик.

Вывод: воздух может перемещаться.

Давайте на доску поставим карточку с обозначением свойства воздуха «Воздух может перемещаться»

Опыт4. Объем воздуха зависит от температуры?

Ребята, как вы думаете, объем воздуха зависит от температуры.

1. Пластиковая бутылка.

2. Стакан с горячей водой.

3. Стакан с холодной водой.

Опыт: Рассмотрим бутылку. Что в ней находится? Воздух. У него есть определенный объем. Воздушный шарик наденем на горлышко пластиковой бутылки и опустим бутылку в горячую воду. Что вы видите?

(Шарик надулся) А почему?

Дети, в бутылке находится воздух, он нагревается, объем воздуха увеличивается и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

(Шарик сдулся) Почему?

При охлаждении объем воздуха уменьшается и шарик сдувается.

Вывод: Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. При охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Давайте на доску поставим карточку с обозначением свойства воздуха «Объем воздуха зависит от температуры»

- А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Как это проверить?

Опыт5. Есть ли воздух внутри нас?

- Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух.

(Стакан с водой, соломинки по количеству детей)

Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. Что вы видите?

(Ответы детей)

В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)

Можем ли мы жить без воздуха? Как это проверить?

Я предлагаю вам закрыть рукой нос и рот. Попадает воздух в организм? (нет) Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?

Для кого необходим ещё воздух?

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Давайте на доску поставим карточку с обозначением свойства воздуха «Воздух внутри нас»

- Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)

Какой в лесу воздух? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зелёные листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха, а выделяют кислород. Чем больше растений вокруг. Тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

Как вы думаете, вблизи заводов, машин и курящего человека какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

А у нас в нашем селе какой воздух? (ответы детей)

В каких местах у нас чистый воздух? (ответы детей)

А в каких грязный? (ответы детей)

- Ребята, что мы можем сделать, чтобы воздух в селе стал чище? (посадить деревья, цветы; ставить очистительные сооружения на фабрики и заводы)

Вы сегодня узнали, что воздух бывает самым разным, и давайте посмотрим на наши карточки и вспомним, каким же он может быть.

Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)

Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)

Если мы дышим, значит? (есть внутри нас)

Зависит ли объем воздуха зависит от температуры?

Может ли воздух перемещаться?

Имеет ли воздух запах?

Содержится ли воздух в различных предметах?

В лесу воздух, какой? (чистый)

А около заводов, машин воздух какой? (грязный)

Мы с вами сегодня на занятие много узнали о свойствах воздуха и давайте вспомним стихотворение про воздух.

Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

В заключении просмотр видеоролика «Земля наш дом»

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Область «Познание». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию.

Конспект НОД по познавательному развитию «Свойства воды» в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Свойства воды» в старшей группе. Составила: Воспитатель Е. В. Кузовкина Интеграция образовательных.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства» Цель: ознакомление с понятием «воздух» и его свойствами. Задачи: 1. Образовательные: знакомить с понятием «воздух», его ролью в жизни человека;.

Конспект НОД по экспериментированию «Свойства воздуха» в средней группе Конспект НОД по экспериментированию на тему «Свойства воздуха» в средней группеКонспект НОД по экспериментированию на тему «Свойства воздуха».

Конспект НОД в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха» Подготовила и провела: воспитатель – Ежкова Т. В. Программное содержание:.

Конспект НОД в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» .

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Свойства воздуха» в средней группе Цель: Формировать экологическую воспитанность у дошкольников. Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе.

Проект НОД «Удивительные свойства воздуха». Познавательно-экспериментальная деятельность в старшей группе Проект НОД. Подготовила: Хитренко Елена Владимировна, МБДОУ № 23. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательные области: Познавательное.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Геометрические фигуры
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Необычные свойства воздуха»
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 14:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади торжественно открыли первый в Москве скульптурный памятник – лидерам народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. Эта величественная скульптурная композиция...

Конспект занятия по аппликации «Сумочка для мамы» с детьми первой младшей группы
Образовательная область: «Познавательное развитие» Направление: «Конструирование» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,...
Сценарий утренника для детей первой младшей группы «Приключения зайчика»,...
Дети входят в зал под музыку, в руках цветы. Ведущая – В этот яркий светлый день в зале мы собрались, Чтоб поздравить наших мам, очень мы старались. Пусть...