Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Анна Торопчина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима»

Тема: «Зимушка - зима»

/итоговое занятие/.

Цели: - Закрепить знания детей о зиме, как времени года /состояние погоды и изменения в природе; названия зимних месяцев; зимующие птицы; особенности деревьев и кустарников; жизнь животных зимой/.

- Учить замечать и высказывать впечатления о красоте зимних явлений.

- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах

Оборудование: Картины с зимними пейзажами, картины «Птицы у кормушки», «Птицы зимой», «Звери зимой», фланелеграф, старичок-лесовичок. Подбор материала к д\и

«Кому что?»; «Зимняя одежда».

Запись произведений П. И. Чайковского «Февраль», «Март», песня Л. Дербенева «Три белых коня».

Предварительная работа: Рассматривание картин на тему: «Зима», «Зимний лес», «Птицы зимой», «Зимние развлечения»;

чтение сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Заучивание стихов, загадок, поговорок о зиме, морозе, снеговике, сосульках.

П/игра «Снежки», упражнение на развитие дыхания «Снежки и ветер».

Ход НОД:

/Часть групповой комнаты оформлена зимней поляной, картинами с зимним пейзажем. /

Воспитатель: Отгадайте-ка ребятки,

Про кого моя загадка.

Кто поляны белит белым.

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(зимушка – зима)

- Правильно. Это зима. (Исполняется песня Л. Дербенева «Три белых коня»).

Чем зима отличается от других времен года? /Ответы детей/ Назовите зимние месяцы. /Декабрь, январь, февраль/

Скатерть бела всю землю одела. Что это? /Снег/ Какой бывает снег? /Белый, пушистый, холодный…/ Когда мы идем по снегу, что с ним бывает? /Хрустит, скрипит, поет песенку/

- Какая бывает погода зимой? /Морозная, холодная и т. д. /

- Итак, какими словами можно сказать о зиме? Какая она? /Снежная, морозная, сверкающая, вьюжная…/

- Ребята, давайте проведем сегодня день в зимнем лесу.

/Дети вместе с воспитателем отправляются в зимний лес. Воспитатель читает стихотворение «Зимний лес»/

«Зимний лес». В. Орлов

Снеговая мельница стихла поутру:

Белая метелица замела нору.

Под пушистой елкою норка не видна,

Чуть заметна тонкая щелочка одна.

Вся земля наряжена в белоснежный мех,

От зари оранжевый вспыхивает снег.

У знакомой елочки незнакомый вид,

И лисенок в щелочку на нее глядит.

На лесной поляне замечают старичка-лесовичка, который, шепотом здоровается с детьми.

Воспитатель: - Почему ты шепчешь, лесовичок?

Лесовичок: - А вы послушайте, как в лесу тихо. Вы знаете, почему здесь так тихо? /Звучит музыка П. И. Чайковского «Февраль»/.

Ответы детей: - Сейчас зима. Все кругом: и деревья, и земля покрыто снегом, как одеялом, потому и тихо. Птиц нет. Они улетели в теплые края. Остались только зимующие : вороны, сороки, голуби, снегири, синицы.

Воспитатель: Рассмотрите картинку «Птицы у кормушки».

Спозаранок скачут птицы.

По заснежинным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетают в гости к нам.

Какое время года нарисовал художник? Почему вы так считаете?

Какие птицы сидят на дереве? Расскажите, какие синички и снегири? (эти птицы крупнее воробья, у синички желтая грудка, а снегиря – красная).

Многие птицы осенью улетели в теплые края. Это перелетные птицы. Назовите их (грачи, скворцы, жаворонки, гуси, лебеди).

А синицы и снегири почему не на юге? (эти птицы не любят жару, особенно снегирь – он все лето был на севере, а на зиму прилетел в наши края). Это тоже перелетная птица. А вот синички – не перелетные птицы, они остаются на зиму вместе с воробьями, воронами, галками. Это зимующие птицы.

Лесовичок: - Правильно. А еще я охраняю сон хозяина леса. Знаете, кто он? /Это медведь. Он спит сейчас в берлоге, сосет лапу. / А кто еще спит зимой? /Еще спит ежик. /

Лесовичок: - А кто же в лесу не спит?

Дети: - Не спят зайцы, белки, лисы, волки.

Лесовичок: - А как вы думаете, почему они зимой не замерзают?

Дети: - Они покрыты теплым пушистым мехом, шерстью.

Лесовичок: - Вот здесь я приготовил им лесные лакомства. Угадайте, какое кому?

Д/ и: «Кому что?» На фланелеграфе – лиса, заяц, белка. Дети выставляют под каждым зверем его любимое лакомство: лисе – мышку, зайцу – молодые веточки, белке – шишку.

Лесовичок: - Молодцы! Справились с моим заданием. А почему в лесу зимой не слышно птиц?

Дети: - Птицы зимой прилетают поближе к жилью человека. Люди подкармливают птиц. Мы тоже насыпаем им в кормушки крошки и зерна.

Лесовичок: - Дети, а вы любите играть зимой? Какие игры вам нравятся? /Любим кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика и т. д. /

Дети рассказывают стихотворение «Снеговик» Д. Чуяки.

Снеговик.

Среди нашего двора снеговик стоял вчера.

Мы его слепили сами, был он с пышными усами.

А сегодня за окном потекли ручьи кругом.

Ночью снеговик исчез. Может быть, ушел он в лес?

Очень просим вас, ребята,

Если снеговик усатый повстречается в пути,

Помогите нам найти.

Воспитатель: - Ребята, давайте вместе с лесовичком поиграем в снежки.

Игра «Снежки».

/Дети «лепят» снежки из альбомных листов, комкая их в руках. Затем делятся на две команды и становятся друг напротив друга, один ребенок – между командами, в центре. /

Дети: - Ах ты, зимушка-зима!

Много снега принесла.

Будем мы играть в снежки,

Начинаем: раз, два, три!

/Дети перекидывают «снежки» друг другу так, чтобы ребенок, находящийся в центре смог поймать как можно меньше «снежков»./ - 2 раза.

Лесовичок: - Ребята, а вам не холодно?

Дети: - Нет, мы одеты тепло.

Лесовичок: - А вот я сейчас проверю, знаете ли вы, что нужно одевать зимой?

Д/ и: «Подбери зимнюю одежду». На фланелеграф выставляются фигуры мальчика и девочки. На столе для них одежда /летняя, осенняя, зимняя/. Дети одевают кукол, называя одежду.

Лесовичок: - Все-то вы знаете. За это я угощу вас, вкусной конфетой /дает детям сосульку/. Ешьте на здоровье.

Воспитатель: - Что ты, Лесовичок! Эту «конфету» есть нельзя. Это сосулька, она холодная.

Лесовичок: - Ой, а почему она вдруг стала капать?

Дети: - Потому, что на холоде вода превращается в лед, а в тепле лед и снег тают.

- Ой, лесовичок, разве можно есть сосульку изо льда? Мы же заболеем!

Воспитатель: - Дети, пригласите Лесовичка поиграть с нами.

Физминутка: «Прогулка в зимнем лесу».

- Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес! /Ходьба по кругу друг за другом. /

Справа – березка в шубке стоит,

Слева – елка на нас глядит. /Отводят руки в стороны. /

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся. /«Фонарики», кружатся, приседают. /

Вот зайчишка проскакал,

От лисы он убежал. /Прыжки. /

Это волк голодный рыщет,

Он себе добычу ищет. /Руки на поясе, наклоны в стороны. /

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет волчище нас. /Приседают, прячась. /

Лишь медведь в берлоге спит… /Имитируют сон. /

Пролетают снегири: «Ри – ри – ри!» /Имитируют полет птиц. /

Зимой в лесу красота и покой,

А нам пора возвращаться домой. /Разводят руки в стороны. /

Воспитатель: - Лесовичок, а где твой дом?

Лесовичок: - Мой дом под елочкой. Кто-нибудь знает, что это за дерево такое.

Дети: - Ель – хвойное дерево. У нее вместо листочков – иголочки. И зимой, и летом ель зеленая.

Лесовичок: - А что вы можете сказать, о зимних деревьях? /Зимой деревья и кусты спят. Ветки у них очень хрупкие, легко ломаются; их надо беречь. /

Воспитатель: - Лесовичок, а ты загадки умеешь отгадывать?

/Дети загадывают загадки, помогают их отгадывать. /

Загадки:

«Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит, а стоять не велит». /Мороз. /

«Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет». /Снег. /

«Белая морковка выросла зимой». /Сосулька. /

«Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке». /Снежинки. /

«Когда все укрыто седыми снегами

И солнышко рано прощается с нами?» /Зимой. /

Лесовичок: - Мне очень приятно было познакомиться с вами, ребята. Я уверен, что вы все очень добрые; вы любите природу и, надеюсь, будете бережно к ней относиться. Приходите в гости. А сейчас мне пора в лес.

До свидания.

/Дети прощаются с Лесовичком и «возвращаются» в группу. / Звучит музыка «Времена года» П. И. Чайковского.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие в лес? /Дети говорят, что им больше всего понравилось, запомнилось. /

Можно предложить детям нарисовать зимний лес, а затем рисунки отправить Старичку-лесовичку.

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимушка-Зима» Цель: формирование представлений детей о пейзаже. Задачи: -Продолжать закреплять знания детей о зиме; -Учить детей выполнять работу на одну.

Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе «Здравствуй, зимушка-зима» Цель: Формирование элементарных представлений о зиме, о зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема. «Зимушка - зима». Цель: - активизация словаря по теме.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Ах, ты, зимушка-зима» Тема: «Ах ты зимушка - зима!» Задачи: 1. Познакомить с поговоркой, объяснить её смысл и помочь запомнить 2. Закрепить содержание потешки,.

Конспект НОД в старшей группе «Ах, зимушка-зима, для чего ты нам нужна?» .

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Зимушка-зима» Программные задачи : Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Закреплять умения детей отвечать на вопросы.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Зимушка-зима» Цель: Закреплять и расширять знаний детей по лексической теме "Зима". Задачи: Познавательная: - закреплять представления детей о зиме, ее.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Зимушка-зима» .

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Зимушка-зима!» Конспект занятия по рисованию. Тема: «Зимушка – зима!» Цель: 1. Учить детей отмечать в рисунке признаки зимы и её красоту. 2. Продолжать.

Конспект НОД «Зимушка-зима» в старшей логопедической группе Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе образовательная область «Коммуникация» программная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»
Опубликовано: 9 декабря 2015 в 17:02
+152Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД