Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»

Ряполова Пелагея
Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»

Воспитатель:

Ряполова П. С.

2019г.

Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины.

Задачи:

Формировать у детей представления о свойствах камней, песка и глины.

Упражнять в умении сравнивать материалы, правильно называть их особенности.

Показать, как человек может использовать камни, песок и глину для своих нужд.

Воспитывать умение работать парами договариваться.

Материалы и оборудование: коллекция камней, камни на каждого ребенка, песок, глина, стаканчики, вода, пластилин, лупа, трубочки, мисочка, ложка.

Ход НОД

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»

1 Сегодня наша группа превратилась в научную лабораторию, а вы в ученых. Если правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким-

В ладошке лежать.

Тяжелый большой –

Одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)

Ученые используют камни для разных целей. Ребята, я предлагаю вам превратиться сегодня в ученых. «Хотите?»

- А чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, делают опыты).

Давайте начнем наши опыты.

Рассмотреть камушки и сравнить по величине.

Рассмотреть камушки и сравнить по цвету.

Сравнить на твердость. Сжать в одной руке камень в другой пластилин.

Определить какая бывает поверхность. Потрогать и рассмотреть.

Рассмотреть камушки через лупу. Определить, что можно увидеть на поверхности.

В банку с водой насыпаем песок и камушки, все перемешиваем ложкой и наблюдаем как происходит оседание. Камни тяжелее песчинок, они оседают раньше.

Вывод: камни бывают разной величины, разного цвета. Камни твердые, крепкие. Поверхность бывает гладкой, бывает шероховатая. На поверхности можно увидеть трещины, царапины. Камни живут на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. В воде камни меняют свой цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче. А еще из камней строят дома, мосты, дороги, станции метро. Слайд №1

Памятники делают из камня. Слайд №2

Физкультминутка.

Подвижная игра «Коршун»

Вокруг коршуна хожу.

По три денежке ношу.

По копеечке, по совелочке.

- Коршун, коршун что ты делаешь?

- Ямку рою.

- На что тебе ямка?

-Копеечку ищу.

-На что тебе копеечка?

-Иголочку куплю.

-Зачем тебе иголочка?

-Мешочек сшить.

-Зачем мешочек?

-Камешки класть.

-Зачем тебе камешки?

-В твоих деток кидать. За что?

-Ко мне в огород лазят.

-Ты бы сделал забор выше.

-Коли не умеешь так лови их.

(Дети убегают, коршун догоняет их).

Что мы будем исследовать дальше?

Давайте, исследуем песок.

Рассмотреть песок в лупу. Сравнить песчинки по цвету, форме, размеру.

Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (Сыпучий).

Налить воды в стакан с песком. Как вы думаете, куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий?

Слепить из сухого и влажного песка шарик. Почему из сухого песка шарик слепить не получилось?

Взять трубочки и аккуратно подуть на песок, что получилось? В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга.

Кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды. (Пустыни) Слайд №3

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить- песчинки слипаются, прилипают к рукам. Песок пропускает воду. Песок используют в строительстве и для изготовления стекла.

Ну а теперь продолжим. Давайте исследуем глину. Как вы догадались что это глина?

Внимательно рассмотрите ее. Глина бывает разная по цвету.

Взять стаканчик с сухой глиной, добавить воды и размешать. Что происходит с глиной?

Воткнуть палочку в стаканчик с мокрой глиной, а другую палочку воткнуть в стаканчик с сухой глиной. Куда палочка втыкается легче: в мокрую глину или в сухую.

Слепить из влажного песка и влажной глины шарики. Сравнить их на прочность.

Вывод:

Глина бывает разного цвета (белая, красная, серая).

Глина становится вязкой из нее можно лепить.

Палочка втыкается легче в мокрую глину, чем в сухую.

Шарик вылепленный из глины, более прочный чем шарик вылепленный из влажного песка.

-Давным – давно, люди узнали о свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и водонепроницаемой. Глину используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины. Слайд №4

Ребята, давайте вы сейчас из глины слепите любое домашнее животное или птицу, а я из камней и глины сделаю изгородь для скотного двора.

Как много у нас животных. Какие они красивые.

Вы сегодня молодцы, были не только учеными, но и мастерами по изготовлению уточек из глины. Вы можете с ними поиграть, но играйте осторожно, они еще не высохли.

Итог:

Ребята, где мы сегодня были?

Что вам сегодня больше всего понравилось: быть учеными или мастерами?

Какой опыт вам понравился: с камушками, с песком или глиной?

Какие были у вас трудности?

Публикации по теме:

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Извержение вулкана» Конспект Открытой образовательной познавательно — экспериментальной деятельности в старшей группе №5 «Извержение вулкана» Программное содержание:.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Свойства песка и глины» Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины. Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Конспект по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: выяснить, что.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 04:03
+140Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

13 декабря. Выставка новогодних открыток на МААМ

Первая новогодняя открытка была напечатана к Рождеству 1843 года в Англии. Картинку для нее нарисовал двадцатишестилетний художник Джон Хорсли. На открытке были изображены три поколения празднующей семьи...

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста
Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки. « Мои...
Проект «Семья и семейные традиции» с родителями и детьми средней группы
Актуальность Семья в жизни человека занимает важное место. В семье человек растет, развивается, формируется его характер. Важную роль в формировании...
Фотоотчёт «Зимнее оформление окон в ДОУ»
Фотоотчёт «Зимнее оформление окон в ДОУ» Мороз рисует на окне Чудесные узоры: Сплетенье веточек, цветов, Резные листья, море, Перо жар-птицы, веера И...