Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля»

Яна Сергеевна Боровкова
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля»

Конспект НОД в старшей группе на тему:

«Почва-живая земля

Составила воспитатель Боровкова Я. С 2019г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Почва-живая земля.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «почва», её составом на основе опытов и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ :

Обучающие:

-Познакомить с основным свойством почвы-плодородием, в процессе опытов установить её состав.

Способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения;выделять существенные признаки,фиксировать и обобщать их.

Развивающие:

Развивать -мышление (умение сравнивать,обобщать,рассуждать, делать выводы, умение доказывать свою точку зрения. Совершенствовать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать навыки коммуникативного общения,формировать доброжелательность в общении друг с другом, любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», картинки с изображением почвы «состав почвы»;для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев, фартуки,влажные салфетки (на каждого ребёнка);для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей) шапочки с изображением дерева-2 шт. ,шапочки с изображением червячков -2 шт. ,обруч-4 шт., сюрприз- яблоки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы воздух и листва.

Птицы звери и леса,

Гром туманы и роса.

Человек и время года-

Это всё вокруг (природа).

Мы пришли сюда учится

Не лениться, а трудиться

Чтобы больше нам узнать

Природу будем изучать.

В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

-Что же такое почва?

-Как вы думаете дети? (ответы детей).

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название.Она поит и кормит растения в теплое время года как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

-А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень,когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассматривание иллюстраций, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

В:Дети давайте мы с вами сейчас превратимся в червячков и немного отдохнём.

Физкульт минутка "Червячки"

Раз,два,три,четыре,пять

Червячки пошли гулять (шагаем на месте)

Вдруг ворона подбегает

головой она кивает (наклоны головы вперёд назад)

Каркает-вот и обед (хлопки вытянутыми руками с поворотами влево,вправо)

Глядь,а червячков уж нет (присели).

В:Молодцы дети,вот мы немного отдохнули.

В.: Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны; появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

(Мультимедийная презентация. Почва.)

В:Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух.

Сейчас мы с вами проверим это на опытах. Но сначала нам с вами нужно к ним подготовиться-надеть халаты и вспомнить правила поведения при проведении опытов.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира.

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

В:Дети,что вы видите (Ответы детей)

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

В:Возьмите палочку и размешайте почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3.(Проводит воспитатель-дети наблюдают) Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Воспитатель проводит опыт-Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло. Что вы видите дети (ответы детей).

Вывод: На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода.

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Пришло время поиграть в игру.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья (на голове у детей соответствующие шапочки с изображением дерева). Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей)

-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве).

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня, Земля дарит вам сюрприз- целую корзину душистых, спелых, румяных яблок, за то, что вы заботитесь о ней, и она любит вас.

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа».Цель: освоение первоначальных.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Планета Земля»Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Планета Земля» Цель: 1. Учить изображать планету Земля; 2. Совершенствовать навыки работы с кисточкой и акварельными красками; 3. Развивать творческую.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по планете Земля» Программное содержание: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы-люди, являемся частью.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Живая-неживая природа» Программное содержание: Формирование элементарных представлений о живой и неживой природе. Закрепить знания детей о свойствах воды, путём.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Что у нас под ногами? Земля, почва» в средней группе Конспект занятия по ознакомлению с природой «Что у нас под ногами? Земля, почва.» в средней группе Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия в старшей группе «Земля — наш общий дом» Конспект занятия в старшей группе «Земля – наш общий дом» Цели: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых.

Конспект занятия в старшей группе «Живая и неживая природа» Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе. Задачи: Образовательные: • Познакомить.

Проект. Тема: «Земля — живая планета» Конспект НОД «Знакомство с профессией — космонавт» Задачи: 1. Образовательная. • Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта,.

Проектная деятельность «Живая книга леса» в старшей группеПроектная деятельность «Живая книга леса» в старшей группе 2017 год – год Экологии в России. Проект «Живая книга леса» (старшая группа) ГБОУ Школа 1078 модуль №3 Воспитатели: Яковенко Ю. Ю. Поликанина.

Психолого-педагогический тренинг «Живая планета-живая душа»Психолого-педагогический тренинг «Живая планета-живая душа» Цель: создание условий для развития межличностных отношений, умения работать в команде, улучшение эмоционального фона педагогов и закрепление.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля»
Опубликовано: 8 октября 2019 в 22:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки