Конспект НОД в старшей группе «Поможем Незнайке» по опытно-экспериментальной деятельности

Олеся Жураковская
Конспект НОД в старшей группе «Поможем Незнайке» по опытно-экспериментальной деятельности

Программные задачи:

«Познание»

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

-развивать наблюдательность, умение проводить несложные эксперименты,

анализировать, делать выводы;

- развивать органы зрения, слуха, обоняния, сенсомоторные способности.

«Коммуникация»

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

«Социализация»

- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;

- развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

«Здоровье»

- закрепить о значении чистого воздуха для здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;

- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

- закрепить правила безопасности поведения во время проведения экспериментов.

«Труд»

- развитие трудовой деятельности во время экспериментов;

Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире, желание помочь сказочному персонажу.

Персонаж: Незнайка.

Оборудование: Письмо и посылка от Незнайки, открытка с загадкой, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря, алгоритм выполнения каждого эксперимента, мольберт, таблички с именами детей, фартуки или халаты, блюдце, прозрачный стеклянный стакан, свечка, спички, полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, стаканы по количеству детей, трубочки, ёмкости с водой, салфетки, пустые бутылочки, крышки от фломастера, футлярчики от киндера с разными ароматами, воздушные шары, зубочистки, палка-весы, кусочки пластилина, минеральная вода.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс письмо и посылку для вас, а от кого, мы сейчас посмотрим.

- Давайте,сначала прочтем письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Я хожу в школу, в первый класс. И мне учитель задал домашнее задание узнать и рассказать о том, что находится в посылке. Помогите, пожалуйста. Скоро буду у вас.»

- Ребята, поможем Незнайке? (Да)

- Давайте откроем посылку, и узнаем, что же там находится. (Ничего нет)

- Ой, пусто. Посмотрите, а вот на крышке (с обратной стороны посылки)

прикреплена какая- то открытка с загадкой. Ребята,внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

- Что же нам прислал Незнайка? (Воздух).

- Значит, мы должны собрать информацию для Незнайки о воздухе.

- Ребята, а для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

- Сейчас это мы проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать. (Плохо).

- Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

- Для дыхания нам нужен кислород. Воздух состоит из кислорода, мы им дышим, и из углекислого газа, мы его выдыхаем. Кислород нужен не только для дыхания. Зажжём на блюдце свечу, горит? Накроем ее стаканом. Раз, два, три – погасла! А почему? (Ответы детей).

- Нет воздуха, а точнее кислорода, а без него нет огня.

- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы детей).

- Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д.)

- А кому ещё нужен воздух? (Животным, растениям, рыбам).

- Правильно, всему живому.

- И сегодня мы с вами по просьбе Незнайки поговорим о воздухе как, настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория).

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

- Скажите, какими качествами должен обладать ученный? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

- Я приглашаю вас в лабораторию. (Дети надевают халаты или фартуки).

- Итак, я предлагаю вам познакомиться и сесть парами. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

- Посмотрите на мольберт, как вы думаете, что здесь изображено? (глаз, руки, нос, ухо, гиря)

- Это модель наших исследований. Как вы думаете, что означает знак «глаз»? (Ответы детей).

- Это знак означает, как можно увидеть воздух.

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Он пуст).

- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь наберите в пакет воздух и закрутите его. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).

Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (Ответы детей).

- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Вывод: воздух нельзя увидеть, он прозрачный.

Давайте отметим на нашей модели карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

- Что дальше нарисовано на модели? (Руки). Как вы думаете, что могут обозначать руки? (Ответы детей).

- Можно ли почувствовать воздух?

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

- Возьмите со стола наши пакеты и вновь поймайте воздух. А теперь возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Ответы детей).

- Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (Воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладошки через трубочку, что чувствуете? (Воздух, струю воздуха).

Воспитатель: Оказывается, есть очень много предметов, которым нужен воздух. Где мы можем использовать воздух?

Дети: Вентилятор, фен, обогреватель, надувные матрацы.

Воспитатель: Теперь подумайте и скажите, какой бывает воздух зимой, а какой летом?

Дети: Летом - теплый, а зимой холодный.

Опыт. «Теплый и холодный»

Воспитатель: А теперь давайте узнаем, какой воздух выделяют наши предметы?

(На столе лежит фен и вентилятор, и проверяем, включив в розетку)

Дети: Вентилятор дует холодный воздух, а фен теплый.

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его.

- Как вы считаете,нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи пакета, веера, дули на ладошки).

Посмотрите,, нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? (Как услышать воздух)

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

- Возьми те по крышечке от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук).

- А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (Ответы детей).

- Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух).

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли крышки от фломастера и воздушный шарик).

- А когда мы, слышим воздух на улице? (Когда дует сильный ветер).

- Ветер – это движение воздуха.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

- Я вас приглашаю на ковёр, отдохнуть и подготовиться к следующему эксперименту.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«насос»

Глубокий вдох – руки вверх,

Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий знак? (Нос).

-Что он означает? (Ответы детей).

- Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №5 «Узнай по запаху»

- Возьмите футлярчики от киндера, что в них? (ничего,там воздух)

- Да, действительно там воздух, но не простой, Понюхайте, что вы чувствуете, угадайте какой запах. (Ответы детей).

Вывод: воздух не имеет запаха, но распространяет и переносит другие запахи.

- Посмотрите у нас остался еще один знак, что это? (Гиря). Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? (Ответы детей).

- Имеет ли воздух вес?

Кто как думает? Давайте проверим?

Эксперимент № 6 «Сколько весит воздух?».

- Попробуем взвесить воздух. К обоим концам палки привязываем два одинаковых воздушных шарика, на середину палки прикрепляем веревочку, и находим равновесие. Что произойдет, если проткнем один из шаров острым предметом? (Ответы детей).

- Почему конец палки, к которому привязан лопнувший шарик, поднялся вверх? (Ответы детей).

Из шарика вышел воздух, шарик без воздуха стал легче.

Вывод: воздух имеет вес.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Итак, ребята, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, и заполнили нашу модель выводами. И эту модель, мы можем подарить Незнайке.

Стук в дверь, заходит Незнайка со связкой воздушных шаров, здоровается с детьми.

Н: - Вы получили мое письмо и посылку.

Ответы детей

- ребята, а что было в посылке? А что такое воздух?

В: - Незнайка, мы провели несколько экспериментов и составили такую модель.

Н: - А что это означает?

В: - Дети сейчас помогут тебе и расскажут. (Ответы детей по модели).

Н: - Вот спасибо, ребята, теперь я многое знаю о воздухе, и наверное получу «5». А за то, что вы мне помогли, подарю вам воздух в шариках.

В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

Раздает детям шарики, берет модель, прощается и уходит.

- Дети вам понравилось, экспериментировать? (Ответы детей).

- А мне понравились вы, и понравилось работать с вами. Вы молодцы! Спасибо всем!

Публикации по теме:

Итоговая НОД в старшей группе «Поможем Незнайке». .

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства снега» Цель: Ознакомление детей со свойством предметов через экспериментальную деятельность. Задачи: 1. Познакомить детей со способами изготовления.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства воздуха» Лилия Хафизова Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства воздуха» Цель: Способствовать развитию.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» «Воздух-невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Программные задачи:.

Конспект НОД в старшей группе «Воздухоискатели» по опытно-экспериментальной деятельностиКонспект НОД в старшей группе «Воздухоискатели» по опытно-экспериментальной деятельности Конспект НОД в старшей группе «Б» «Солнышко» по опытно – экспериментальной деятельности Тема: «Воздухоискатели». Подготовила: Баклушина.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Камень и глина» для старшей группыКонспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Камень и глина» для старшей группы Цель: сформировать представления детей о свойствах глины и камня. Задачи: 1. Образовательные: развивать познавательно-исследовательскую.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри» Цель: Познакомить дошкольников с ОВЗ со свойствами мыла, его разновидностями и назначением, со способами образования мыльных пузырей. Задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительный песок» План – конспект непрерывно - непосредственной образовательной деятельности по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Поможем Незнайке» по опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 30 июля 2018 в 08:01
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 апреля. День экологических знаний

Очередной тематический день посвящен вопросам экологии, которые особенно актуальны в современном мире. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы заложить в ребенке основы...

15 апреля. Всемирный день искусства

Международный день искусства отмечается ежегодно, начиная с 2012 года. 15 апреля было выбрано датой торжества потому, что это день рождения знаменитого художника и изобретателя Леонардо Да Винчи. Нам всем...

Фотоотчёт о занятии по лепке из пластилина в старшей группе «Ракета»
Цель: формирование умения лепить ракету по образцу после объяснения и показа. Задачи: - совершенствовать умение детей лепить по представлению знакомые...
Оформление музыкального зала ДОУ к Дню космонавтики
В этом году - грандиозная дата празднования этого великого дня, 60 лет со дня полёта Юрия Гагарина ( первого человека) в космос. Было решено отпраздновать...
Фотоотчет «Наблюдение на прогулке за изменениями в природе весной в средней группе»
Цель: Формирование умения у детей замечать изменения в природе в весеннее время года. Задачи: - формировать представление о типичных весенних явлениях...