Лучший педагог года

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Носандию» (познавательное развитие)

татьяна морозова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Носандию» (познавательное развитие)

Конспект НОД «Познавательное развитие» в старшей группе по теме : «Путешествие в Носандию» Автор конспекта : Морозова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ МО Плавский район «ЦРР – детский сад «Теремок» Образовательная область «Познавательное развитие» Задачи: знакомить детей с фразеологизмами, с их лексическим значением и происхождением; вводить в активный словарь детей фразеологические обороты о носах, учить понимать переносное значение этих фразеологизмов. Подвести детей к пониманию, что нос – это значимый орган человеческого тела, который выполняет важные для организма функции. Интеграция образовательных областей: Образовательная область «Речевое развитие» Активизировать речь детей, обогащать ее образными выражениями. Вызвать у детей эмоциональный отклик на образность фразеологизмов, знакомить детей с русскими пословицами, с юмористическими стихами о носах. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Поощрять стремление обмениваться своими впечатлениями. Вызвать положительные эмоции от коллективного общения. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Знакомить детей с юмористическими рисунками на темы фразеологизмов, самим придумывать сюжеты рисунков на понравившийся фразеологизм, развивать воображение. Словарная работа: Носандия, фразеологизм, орган обоняния; зарубить себе на носу, на носу, остаться с носом, водить за нос, держать нос по ветру, совать свой нос, выспаться в носу. Предварительная работа: чтение сказок, в которых есть фразеологизмы, заучивание стихотворений, пословиц, вне занятий – беседы с детьми на различные темы с использованием различных фразеологизмов, рассматривание рисунков, объясняющих значение фразеологизмов; дидактические игры: «Фразеологический зверинец», «Скажи по-другому». Материалы и оборудование: рисунки фразеологизмов, игрушка Буратино, атрибуты к инсценированию фразеологизмов, игрушка топор, дощечка, листы бумаги, фломастеры. Ход НОД 1. Дети получают письмо без адресата, читают его. «Приглашаю вас в Носандию. Я буду вашим экскурсоводом. Кто я? Отгадайте. Что за странный Человечек деревянный, Всюду нос сует он длинный. Кто же это? Буратино! Появляется Буратино. - Здравствуйте, ребята! Молодцы! Быстро отгадали мою загадку. - А кто такой экскурсовод? (Ответы детей) -Хотите побывать в необычной стране Носандии? А название этой страны вам ни о чем не говорит? Скажем вместе: «Носандия». Это СТРАНА НОСОВ И НОСИКОВ. -Ребята, а зачем вам нужен нос? (Чтобы дышать, чувствовать запахи; нос охраняет от микробов, согревает, увлажняет воздух, украшает нас) Воспитатель: А послушайте, дети, как ответил один мальчик на вопрос, зачем нам нужен нос. (Чтение стих-я И. Порфирьева «Как ответить на вопрос) Буратино: А если бы у нас не было носа, как бы мы выглядели? (Ответы детей) А я знаю одну девочку, которая потеряла свой нос. Хотите про нее узнать? (Чтение стих-я «М. Гойхмана «Инна потеряла нос…») Воспи-ль: Нос – это важный орган обоняния, но у него есть и другой смысл. Буратино: Вы попадете в мою страну, если отгадаете, кому принадлежат эти носы. (Из коробочки воспитатель достает носы, дети отгадывают). (Носы Бабы-Яги, Лешего, клоуна, снеговика, Карлсона) 2 .Буратино приглашает детей сесть на стульчики. -Вот вы и в необычной стране Носандии. Здесь живут смешные выражения про нос, эти выражения называются фразеологизмами. Будьте внимательны! На доске рисунок, раскрывающий выражение «зарубить на носу». -Что изображено на этом рисунке? ( Буквально: на носу делают зарубки) -Кто из вас слышал выражение «зарубить себе на носу», от кого? Что оно означает? Оно означает – запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда Дело в том, что на Руси делали зарубки на палочках, которые назывались НОСЫ. Отсюда и пошло выражение "Заруби себе на носу". Поэтому когда мы говорим, что нужно что-то «зарубить себе на носу», это означает, что нужно что-либо «запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. -А какое выражение спряталось в этом рисунке? (На носу у девочки – елка с Дедом Морозом) На носу – очень скоро какое-то событие, праздник. Буратино спрашивает у детей, какой праздник скоро у них на носу. Дети отвечают. «Остаться с носом» Фразеологизм оставить с носом означает ‘оставить ни с чем, обмануть, одурачить’, а остаться с носом – ‘оказаться одураченным, потерпеть неудачу’. Но при чем же тут нос? Дело в том, что этот фразеологизм возник тогда, когда в русском языке существовало еще одно слово нос (однокоренное слову носить) со значением ‘подношение невесте как выкуп за нее’. Если сваты приходили с таким подношением в дом невесты и получали в этом доме отказ, то их подношение не принималось, они и оставались со своим «носом». Слово нос с таким значением вышло из употребления и сохранилось лишь в составе фразеологизма. Но в языке существует другое слово нос, обозначающее часть лица, совпадающее по звучанию с утраченным, поэтому мы теперь связываем фразеологизм с оставшимся словом. Инсценировка фразеологизма (Полина - невеста,Алеша – жених, двое детей – сваты) «Водить за нос». Эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уж хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться! Кольца вдевали в носы и быков, чтобы сделать их нрав более покладистым. Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он» водит за нос». «Держать нос по ветру» Буратино показывает ребятам парусный корабль. Какое отношение парусник имеет к носу? Оказывается, самое прямое. В славные времена парусного флота передвижение корабля полностью зависело от направления ветра, от погоды. Штиль, безветрие – и паруса напоминали тряпку. Дует противный ветер в нос корабля – приходится думать уже не о плавании, а уже о том. чтобы все якоря бросить, то есть «стать на якорь» и убрать все паруса, чтобы воздушный поток не выбросил судно на берег. Чтобы выйти в море, требовался попутный ветер, который надувал паруса и направлял судно вперед в море. Капитану и морякам все время нужно было держать нос по ветру, подстраиваться под попутный ветер. Выражение «держать нос по ветру» пришло к нам от моряков. Теперь это выражение означает в переносном смысле – приспосабливаться к каким - либо обстоятельствам. «Совать свой нос» - вмешиваться в чужие дела, быть излишне любопытным. Буратино: - А какой фразеологизм спрятался в этом рисунке? -Какую пословицу вы знаете? Ответ детей: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Буратино: Наверное, каждый из вас хоть раз побывал такой Варварой! Чтение стихотворения А. Усачева «Совать свой нос» Любопытная Варвара Приходила на базар. И во все свой нос совала: В сапоги, в сметану, в сало, В мед, в горчицу, в скипидар… - Что купили? Как продали? -Где украли самовар? Взяли тут И нос Варваре Оторвали На базаре. «Выспаться в носу» - так говорят об очень доверчивом человеке, которого легко обмануть. 3. Буратино: - Предлагаю немного отдохнуть- размять наши носики. Встаньте, поставьте кончик указательного пальца на нос. Делайте движение вверх-вниз, вправо-влево, а теперь вращайте носик в одну сторону, а потом в другую. Сделайте глубокий вдох через нос, резкий выдох через рот - 2 раза. Молодцы! А какие вы знаете фразеологизмы про нос? Может быть, ваши родители употребляют или бабушки с дедушками? (Ответы детей) 4. Воспитатель: А про нос сложено много пословиц в народе. Пословицы 1. Не суй свой нос не в свое дело. 2. Чем носовитей, тем красовитей. 3. Чем не молодец, коли нос с огурец! 4. Всякая птица своим носом сыта. 5. Береги нос в большой мороз. 6. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. 7. Лучше иметь длинный нос, чем длинный язык. 8. Сыт – весел, голоден – нос повесил. 9. Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глазки продирает. Приметы 1. В носу свербит – к радостной вести. 2. Гусь прячет под крыло нос – к холоду. 5. Буратино: Как много вы знаете пословиц! - Вам понравилось у меня в Носандии? - Тогда я хочу, чтобы вы нарисовали понравившийся вам фразеологизм про нос и устроили выставку для родителей. Проходите за столы. (Дети рисуют стоя или сидя (по желанию) Рисунки выставляются на доску. Буратино прощается с ребятами.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие в Носандию“ (познавательное развитие)» размещена в разделах

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» «Охраняем природу» .

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) «Путешествие к Солнечному острову» в средней группе Цель: формирование у детей интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений. Задачи: -закрепление.

Конспект НОД познавательное развитие «Свойства дерева» в старшей группе Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6) лет по теме : «Свойства дерева». Занятие.

Конспект ННОД по познавательному развитию в группе старшего возраста «Путешествие в осенний лес» Конспект ННОД в группе старшего возраста Познавательное развитие Тема: «Путешествие в осенний лес» Задачи: Образовательные: Активизировать.

Конспект НОД в старшей группе «Весна. Признаки весны». Познавательное развитие Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна. Признаки весны». Образовательные задачи: Закрепить и усовершенствовать знания.

Конспект НОД в старшей группе ОО «Познавательное развитие» Тема «Профессии мамы и папы»Конспект НОД в старшей группе ОО «Познавательное развитие» Тема «Профессии мамы и папы» Конспект НОД в старшей группе ОО «Познавательное развитие» Тема «Профессии мамы и папы» Педагогические задачи: Образовательная: расширять.

Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: Дать представление детям о роли воздуха через организацию опытов. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим,.

Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе «Путешествие в Арктику» Конспект открытой ОД по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе «Путешествие в Арктику»[/i][/b] Тема: «Путешествие в Арктику» Цели:.

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Путешествие в страну геометрию» Цель: закрепить знания о геометрических фигурах. Задачи: - упражнять детей узнавать и называть геометрические фигуры; - закрепление знаний.

НОД в старшей группе «Город в котором я живу. Серпухов» О. О. Познавательное развитие, Речевое развитие Тема: «Город, в котором я живу» Программные задачи: Речевое развитие: Развивать умение связно выстраивать свое высказывание, побуждать использовать.

Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Носандию» (познавательное развитие)
Опубликовано: 21 октября 2016 в 11:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД