Елена
Конспект НОД «Путешествие в страну Гжелию» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну Гжелию»
Цели:
- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;
- закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;
- воспитывать самостоятельность и творчество.
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну Гжелию“ в старшей группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Обучающие:
- учить выполнять орнамент с применением элемента «точка», «штрих», «линия», «капелька», «бордюр», «ситчик», «розочки», «волнистые дуги»;
- учить выделять традиционные особенности гжельской росписи : белый фон и сине-голубой рисунок;
- активизировать словарный запас (гжель, мастер, сервиз, кайма);
- приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности;
- продолжать формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
- эмоциональную отзывчивость;
- умение оценивать работу сверстников.
Развивающие:
- развивать чувство цвета при составлении узора;
- развивать память, мышление, творческое воображение.
- развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.
- расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, роспись, бордюр и т. д.)
- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
Методы:
Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций)
Словестный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)
Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности)
Материал и оборудование:
Гжельская керамика, белая скатерть, иллюстрации с гжельскими скульптурами, образцы элементов гжельской росписи, карточки с изображением изделий разных народных промыслов и загадки о них.
Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, листы белой бумаги.
Предварительная работа: рассматривание посуды росписью гжель, рассказы об истории гжельской росписи и народных умельцах, просмотр презентации, чтение художественной литературы.
Ход занятия
Организационный момент.
Все гжельские изделия поставить на стол и закрыть скатертью. Дети сидят на ковре в кругу.
Воспитатель:
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Воспитатель:
- Ребята, недавно мы с вами познакомились с гжельской росписью. Вам понравилось? А давайте сегодня мы отправимся в сказочную страну Гжелию? В сказочной стране мы сами сможем научиться расписывать изделия как гжельские умельцы. Чтобы попасть в сказку, нам надо выполнить задание. Я буду показывать вам карточки с изображением изделий разных народных промыслов, а вы отгадайте их название.
1. Тук-тук, щелк – щелк,
Медведь, мужик, коза и волк
Деревянные игрушки
И медведи и старушки
То сидят, а то спешат
Ребятишек всех смешат
(Богородская резьба)
2. Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
3. Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городец)
4. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы.
А ну назови-ка меня!
(Дымка)
5. Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
Воспитатель:
- Какие молодцы! Отлично справились с заданием! Давайте теперь вспомним, что мы узнали на прошлом занятии о гжельском промысле.
-Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? -показ демонстрационных изображений элементов Гжели («точка», «штрих», «линия», «капелька», «бордюр», «ситчик», «розочки», «волнистые линии, дуги»)
-Какие изделия делали мастера из глины? (посуда, различные фигурки)
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Замечательно! Теперь можно отправляться в путь! (Дети подходят к столам)
Здесь рисуют девицы
Белые картинки,
Голубой узор на них,
Словно паутинка.
Эти синие цветы
Мы в узоры заплели.
Синих красок карусель
Называют всюду Гжель!
(Воспитатель снимает скатерть с изделий)
- Ну вот мы и прибыли в сказочную страну Гжелию! Посмотрите какое прекрасное васильковое чудо встречает нас здесь. (Рассматривание предметов, называние элементов росписи)
-Ребята, в этой стране очень хочется создавать что-то прекрасное. Я предлагаю и вам стать народными умельцами и научиться рисовать все узоры, которые используются в гжельском промысле. Садитесь за столы. Но перед работой нужно размять наши пальчики.
Физминутка «Сеточки Гжели».
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как мы рисуем сетки гжель. (руки вниз и в стороны)
Воспитатель:
- Посмотрите пожалуйста на доску. Предлагаю начать с рисования узора «бордюр» или «кайма». Это волнистая линия с точками. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок. Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой) Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую) Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.
- Не забываем, если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок. Рисую концом кисти – получаются тонкие линии. Чтобы нанести точки, нужно держать кисть прямо, ворсом вниз над листом. Теперь вы возьмите свои кисти и краски и начинайте наносить узор на свой лист.
- Тонкие линии мы уже можем наносить. С помощью этого умения, мы сможем нарисовать и другие узоры: «завиток», «ситчик», «дуги». Давайте сначала прорисуем каждый элемент в воздухе. Посмотрите, как это делаю я на своём листе. Ну, а теперь вы нарисуйте эти узоры у себя на листе.
- А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.
- Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья. Мне нужны помощники. (Работа детей у доски (двое – трое детей)
- Обратите внимание на этот цветок. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами гжельской росписи. Вам понравилось наше путешествие в сказочную страну? (да)
- Ребята, посмотрите, как хорошо и правильно получились у вас узоры! На них не наглядеться! На душе становиться радостно, празднично! А теперь, мы должны возвращаться домой. (Под музыку дети проходят на ковёр)
Воспитатель:
- Ребята, каким узорам вы научились сегодня? («точка», «штрих», «линия», «капелька», «бордюр», «ситчик», «розочки», «волнистые линии, дуги»)
- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)
- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)
- Кому какой узор больше всего понравилась? Почему?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера! Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.