Конспект НОД в старшей группе «Во дни торжеств и бед народных»

Любовь Григорьева
Конспект НОД в старшей группе «Во дни торжеств и бед народных»

Цель: познакомить с образами защитников Отечества, богатырями.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».

Дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра, познакомить с понятием «русский богатырь».

Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество, Русь, ратник, богатырь, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны, колчан со стрелами, палица, копьё.

Воспитательные:

Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите.

Содействовать воспитанию любви к Родине-России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

Развивающие:

Способствовать развитию нравственного отношения к миру, понимать защиту малых и слабых как долг.

Материал к занятию:

1. Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

2. Раскраски с изображением оружия русского богатыря.

3. Цветные карандаши.

4. Отрывок мультфильма «Илья Муромец и соловей разбойник».

Ход занятия:

Хозяюшка: Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в избу, к теплой печке. Хоть зима на дворе, а у меня тепло да уютно. Посидим рядком да поговорим ладком.

Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется паша страна? (Россия). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина значит родная. Как мать и отец. А в старину её называли Русь – матушка. В древние времена было много войн и на защиту нашей Руси всегда вставали защитники. Первых защитников звали богатырями, вот о героях богатырях – Древней Руси, которые жили 1000 лет назад мы и поговорим. Поговорим о славе, о их подвигах, о защитниках земли русской и своего Отечества.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Хозяюшка: Я принесла вам репродукцию картины знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова, которая называется «Богатыри». (Выставляет перед детьми репродукцию картины.)

Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером.

Всё это время он никогда не расставался с картиной. Возил ее с собой с квартиры на квартиру, из города в город. И вот она готова.Назвал ее Васнецов просто и коротко: «Богатыри». Древнее это слово. Богатырь – значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.

Красивые песни – былины слагали в народе о русских удалых молодцах. Много былин знал наизусть и Васнецов и, работая, любил их чуть слышно напевать, подражая монотонному голосу старинных гусляров – сказителей.

Три богатыря

Вечерняя тает заря,

Клубятся над степью тучи.

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих.

От силы жестокой вражьей

Народ берегут они

И грозно стоят на страже

Нашей родной земли!

Давайте рассмотрим эту картину.

Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли.

Богатыри повернули головы,зорко вглядываются: уж не враг ли там, вдали?»

Хозяюшка:На заставе три богатыря: Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец. Они всматриваются вдаль, не собирается ли напасть враг.

Илья Муромец — крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всём его облике. У него благородное лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним вороной конь, «слегка потряхивая бубенчиками под чёлкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою,но не торопится: такой богатырь напрасно воевать не станет. Он любит Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца — Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.

Третий богатырь — Алёша Попович — сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, но не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берёт ловкостью, находчивостью. Рыжий конь Алёши под стать ему: низко опустил голову, чтоб пощипать травы, но уши навострил. Хитёр Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель — не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Хозяюшка: Посмотрите, ребята, какие одежда и оружие у богатырей.Богатыри носили доспехи: поверх одежды надевали железную рубашку, которая называлась кольчугой. Она была сделана из множества железных колечек. А делали её мастера-кузнецы. Кольчуга защищала воинов от вражеских ударов, поэтому на железе не экономили.

На голову богатыри надевали шлемы, их тоже изготавливали из железа. Иногда шлемы золотили, украшали орнаментом, изображениями ангелов, святых и Самого Вседержителя. Такие шлемы не только защищали воина в бою, но и охраняли его. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом слайдов.) А как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.) Верно, это щит. Слово «щит» звучит одинаково на всех славянских языках и означает навес, защиту. Для лёгкости его изготавливали из дерева и обтягивали кожей. На внутренней стороне щита были прикреплены ремни, чтобы богатырь мог просунуть туда руку. Щиты были разной формы. Для конницы — воинов на лошадях — круглой формы, а для пеших воинов — миндалевидные или овальные. На внешней стороне щита часто был начертан крест. Ведь крест — это наша защита.

Кто из вас знает, какое оружие было у богатырей? (Ответы детей.) У богатырей были мечи, копья, а ещё булавы, топоры, луки со стрелами. Вот, ребята, вы многое узнали о богатырях.

Физкультминутка:

Давайте представим, что мы тоже русские богатыри. Запряжем своих лошадей в упряжь и проедем по границам Руси.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце руки в боки.

Наклонились влево, вправо -

Получается на славу!

(Дети садятся на места, занятие продолжается)

Хозяюшка: Крепкие духом, прославившиеся делами. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство - сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов

оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси - матушке.

Хозяюшка: А сейчас об одном богатыре мы посмотрим Мультфильм «Илья Муромец и соловей разбойник».

Хозяюшка: Ребята, а сейчас нас ждёт наша мастерская, мы изготовим и украсим оружия для богатырей. Использовать можно любой материал, который вам понравится.

(Раскрашивание раскрасок)

Хозяюшка: Мой рассказ о русских богатырях подходит к концу, мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам,своим потомкам:

«Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину».

А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Литература:

О. А. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016.

Л. Е. Гринин «Народная культура и традиции. занятия с детьми 3-7 лет», Издательство «Учитель», 2018.

Л. Соловьева, Л. Царенко «Наследие. И быль, и сказка», Изд.: «Линка-пресс», 2011.

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшей группы о народных куклахБеседа с детьми старшей группы о народных куклах Доброго времени суток всем, кто заглянул на мою страничку! Эту беседу я хотела провести тогда, когда в группе будет в наличии максимальное.

Конспект беседы «Сказочная гжель» ко Дню народных узоров на МAAMКонспект беседы «Сказочная гжель» ко Дню народных узоров на МAAM Конспект беседы "Сказочная гжель" Цель: знакомство детей с гжельским народным промыслом. Воспитатель: Ребята, обратите внимание, на нашу.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Такие разные матрешки» в рамках проекта «Страна народных мастеров»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Такие разные матрешки» в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: познание, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с Городецкой росписью» (рамках проекта «Страна Народных мастеров»)Конспект интегрированного занятия «Знакомство с Городецкой росписью» (рамках проекта «Страна Народных мастеров») Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Во дни торжеств и бед народных»
Опубликовано: 25 февраля 2021 в 04:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Международный день ветеринарного врача

Добрым и самоотверженным людям, которые лечат братьев наших меньших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к профессии...

24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...


Горячие темочки