Папки-передвижки

НОД в старшей группе «Все о транспорте». Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром

Наталья Леонидовна Лобачёва
НОД в старшей группе «Все о транспорте». Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

В рамках консультпункта по ТРИЗ-ртв

Цель:

Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром».

Программное содержание

• Формировать основы диалектического мышления детей при ознакомлении с транспортом.

• Используя генетическую линию СО, рассмотреть развитие транспортных средств от старинных до современных видов, постепенно выделяя изжившие себя качества.

Публикация «НОД в старшей группе „Все о транспорте“, Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром» размещена в разделах

• Подводить детей к умению формировать противоречие. Учить находить ресурсы для решения поставленной проблемы, сопоставлять свои варианты с предложенными, находить наиболее точные (ИКР).

• Продолжать формировать умение объяснять свойства и качества объектов в ракурсе 2 противоположных сторон.

• Развивать способность детей находить объект путём сужения поля поиска с помощью алгоритма вопросов (Игра «Да – нет»).

• Используя символическую аналогию, закреплять умение классифицировать разновидности транспортных средств.

• Развивать воображение, умение находить нестандартные решения при установлении ассоциативных связей объекта (автомобиля со случайно выбранным объектом) (МФО).

• Формировать интерес к познавательной деятельности, обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать грамматически правильную речь.

Словарная работа:гужевой, двигатель, кондиционер.

Воспитатель показывает красивую коробочку.

- Ребята, отгадайте мою загадку.

Д/и «Да – нетка»

- Это природный мир? – нет.

- Это рукотворный мир? – да.

- Это сделано из дерева? – нет.

- Это сделано из ткани? – и да, и нет.

- Это сделано из металла? – да, в основном.

- Это транспорт? – да.

- Это воздушный транспорт? – нет.

- Это наземный транспорт? – да.

- Этот транспорт перевозит грузы? – нет.

- Это пассажирский транспорт? – да.

- Он много перевозит людей? – нет.

- Это легковой транспорт? – да.

- Это автомобиль? – да.

(«показывается» автомобиль-игрушка)

- А что это такое? (в салоне лежит конвертик с картинками или схемами с изображениями транспорта в прошлом и настоящим).

- Ребята, наш автомобиль просит помочь узнать и разобраться, кем он был в прошлом? Кто возил вместо него пассажиров?

- Разложите по порядку эти картинки.

Д/и «Что сначала, что потом?»

Дети раскладывают в кармашки или на магнитной доске последовательно картинки.

1. Карета с тройкой лошадей

2. Паровой автомобиль

3. Современный автомобиль

Карета, запряжённая тройкой лошадей.

- Этот вид транспорта называется гужевой. Здесь используются лошадиные силы. До сих пор измеряют мощность двигателя лошадиными силами.

- Если запряжены 3 лошади, – значит, используются 3 лошадиные силы. А в автомобили, например, мощность двигателя равна 100 лошадиным силам.

- Что хорошего в гужевом виде транспорта?

- Пассажиры доезжают до того места, куда им нужно: в больницу, в гости, на природу… и т. д.); не устают при этом; экологически чистый – не загрязняет воздух.

- Чем же не устраивает этот вид транспорта людей?

- Нужно было содержать лошадей; строить для них жильё, кормить, поить, на зиму сено запасать, ухаживать, лечить; медленное передвижение.

- Такой вид транспорта в городе не используется. В деревне же люди с помощью лошадей перевозят небольшие грузы.

- На смену пришёл паромобиль. Назовите, ребята, хорошие стороны паромобиля.

- Лошадей не надо было содержать; скорость была выше.

- А чем он был не удобен?

- Очень много места занимало устройство (конструкция) двигателя: котёл, в котором нагревалась вода, топка, куда бросали дрова, уголь, труба, по которой поднимался дым и выходил наружу; паромобиль загрязнял воздух дымом; скорость его всё равно была низкая.

- И наконец-то появился автомобиль.

Хорошо: быстро можно доехать, куда только захочется: на дачу, на юг, в другие страны и т. д. ; не устанешь; если захочешь, можно спать на разложенных сиденьях; можно слушать музыку и т. д. ; если жарко открыть окно.

Плохо: опасно, можно попасть в аварию, загрязняет воздух выхлопными газами, которые вредны для здоровья; может поломаться – затрачиваются средства на починку, можно простудиться, если открыть окно и т. д.

- Автомобиль благодарит вас, ребята, всё было интересно. Оказывается, кроме положительных качеств, есть и отрицательные, и автомобиль с вами согласен.

Всё в мире состоит из противоположностей.

Д/и «Где спрятались противоположности в автомобиле»

Дети встают в круг, воспитатель бросает по-очереди мяч.

Восп. : Реб. :

Быстрое - медленное движение

Открытое – закрытое окно

Увеличивается - уменьшается скорость

Твёрдое – мягкое кресло

Гладкий - шершавый корпус внутри

Разогревается – охлаждается мотор

Подвижное – не подвижное сиденье

Физминутка

Детям показываются символы, обозначающие воздух, воду, землю, уточняется знание этих символов, например:

- Что, это, по-вашему, ребята?

- Облако, небо.

- Какой вид транспорта должен здесь находится.

- Воздушный.

- Это, что, по-вашему, ребята?

- Дорога.

- Какой вид транспорта должен здесь находится.

- Наземный.

- А это, что, ребята?

- Река, море, вода.

- Какой вид транспорта должен здесь находится.

- Водный.

Каждому ребёнку прикрепляется эмблема с изображением: самолёта, вертолёта, катера, корабля, автобуса и т. д.

- Представим, что мы находимся в необычном городе, где всё перепуталось: едут автомобили, плывут корабли, летят самолёты, пока звучит музыка – мы в движении, смолкнет – быстро находим своё место (т. е. символ)

Например, ребёнок выбрал символ-облачко:

- Почему ты выбрал это место?

- Потому что я самолёт, я воздушный транспорт и т. д.

- Ребята, недавно я смотрела передачу, где принимали участие наши любимые телевизионные друзья.

- Оказывается, Степашка собрался в путешествие на своём автомобиле вместе с Хрюшей. Но вот в чём проблема: Хрюше нельзя ехать с открытым окном, так как он после болезни и может опять простудиться, а с закрытыми окнами ему будет плохо от недостатка свежего воздуха. Как сделать так, чтобы Хрюша мог дышать свежим воздухом не открывая окна автомобиля? Давайте попробуем решить с вами эту проблему.

Обсуждение ресурсов.

Можно вентилятор включить – Варианты ответов детей: Свежего воздуха от этого не добавится, так как вентилятор только охлаждает

Остановить автомобиль – проветрить его - Варианты ответов детей: Потеряется много времени

Выйти подышать свежим воздухом- Варианты ответов детей: Очень долго придётся ехать

Люк на крыше сделать - Варианты ответов детей: Для этого необходимо время, чтобы поставить автомобиль в ремонт, мастерскую, нужно тратить деньги

Кондиционер поставить- Варианты ответов детей: Это очень хорошо, только дорого

Поставить чувствительные пластинки и автомобиль будет чувствовать сам состояние человека, регулировать температуру в салоне, будет понимать желание пассажира и выполнять его. - Варианты ответов детей: Идеальный конечный результат (ИКР)

- ребята, автомобиль удивлён и обрадован тем, что узнал ещё о том, каким он может быть в будущем.

- Давайте постараемся его ещё раз удивить.

Д/и «Необычный автомобиль»

МФО (метод фокальных объектов)

Автомобиль благодарит детей, а детям предлагается нарисовать автомобиль будущего.

Публикации по теме:

«Волшебное превращение бабочки». Тестопластика. Коллективная работа«Волшебное превращение бабочки». Тестопластика. Коллективная работа Вот уже много лет я веду кружок по тестопластике "Волшебные ладошки". Лепка для малыша это: • безопасное и увлекательное занятие; • развитие.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе «Все о транспорте». Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром
Опубликовано: 28 января 2014 в 15:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в старшей группе «Все о транспорте». Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леонидовна Лобачёва (УИ 182635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД