Конспект НОД в старшей группе «Эксперименты с песком, глиной»

Репкина Виктория
Конспект НОД в старшей группе «Эксперименты с песком, глиной»

Конспект НОД в старшей группе

«Эксперименты с песком, глиной»

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины знакомить с окружающим миром

- Подводить детей к ответу полными предложениями.

- Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

- Обогащать словарный запас новыми понятиями.

Развивающие: развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения

Воспитательные:

- Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

- Прививать любовь к природе.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Словарная работа: рыхлость, сыпучесть, песчинки, мягкость, пластичность, плотность.

Формы работы: дидактическая игра, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками: беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры; исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Эксперименты с песком, глиной, на выявление свойств и качеств; здоровьесберегающие технологии.

Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, трубочки, салфетки, ложки, стаканы с водой, формочки.

Методы и приёмы:

Наглядный: показ воспитателя.

Словесный: загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения.

Игровой: сюрпризный момент, игра путешествие.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за песком.

Рассматривание песка, земли.

Труд в уголке природы и на участке.

Самостоятельная деятельность:

Дидактические игры (лото, домино)

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла не с пустыми руками, а с волшебным сундуком, чтобы узнать что внутри вам надо отгадать загадки.

Я вам загадаю загадки, а вы угадайте.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть (песок)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно!

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу (глина)

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Открывает коробку в ней стакан с песком, глиной.

Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину. Итак, давайте войдем в нашу лабораторию и начнем исследование (отодвигается ширма, на столе подносы на них стакан с песком, ложечка, формочка для песка, стакан с водой, трубочка, салфетки).

- Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории:

Не пробовать то, с чем экспериментируете!

Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!

Слушать внимательно воспитателя!

Работать дружно!

Мыть руки после экспериментирования!

- Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.

1 опыт:

«Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

- Из чего состоит песок? (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей) Куда девалась вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что то - из мокрого или сухого? (Ответы детей).

Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.

- А теперь перейдём к другому столу (на столе тарелочки закрыты салфетками).

2 опыт: Поднимите салфетки! Что мы видим? Как вы догадались, что это глина? (Ответы детей.)

- Внимательно рассмотрите ее. Какого она цвета? (коричневого) Возьмите в руки, помните! Легко мять? (ответы детей)

- Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)Ребята, я хочу вам также рассказать, что в Дагестане есть село Балхар, там мастера изготавливают глиняные кувшины и игрушки. (Показ кувшинов)

В заключение воспитатель делает вывод: глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.

Опыт 3

Воспитатель: Ребята, давайте слепим из песка и глины колобков! Как они высохнут, что получиться?

(Дети отвечают)

Молодцы ребята!

Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения.

Воспитатель: ребята, что мы узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.

Опыт 4

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим впитывают ли песок и глина воду?

два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой.

Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

Опыт 5

Воспитатель: Ребята давайте нальем не чистую воду, а грязную, и посмотрим что получиться.

Ребята, а песок пропускает воду? Давайте проверим. «Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает»

Берем две воронки в одной песок, в другой глина, потом

ставим в стакан наливаем воду и наблюдаем.

ВЫВОД: Глина воду не пропускает, а песок пропускает. Значит, песок может служить естественным фильтром для воды.

РЕФЛЕКСИЯ: Что мы сегодня делали? Ответы детей.

Что нового вы узнали? Ответы детей.

Ребята, что вам больше всего понравилось? Ответы детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет о дистанционно тематической недели «Опыты и эксперименты» в старшей группеФотоотчет о дистанционно тематической недели «Опыты и эксперименты» в старшей группе В старшей группе «Пчелки» 21 воспитанник, 20 семей. Из них: 7 воспитанников посещают дежурную группу, 1 семья (Кожаевой Софии) уехали.

Фотоотчет о проведении недели «Опыты и эксперименты» в старшей группеФотоотчет о проведении недели «Опыты и эксперименты» в старшей группе СИДИМ ДОМА# - Проводим время с пользой Дистанционное воспитание совместно с семьёй «Время даром не теряем…» в режиме самоизоляции с 18.

Фотоотчет «Игры и эксперименты с песком»Фотоотчет «Игры и эксперименты с песком» Играя с песком, экспериментируя, дети удовлетворяют свою потребность в тактильном развитии, тренируют зрительно-двигательную координацию,.

Комплексно-тематическое планирование «Опыты и эксперименты» в средне-старшей группе Дата: с 11. 02. по 15. 02. Тема: Опыты и эксперименты. Задачи: учить детей организовывать собственную деятельность экспериментирования.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Эксперименты с песком, глиной»
Опубликовано: 24 января 2021 в 19:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Фотоотчёт об игре «Зарница», посвящённой празднику 23 февраля
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт об игре «Зарница», посвящённой празднику Защитника Отечества - 23 февраля в...
Детский мастер-класс по конструированию из цветной бумаги объёмной игрушки «Цыпленок»
В известной поговорке говорится, что цыплят по осени считают. Но прежде чем считать цыплят, их нужно завести или сделать, как предлагают наши София и Руслан....
Фото отчёт о совместном творчестве детей с педагогами к 8 Марта
Ежегодно 8 Марта отмечается замечательный праздник весны – Международный женский день. В преддверии Международного женского дня 8 Марта с приходом...