МААМ-картинки

Конспект НОД «Животные Севера» в старшей группе

Любовь Ковалева
Конспект НОД «Животные Севера» в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДС «ДЕЛЬФИН» ГОРОД АБАЗА

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ковалева Любовь Михайловна,

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы "Животные Севера"

(первое занятие из цикла «Животные Севера»)

Публикация «Конспект НОД „Животные Севера“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель: создание социальной ситуации развития для расширения представления детей о животных Крайнего Севера.

Задачи:

Образовательные.

1. Создавать условия для формирования у детей углубленных знаний о животных Севера.

2. Создавать условия для формирования умения систематизировать знания об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему облику.

Развивающие.

1. Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений.

2. Тренировать навыки работы в команде, умение договариваться и обсуждать совместную деятельность, вести диалог.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества.

2. Воспитывать любознательность, чувство любви и доброты к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие"

Организация детских видов деятельностей:

• совместная работа ребёнка со взрослым;

• совместная деятельность ребёнка со сверстниками;

• самостоятельная деятельность ребёнка;

Предварительная работа педагога:

• создание мультимедийной презентации "Животные Севера"

• изготовление цветика-семицветика.

Оборудование и материалы:

• Мультимедийная установка, компьютер, магнитофон, музыкальный файл «Вьюга».

Для экспериментальной деятельности: кубики льда, таз с водой, игрушки медведь и тюлени, пенопласт, вазелин, салфетки, кусочек меха.

• "Снежный ком" (для игры)

• Цветик-семицветик.

• Фотографии с зимним пейзажем (3 шт, планшет.

• Коробочка с сюрпризом, угощение на всех детей.

Предполагаемые результаты:

1. 100% заинтересованность детей.

2. Позитивный настрой в решении образовательных ситуаций, свободное общение и умение договариваться, работая в команде.

3. В процессе экспериментирования дети получили более углубленные знания о жизни северных животных и их приспособленности к условиям Крайнего Севера.

4. В самостоятельной деятельности дети свободно могут воспользоваться полученными знаниями.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

1. Введение игрового момента.

Форма организации: дети стоят в кругу.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости, я очень рада вас видеть. (дети здороваются). Меня зовут Любовь Михайловна, а чтобы мне узнать и запомнить ваши имена, предлагаю сыграть в игру "Снежный ком". Будем ком передавать и имена свои называть.

Форма организации: Дети передают «снежный ком», поочередно называя свои имена.

Воспитатель: - Ну, вот, ребята теперь мы и познакомились!

Воспитатель: - Однажды фотограф, гуляя по окрестности нашего города, запечатлел красоту природы. Посмотрите на эти снимки (воспитатель показывает фотографии зимнего пейзажа)

-Что вы видите? (ответы детей -зимний лес, снег, зиму, деревья в снегу, всё покрыто снегом). Это красиво? Вам нравится? …И мне тоже очень нравится! Но, к сожалению, эта белая сказка не вечна.

-Почему? (Потому что после зимы наступит весна, снег растает).

-Ребята, как вы думаете, есть ли на земле такое место, где царствует вечная зима? (Да).

-Знаете такое место? (Северный полюс).

-А, что в нём такого особенного? (там всегда холодно и много снега).

-Всё верно. Северный полюс - это ледяная пустыня, это царство холода, снега и льда, где часто дуют сильные ветры, метут метели, где снег лежит почти круглый год.

- Океан в этом месте покрыт толстым слоем льда, он такой толстый, что достигает высоты трехэтажного дома.

-Хотите попасть туда? (Да, хотим).

Но Северный полюс очень далеко, как мы сможем туда попасть?

Воспитатель: - Ребята, недавно я помогла старушке поднести домой тяжёлые сумки, и она подарила мне волшебный цветик –семицветик. Он- то поможет нам попасть на Северный полюс.

-Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток? (белого). Правильно белого.

-Почему вы так решили? (Потому что белый цвет больше подходит к Северному полюсу)

- Вы напомните мне слова, которые нужно произносить, чтобы желание исполнилось?

-Давайте скорее закроем глазки и произнесем все вместе волшебные слова:

Дети с воспитателем произносят слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе. 3-4 мин.

(звучит музыка "завывание вьюги").

2 Северный полюс.

Форма организации: Дети стоят полукругом, потом присаживаются на стулья.

Слайд 1 - картинки Северного полюса.

Воспитатель: - Ребята, вот мы с вами и на месте, кругом все белым-бело, дует холодный ветер, плавают огромные айсберги. Эту часть земли ещё называют – Арктикой.

-Здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Зимой солнце долго не показывается на небе - это длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда и северного сияния освещают бескрайние снежные просторы.

Слайд 2- картинка северное сияние

Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы смогли бы жить на Северном полюсе? (Нет, потому что там очень холодно).

-А как там холодно, как у нас зимой? (нет, ещё холоднее).

-Хотите узнать как там холодно, какая там температура? (ответы детей).

-Давайте подойдём к столу, и попробуем определить насколько там холодно.

На столе стоит таз с кубиками льда. Дети стоят вокруг стола.

Воспитатель: - Опустите руки в таз со льдом.

-А почему вы так быстро вынули руки? (замерзли, очень холодно).

-Вот такой лютый холод на Севере почти всегда. Вы даже минутки не смогли его вытерпеть, а кому-то постоянно приходится жить в таком холоде.

-Ребята, что-то я начинаю замерзать, а вы? Давайте погреемся (проводится физминутка)

3. Физкультурная минутка "А на Севере мороз"

А на Севере мороз (хлопают себя по плечам и рукам)

Чтобы носик не замерз, (дотрагиваются руками до носа)

Надо ножками потопать (топают ногами)

И ладошками похлопать. (хлопают в ладоши)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке (кружатся)

Будем их ловить руками (имитируют ловлю снежинок)

И покажем дома маме (протягивают руки вперед ладонями вверх)

- Согрелись? 3-4 мин.

4. Животные Арктики.

Форма организации: Дети стоят возле воспитателя.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами смогли определить как холодно на Севере и какая здесь суровая природа.

-Скажите, можем ли мы встретить здесь бабочку или божью коровку? (нет).

-А почему? (потому что холодно, они замерзнут).

-Неужели Арктика - это такая ледяная пустыня, и здесь нет живых существ? (есть)

-Так кого же мы можем здесь встретить? (белого медведя, тюленя).

-Ребята, давайте присядем на стульчики, посмотрим на экран и попробуем отгадать загадки.

1. Неуклюжий и большой,

Только в море он герой,

С клыками острыми, как нож,

Любитель рыбы - бурый. (слайд 3)

Воспитатель: -Правильно, молодцы!

-Морж - это очень большое животное, которое живет в Арктике.

-Что вы знаете о морже? (дети рассказывают о животном, воспитатель делает дополнения к рассказу).

-На теле моржа почти нет шерсти, его тело покрыто редкими, короткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. На льду он очень неуклюжий, с трудом передвигается, перебирая всеми четырьмя ластами. Но зато в воде он чувствует себя прекрасно, легко скользит по водной глади, несмотря на свои огромные размеры. Верхнюю челюсть украшают два мощных клыка. Чем старше морж – тем длиннее клыки.

-Как вы думаете, для чего им нужны такие огромные клыки? (защищаться, добывать себе пищу). Клыки легко пронзают и разламывают толстый лед, они помогают моржу выбираться из воды на скользкий лёд.

-А вы знаете, чем питаются моржи? (моржи питаются рыбой, червячками, моллюсками и рачками)

Как вы думаете, сколько ему нужно съесть пищи, чтобы быть сытым? (много)

-Почему? (он большой, ему нужно много есть)

-А где спит морж? (на льдине)

Морж может отдыхать и спать не только на суше, но и в воде. 3 мин.

Воспитатель читает вторую загадку.

2. Живет в краю холода, снега и льда,

Ему не страшна ледяная вода,

Не ленится рыбку ловить каждый день,

Зовется животное это… (тюлень) слайд 5

Воспитатель: - Ребята, что вы мне можете рассказать про тюленя? (Дети рассказывают о тюлене, опираясь на информацию на слайде, воспитатель дополняет рассказ уточнениями).

-У тюленя есть голова, туловище, вместо ног ласты, с помощью которых он плавает в воде, тюлень прекрасный пловец, хотя на суше он очень неуклюжий, передвигается, ползая на брюхе. Тело его покрыто коротким, густым мехом. Под кожей тюленя толстый слой жира, который защищает его от холода.

- Вы знаете, чем питается тюлень? (рыбой)

- Они питаются не только рыбой, но и разными рачками и моллюскам, а когда они наедятся, могут часами отдыхать на суше.

-А вы знаете, как называют детеныша тюленя? (Белёк) (слайд 6)

-Почему его так называют? (потому что он белого цвета).

-Для чего ему нужен такой окрас?

-Из-за белого, густого меха его почти не видно на снегу, это спасает его от хищников и браконьеров.

2-3 мин.

Воспитатель: - В Арктике стоят такие лютые морозы, а морж и тюлень плавают и резвятся в ледяной воде.

-Почему же они не замерзают?

-Что их спасает от холода? (толстая шкура и толстый подкожный слой жира).

-Ребята, потрогайте кожу на своей руке.

-Видите, какая она тоненькая, руки сразу замерзают на холоде.

-А теперь потрогайте вот этот кусок шкуры. (Дети подходят к воспитателю и пробуют сжать в руках кусок меха).

- Вот видите, какой он толстый, кожа у северных животных такая же толстая и под кожей толстый слой жира, который защищает их от холода. Вот почему они не замерзают в суровом климате Арктики.

2 мин.

Дети усаживаются обратно, воспитатель читает следующую загадку.

3. Братья, сёстры бурым мишкам,

Но не любят мёд и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? Белые. (слайд 7)

Воспитатель:

-Правильно! Белый медведь -это главный житель северных просторов! Он самый крупный хищный зверь на земле!

-Посмотрите на него внимательно. Расскажите, что вы о нём знаете? (воспитатель дополняет ответы детей)

-Эти могучие звери - отличные пловцы, они могут плыть по воде целый день. В этом им помогают их широкие лапы, которыми они работают как веслами.

- Белый медведь зимой впадает в спячку, как его бурый родственник?

Только медведица прячется в свою ледяную пещеру, когда приходит пора появиться на свет маленькому медвежонку.

-Чем питаются Белые медведи? (рыбой)

- Они питаются не только рыбой, но и тюленями, а иногда и охотятся на моржей. Как вы думаете, как они это делают?

Воспитатель: -Давайте представим как охотится Белый медведь на тюленя. Подходите к столу, попробуем поохотиться как Белые медведи.

На столе стоит таз с водой, в нем лежит кусок пенопласта - это льдина, на льдине лежит игрушка- тюлень.

Воспитатель: - Вот плывет медведь по океану, увидел на льдине отдыхающего тюленя. Подплывает он к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя.

- Попробуйте, ребята, ваши руки -это лапы медведя, наклоните "льдину".

- Что происходит? (тюлень скатывается прямо в лапы медведя)

-Почему это происходит? (льдина скользкая, и медведь тяжелый, он поднимает её вверх)

Но тюлени тоже умные, не так –то просто их поймать. Они если увидят медведя, сразу в воду ныряют.

Воспитатель: Вот вылез медведь из воды, отряхнулся. От него во все стороны брызги полетели

-А почему медведь не покрылся людом в такой сильный мороз?

-Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, прошу пройти к следующему столу.

Дети проходят к следующему столу.

Воспитатель: В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. (она мокрая)

- если бы сейчас ударил мороз, чтобы с ней произошло? (она бы замерзла)

-Вода на вашей руке превратилась бы в корочку льда.

-Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (дети смазывают руки вазелином)

-Снова опустите их в воду.

-Что вы заметили?

-Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками, если руку встряхнуть, эти капли слетят. Встряхните руками.

(Дети вытирают руки салфетками)

Воды на руках не осталось, и если вдруг ударит мороз, уже нечему будет превращаться в лёд.

Так и шерсть медведя пропитана жиром, поэтому после купания в ледяной воде, она не покрывается ледяной коркой. И когда он отряхивается после купания, вода слетает с его шерсти.

6мин.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайд 8) Что вы можете сказать об этих животных? Что их объединяет?

Дети рассказывают о характерных признаках сходства животных, нам основе увиденного на слайде и на основе полученных представлений, воспитатель обогащает рассказ уточнениями.

-Все они - жители Арктики. Ни кого, из них, мы не встретим в наших краях. Все они умеют хорошо плавать, у каждого для этого есть свои приспособления. У моржей и тюленей ласты и обтекаемая форма тела, у медведя широкие лапы с перепонками. Все они - хищники, питаются рыбой и мелкими животными. Толстая шкура, густой мех и толстый слой подкожного жира защищают их от лютых, арктических морозов.

-Это не единственные животные Арктики. Там их огромное количество: птиц, рыбы, в тундре живут травоядные животные, много хищных животных, но о них мы поговорим в следующий раз.

3 мин.

5. Рефлексия.

Форма организации: дети сидят на стульях, затем подходят к воспитателю.

-Скажите, вам понравилось путешествие?

-О чем вы расскажете своим родителям?

-А чтобы все это рассказать, нужно вернуться домой

-Давайте встанем все в круг, возьмёмся за руки, закроем глазки и все вместе произнесем слова: (в это время на стол ставится коробочка с сюрпризом)

-Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы оказались в нашем любимом детском саду.

- Ребята, посмотрите, что это?

Воспитатель читает записку.

"Дорогие ребята, мы очень рады, что вы не побоялись сурового климата нашей родной Арктики и побывали у нас в гостях. Мы надеемся, что вам понравилось ваше путешествие. В знак благодарности примите от нас скромный подарок".

Животные Севера.

2,5 мин.

Около 27 мин.

Прикреплённые файлы:

zhivotnye-severa_9br22.pptx | 4708,32 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие на Север» по теме «Животные Севера» во второй младшей группе Тема:«Животные Севера» Цель: Обобщать знания детей о животных Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных.

Календарный план работы на неделю по теме «Животные севера» в старшей группе ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 3 неделя 18.11-24.11 Тема: Животный мир севера Цель: Знакомить с климатическими условиями.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Животные Севера» Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Животные Севера» Выполнила воспитатель МБДОУ детский сад №4 г. Вяземского Сухарева.

Конспект занятия «Путешествие на машине знаний» по теме «Животные севера и жарких стран» в старшей группе Цель. Систематизация и пополнение знаний детей о диких животных и их месте обитания. Задачи: «Познание»: Расширить и углубить представление.

Конспект НОД интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада «Животные Севера. Тюлень» Конспект НОД интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Севера. Тюлень». Кардаш Елена Цель: закрепление.

Конспект занятия для младшей группы «Животные Севера» Цель:Формировать знание детей о северных животных,различать. Задачи: Воспитательная: Воспитывать любознательность, любовь к стихам,загадкам.

Краткосрочный проект для детей старшей логопедической группы «Дикие животные жарких стран и севера» Тип проекта: По числу участников: групповой; По времени проведения: краткосрочный(1 неделя); Срок реализации:1 неделя февраля 2019 год;.

Открытое занятие в средней группе «Животные Севера» Открытое занятие в средней группе «Животные Севера»Цель: Обобщать знание детей о животных и птицах Севера. • Развивать познавательный интерес.

Проект «Животные севера» для детей старшей группы Цель: Обобщать знания детей о животных Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран. Обобщить результаты.

Проект «Животные Севера» в старшей группеПроект «Животные Севера» в старшей группе Проект: краткосрочный. Продолжительность проекта: 1 неделя (23.01-29.01.) Тип проекта:познавательно - творческий. Участники проекта: дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Животные Севера» в старшей группе
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 18:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД