Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с глиняной игрушкой»

Светлана Булатова
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с глиняной игрушкой»

Конспект занятия «Знакомство с глиняной игрушкой»

(старшая группа)

Цель мероприятия: приобщение учащихся к декоративному искусству, к его художественно- образному языку.

Задачи:

Познакомить детей с техникой создания глиняной игрушки, одного из видов народного декоративно-прикладного творчества в занимательной и игровой форме, расширять знания детей об окружающем мире;

способствовать развитию познавательной активности; развивать компоненты визуального мышления (фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности);

воспитывать интерес и любовь к декоративному искусству, эмоциональную отзывчивость,

Материалы: глина, дощечка, стек, глиняные игрушки на разных стадиях изготовления (высушенная, обожженная, раскрашенная, готовые глиняные игрушки.

Ход занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, из чего можно лепить? (Из пластилина, из теста, из снега, из глины)

С давних времен люди научились лепить из глины. Ещё древние люди научились лепить глиняные чашки, кувшины. А что вокруг нас сделано из глины? Где используют её сейчас? (Посуда, сувениры, кирпичи для строительства)

Кто из вас пробовал лепить из глины? Что у вас получилось? Понравилось вам лепить из неё?

Вот комок глины. Что можно из неё сделать, кого слепить? (Человечков, животных, сказочных персонажей)

Глина поможет нам сегодня вспомнить одну народную сказку. Я начну лепить, а вы попробуйте угадать, какой сказочный герой получится (катаю шарик). (Это колобок).

Правильно, я хочу слепить колобка. Кто из вас знает эту сказку, расскажите, пожалуйста, откуда появился колобок, из чего он был сделан? (Колобка испекла баба из муки – по коробу поскребла, по сусекам помела, на сметане замесила)

Давайте вспомним, что происходило с колобком в сказке дальше. (Он убежал, спрыгнул с окошка, покатился по дорожке) Что нужно слепить, чтобы колобок мог двигаться, разговаривать, петь песенку? (Ручки, ножки, глаза, рот и нос) Для того, чтобы слепить это, отщипываю кусочки глины, раскатываю палочки и шарики, примазываю, разглаживаю мокрыми пальцами. Наш колобок оживает.

Давайте вспомним, с кем повстречался колобок на дорожке, что с ним было дальше. (Встретил зайца, волка, медведя, лису, пел им песенку, лиса его съела)

Одному колобку будет скучно, с кем встретится наш герой? (С зайчиком) Я буду лепить, вы мне помогать – подсказывать. Что нужно слепить у зайчика? (Голову, ушки, глаза, нос, туловище, лапки). Слеплю столбик – это туловище и голова, делаю шею, вытягиваю носик. Какие ушки должны быть у зайца? (Два длинных уха). Сколько будет лапок, каких? (Четыре лапки: передние и задние – «ручки» и «ножки») Что ещё нужно слепить? (Хвостик – короткий, круглый). Вот наш зайчик готов, кто споёт ему песенку колобка? (Я колобок, по коробу скребён, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.)

Как вы думаете, можно уже играть со слепленными игрушками? (Можно, нельзя)

Поделки слеплены из мягкой глины, что случится, если в игре мы случайно нажмём на них посильнее? Правильно, они легко сломаются.

Каждая поделка из глины рождается три раза: первый раз – когда мастер создаёт её из куска глины. Игрушка ещё мягкая, боится воды, легко ломается. После её нужно хорошо просушить и обжечь. Обжиг – второе рождение глиняной игрушки. В старину изделия из глины складывали в печь и несколько часов нагревали печь дровами. Сейчас есть специальные печки – электрические, в них поделки могут нагреваться до огромной температуры, при этом они раскаляются, и начинают светиться, как угольки. Обожжённые игрушки становятся прочнее и уже не размокнут от воды. И третье своё рождение игрушка переживает в руках мастера, который раскрашивает её.

Давайте рассмотрим эти игрушки, какие они яркие, нарядные, у многих есть звонкие голоса. Про многие игрушки народ придумал прибаутки,песенки:

Гоп! Гоп! Конь живой,

И с хвостом, и с гривой.

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Барашек – свисток,

Правый рог – завиток,

Левый рог – завиток,

На груди – цветок.

Утка – Марфутка

Бережком идёт,

Утушек – Марфутушек

Купаться ведёт.

Поляночкой, поляночкой,

Идёт медведь с тальяночкой,

Он идёт, гармошку рвёт,

Баску песенку поёт.

Индя-индя-индючок –

Он похож на сундучок,

Сундучок не простой –

Красный, белый, золотой!

(Дети подходят к столу, берут игрушки, разглядывают, пробуют играть со свистульками.)

Попробуйте помять глину, раскатать её, соединить кусочки в какую-то фигурку. Что вы хотели бы слепить? Как можно играть с такими игрушками? Понравились ли вам глиняные поделки?

(Дети берут кусочки глины, переминают их, пробуют вылепить фигурки, говорят о том, что им понравилось на занятии)

На следующих занятиях вы сможете сами попробовать стать мастерами глиняной игрушки и слепить свои интересные поделки.

Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Перспективный план работы с детьми по использованию народной игрушкиПерспективный план работы с детьми по использованию народной игрушки Цель: Формировать патриотические чувства и сознание детей на основе народного искусства. "Богородская деревянная игрушка - улыбка детства".

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Динозавры
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с глиняной игрушкой»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 18:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Международный день ветеринарного врача

Добрым и самоотверженным людям, которые лечат братьев наших меньших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к профессии...

24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...


Горячие темочки