ольга благодарова
Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Цель:
Закреплять знание характерных признаков зимы.
Задачи:
- Закреплять знание характерных признаков зимы.
- Упражнять в основных движениях языка.
- Формировать эстетическое чувство посредством чтения поэтических и слушания музыкальных произведений, рассматривания репродукций.
Методы и приемы:
Публикация «Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Наглядные: сюжетные картины, репродукции по теме. Таз с водой, поднос, стаканчики со снегом, блюдце со льдом. Листы тонированной бумаги с наклеенными на них силуэтами деревьев. Уголь, белая и коричневая гуашь, кисточки, салфетки. Листы картона, ватные шарики.
Словесные: диалог педагога с детьми.
Словарная работа: зима, зимние забавы.
Предварительная работа:
Наблюдение за природой на прогулке. Беседы по теме. Рассматривание репродукций зимних пейзажей. Чтение и заучивание стихотворений о зиме. Слушание музыкальных классических произведений. Тонирование листов бумаги, вырезание силуэтов деревьев и наклеивание их на бумагу.
Ход.
Звучит музыка по теме. Дети садятся на стулья. Ребенок читает стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро»
Воспитатель:
О каком времени года говорится в стихотворении Пушкина?
Дети:
О зиме.
Воспитатель:
Часто морозных утром можно увидеть на оконных стеклах прекрасные узоры.
Удивительный художник
У окошка побывал,
Удивительный художник
Нам окно разрисовал…
На стекле цветы и листья,
Все искрится, все бело.
Но без красок и без кисти
Разрисовано стекло.
Замечательный художник
У окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята,
Кто окно разрисовал.
(Н. Найденова)
Дети:
Мороз.
Воспитатель:
А вы знаете, чем мороз рисует узоры? (Предположения детей). Он рисует прозрачным водяным паром, который есть в воздухе. Этот пар оседает на холодном стекле и превращается в кристаллики льда, которые, соединяясь друг с другом, образуют узоры. Именно зимой мы можем увидеть такую удивительную красоту, который восхищаются поэты и художники.
Давайте пригласим Зиму к нам в группу. (звучит музыка входит Зима учитель-логопед)
Зима :
А вот и я! Здравствуйте, ребята! Я всегда приношу с собой снег. (Ставит на стол поднос со стаканчиками со снегом.) Знаете ли вы что такое снежинки и где они образуются?
Дети:
Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристаллов.
Зима :
На что похожи снежинки?
(Ответы детей)
Зима :
Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они склеиваются и большими хлопьями падают на землю. Бывает, что холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль.
Дети читают стихотворение С. Есенина «Пороша».
Воспитатель:
Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?
Дети:
Потому что ломаются под ногами лучики снежинок.
Зима :
Скажите, какой снег?
Дети подбирают прилагательные: мягкий, пушистый, липкий, холодный.
Зима :
Что делает снег?
Дети :
(подбирают глаголы) : идет,валит, лежит, летает, скрипит, кружится и т. д.
Зима :
Что можно делать со снегом?
Дети подбирают глаголы: лепить, катить, кидать.
Зима :
Что можно сделать из снега?
Дети:
Снежные крепости, снежных баба, снеговиков.
Зима :
Я хочу с вами поиграть, но прежде веполним артикуляционную гимнастику.
Открываем ротик- дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин- язычок.
Он удобно в доме лег.
(Широко открывают рот)
В этом доме две стены-
Это щеки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
(Втягивают, затем надувают щеки).
Потолок вверху, внутри-
Это небо. Посмотри!
Можно к небу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открывают рот, поглаживают языком небо, стучат по нему языком.)
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы осторожно-
Закрываются надежно.
(Сжимают зубы).
Двери-губы гибкие
Могут стать улыбкою.
(Растягивают губы в улыбке).
Могут в трубочку свернуться,
После снова улыбнуться.
(Вытягивают губы трубочкой, затем улыбаются).
Язычок наш не скучает,
В доме сказки сочиняет.
Зима :
Теперь вы готовы к игре «Веселые комочки снега».
(Дети разбиваются на пары. Каждая пара держит лист картона за противоположные стороны, и дети попеременно дуют на ватный шарик (широкий передний край языка убран за нижние зубы, положенный на картон, - перебрасывают друг другу «комочек снега»).
Зима :
Скажите, с помощью каких звуков можно произвести завывание зимнего ветра: гласных или согласных?
Дети:
С помощью гласных звуков.
Зима : Правильно. Давайте попробуем сделать это. (Первый ребенок произносит гласный звук тянет его, затем подключается другой ребенок и произносит другой гласный звуки т. д. Получается цепочка из звуков: а-о-у-и-ы-э.
Воспитатель:
Зима, у тебя не только, но и солнышко особенное. Ребята подскажите какое оно?
Дети:
Оно светит, но не греет, оно встает поздно, а ложится рано.
Зима :
Значит, какой у меня день? А ночь?
Дети:
День короткий, а ночь длинная.
(Ребенок читает стихотворение М. Эличина «Зимняя песенка»)
Воспитатель:
Ребята, что Зима сделала с реками?
Дети:
Реки замерзли покрылись льдом.
Зима :
Знаете ли вы что такое лед? Какой он, скажите?
Дети:
Лед прозрачный, холодный, гладкий, скользкий, блестящий.
Зима :
Что быстрее тает- снег или лед?
Воспитатель:
Об этом мы узнаем, наблюдая за снегом и льдом в течении занятия.
(Опускает в таз с водой кусочки льда и снег.)
Зима :
Хорошо. А что вы можете сказать, что легче снег или лед?
Дети: Лед легче чем снег.
(Через некоторое время восп. обращает внимание детей на то, что снег уже растаял, а несколько льдинок еще плавают на поверхности воды.)
Воспитатель:
Мы наблюдаем это весной во время ледохода. (Показывает сюжетную картину.)
Зима :
Отгадайте загадку.
Если села на карниз,
То растет все время вниз.
(Сосулька)
Из чего образуются сосульки?
Дети:
Из воды.
Зима :
Верно, сосульки-это капельки воды, превратившиеся в лед. Снег от солнечного тепла подтаивает, но капли воды не успевают упасть с крыши или карниза и замерзают.
Проводится разминка.
За окном у нас зима
(Разводят руки в стороны)
Стали белыми дома
(Складывают руки над головой)
Снег на улице идет,
(Поднимают и медленно опускают руки)
Дворник улицы метет.
(Покачивают опущенными руками внизу)
Мы катаемся на санках,
(Приседают руки вытягивают вперед)
Пишем на котке круги,
(Убирают руки за спину, поварачиваются кругом)
Ловко бегаем на лыжах,
(Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)
И играем мы в снежки.
(Имитируют метание0.
Воспитатель:
Зима, ты конечно, красивая, но приносишь много хлопот деревьям. Они стоят голые. Зеленеют только какие деревья?
Дети:
Ель, сосна.
Воспитатель:
Подвергаются ли деревья зимой опасности? (Сильный ветер, крепкий мороз и толстый слой снега могут сломать ветки, а иногда и ствол дерева.) Если мало снега, то корни деревьев в холодную зиму могут промерзнуть и погибнуть.
Зима :
Ребята, но вы же можете помочь деревьям?
Дети:
Мы можем присыпать к стволу снег, чтобы дереву было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.
Воспитатель:
Зима, ты принесла неприятные хлопоты и птицам. Многим пришлось улететь в теплые края.
Зима :
Некоторые птицы остались. Кого из них вы видите зимой около своих домов?
Дети:
Воробьи, вороны, голуби, синицы, галки.
Зима :
Почему эьт птицы не улетают в теплые края?
Дети:
Потому что зимой они могут себе найти корм.
Зима :
Дятел тоже никуда не улетает, он остается на зиму в лесу. Какой корм находит дятел?
Дети:
Дятел находит насекомых, которые спрятались под корой деревьев.
Воспитатель:
Любопытно наблюдать поведение синичек. Они стараются находится не далеко от дятла и подбирают насекомых, которых уронил. Почему птицы прилетают к жилью человека?
Дети:
Птицы ищут еду.
Зима :
Как мы можем помочь птицам? И какой корм птицы охотно едят?
Дети:
Сделать кормушки, насыпать туда корм. Они любят семечки, пшено.
(Ребенок читает стихотворение В. Звягиной «Воробушек».
Воспитатель:
Зима,зверям тоже приходится туго с твоим приходом. Им надо приспосабливаться к холодам. Как они это делают
Зима :
Я уверена дети об этом знают. Что делает заяц и чем питается? Что делает белка, медведь, еж?
Дети:
Он сменил серую шубку на белую, грызет кору деревьев. Белка заготовила на зиму грибы, орехи спрятала в дупле. Сменила рыжую шубку на серую. Медведь лег спать в берлогу, еж тоже впал в спячку, лиса сидит в норке выходит только на охоту, волк бродит по лесу голодный живет в логове.
Воспитатель:
Ну а дети очень рады тебе Зима! Ведь они могут кататься на санках, коньках, на лыжах, лепить снеговиков, снежки.
Проводится разминка.
Мы бежим с тобой на лыжах
(Имитируют ходьбу на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет
А потом на коньках
(Имитируют бег на коньках)
Но упали мы. Ах!
(Садятся на пол)
А потом снежки лепили,
(Встают лепят воображаемый снежок)
А потом снежки катали,
(Катают воображаемый ком)
А потом без сил упали
(Садятся на пол)
И домой мы побежали.
(Встают бегут по кругу.)
Воспитатель:
Красоту зимней природы изображали великие русские художники. (Показывает репродукции) Сейчас ребята мы превратимся в художников и создадим свои картины. (Предлагает детям подойти к столам, на которых разложены листы тонированной бумаги с силуэтами деревьев, уголь, гуашь, кисти, стаканчик с водой, салфетки.)
Воспитатель:
Во время рисования используйте воду, которая образовалась в стаканчиках при таянии снега.
Дети раскрашивают силуэты деревьев, изображают снег. Во время работы Зима и воспитатель подходят к каждому ребенку, при необходимости помогают. По окончании работы Зима и воспитатель рассматривают пейзажи, анализируют их.
Прощаясь, Зима благодарит детей и воспитателя за занятие.