Эльмира Анатольевна Каракулова
Конспект НОД по ФЭМП в старшей логопедической группе «Прогулка в сказочный лес. Счет до 8»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 186 «Белочка»
Фрунзенского района г. Саратова
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по разделу
«Формирование элементарных математических представлений»
в старшей логопедической группе.
Тема: «Прогулка в сказочный лес. Счёт до 8»
Воспитателя
логопедической группы
I квалификационной категории
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей логопедической группе „Прогулка в сказочный лес, Счет до 8“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 8. Состав числа восемь, счёт до восьми
- Темочки
Каракуловой Эльмиры Анатольевны
Саратов
2016 -2017 учебный год
Программа: адаптированная рабочая программа для воспитанников старшей логопедической группы с ОНР дошкольного образования МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 186 «Белочка» Фрунзенского района г. Саратова разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом программы Т. Б. Филичивой и Г. В. Чиркиной «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей, и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Образовательная область: познавательное развитие.
Программное содержание:
1. Закрепить представление об образовании числа 8.
2. Способствовать обучению детей считать до 8.
3. Упражнять детей в выяснении, каких предметов больше (меньше, на основе счёта и приложения предметов одной группы к предметам другой (один к другому).
4. Совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, правильно называть их, считать.
5. Развивать мелкую моторику при конструировании фигуры по образцу из мелких деталей.
6. Закрепить умение сопоставлять длину и высоту предметов
7. Развивать логическое мышление, память, воображение, координацию движений, равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности.
8. Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания, умение слушать.
Предварительная работа:
1. Подготовить картину «Сказочный лес» - схема прогулки с подсказками.
2. Изготовить «Волшебный мост», используя математические знаки и цифры.
3. Подготовить аудиозапись «Голоса леса», «Волшебный мост».
4. Подготовить раздаточный материал.
5. Подготовить демонстрационный материал.
Методические приёмы:
1. Наглядные.
2. Словесные (напоминания, вопросы).
3. Игровой (сюрпризный момент).
4. Поощрение, положительный анализ образовательной деятельности.
Демонстрационный материал:
1. Конверт с письмом от Белочки из сказочного леса.
2. Картина «Сказочный лес» - схема прогулки с подсказками.
3. 8 ёлочек разного размера.
4. Конверт с заданием «Соберите целое из частей по образцу (зайчика)».
5. Письмо от Зайчат.
6. Две мягкие игрушки – Зайчата – разной высоты и цвете (белый и серый.)
7. Мешок с двумя скакалками разной длины и разного цвета (жёлтая и зелёная).
Раздаточный материал:
1. Геометрические фигуры: по 3 круга и по 5 овалов (на каждого ребёнка).
2. Мягкие верёвочки «скакалки» разного цвета (зелёная и синяя) и разных по длине: 10 см. и 15 см. (на каждого ребёнка).
Структура занятия:
1. Организационный момент - 1 мин.
2. Сюрпризный момент – 2 мин.
а) Письмо от Белочки;
б) картина «Сказочный лес» - схема прогулки с подсказками.
3. Образование числа 8 и счёт предметов в пределах 8 – 5 мин.
4. Динамическая пауза – 1 мин.
5. Работа с раздаточным материалом (конструирование зайчика по образцу) – 5 мин.
6. Пальчиковая гимнастика – 1 мин.
7. Работа с демонстрационным материалом (подбор скакалок для Зайчат) – 2 мин.
8. Работа с раздаточным материалом (подбор скакалок для зайчиков, которых сконструировали по образцу) - 3 мин.
9. Прохождение через «Волшебный мост» - 2 мин.
10. Загадки на закрепление темы, итог интегрированной образовательной деятельности – 2 мин.
11. Заключительный сюрпризный момент (гостинцы от Белочки) – 1 мин.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети стоят на ковре. Здороваются.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи счёт». Воспитатель кидает одному ребёнку мяч, произнося число – ребенок продолжает счёт дальше и возвращает мяч воспитателю, и т. д. (Повторение счёта до семи.)
2. Сюрпризный момент.
а) Письмо от Белочки;
- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела в почтовом ящике это письмо (воспитатель показывает конверт с письмом). Хотите узнать, что в нём написано? (Да). Тогда сядьте прямо, ноги поставьте вместе и слушайте внимательно.
Чтение письма.
Звучит аудиозапись «Голоса леса».
«Дорогие ребята! Я приглашаю Вас в гости в сказочный осенний лес. Вы узнаете много интересного. Думаю, что вам у нас в лесу понравится. Я дарю вам картину, она называется «Сказочный лес». На ней находятся подсказки, они вам пригодятся в пути. Идите по схеме. Очень жду встречи с вами».
б) картина «Сказочный лес» - схема прогулки с подсказками (показ картины)
3. Образование числа 8 и счёт предметов в пределах 8.
- Что же изображено в начале схемы (Ёлочки). А посмотрите на мой стол. Что вы видите? (Тоже ёлочки). (На столе воспитателя расставлены семь ёлочек разного размера).
– Какие вы видите ёлочки? (Разные).
- Чем они отличаются? (Высотой).
- Сколько всего ёлочек? (Дети считают ёлочки – семь.) (Воспитатель показывает цифру семь.)
- А если в лесу вырастет ещё одна ёлочка (воспитатель ставит на стол восьмую ёлочку?
-Какое же число получится? Я посчитаю ёлочки, а вы внимательно послушайте (порядковый счёт до восьми). Какое число я назвала последним? (Восемь).
- Да, я назвала число восемь. Повторите его все вместе (Восемь.) (Воспитатель показывает цифру восемь и читает стихотворение о цифре «8»)
Чтение стихотворения:
Цифра «8» вся кругла
Из двух ноликов она
К этой цифре ты привык
Эта цифра снеговик
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру восемь.
- На что ещё похоже цифра восемь? (На бант, на очки, на песочные часы)
- Какое число больше? (Восемь.)
- Какое число меньше? (Семь.)
- Молодцы. А теперь давайте посчитаем ёлочки на картине (сначала дети считают все вместе, потом индивидуально).
- А прежде чем нам продолжить путь, нам нужно отдохнуть!
4. Динамическая пауза.
Раз – подняться, потянуться
Два – нагнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять руками помахать
Шесть на место тихо сесть.
- А кто может дальше продолжить счёт? (Илья: «Семь, восемь»)
- Молодец!
5. Работа с раздаточным материалом (конструирование зайчика по образцу)
- Ну вот, все ёлочки пересчитали, куда же дальше нам идти? Как вы думаете? (ответы детей). Да, я согласна с вами (дети находят на картине Сороку, а в её клюве записку). Воспитатель читает задание: «Собери целое из частей по образцу, он находится на доске». Дети видят на доске лист бумаги, на котором изображён Зайчик, подходят к столам и находят на тарелочках раздаточный материал.
- Что вы видите у себя на столе? (Геометрические фигуры.)
- Какие это фигуры? (Круги и овалы.)
6. Пальчиковая гимнастика.
- Ребята, прежде чем приступить к заданию, давайте разомнём наши пальчики. (Давайте.)
Зайка серая фуфайка
Всех в лесу боится зайка
Как услышит зайка хруст
Сразу прячется за куст.
- Ну вот, мы с вами немного размяли пальчики, теперь можно приступать к работе.
Возвращение к пункту № 5.
(Дети собирают – конструируют Зайчика.)
- Что у вас получилось? (Зайчик.)
- Что можно сказать о нем? (Он состоит из геометрических фигур.)
- Сколько кругов вы использовали при работе? (Три.)
- А сколько овалов? (Пять.)
- Сколько всего геометрических фигур вам понадобилось, чтобы собрать Зайчика? (Дети считают фигуры: «Восемь».)
- Молодцы, ребята, справились с заданием, куда же нам дальше идти? Как вы думаете? (Ответы детей).
7. Работа с демонстрационным материалом (подбор скакалок для Зайчат).
На картине дети находят двух Зайчат. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе где-то тоже притаились Зайчата. Дети находят их.
- Посмотрите, у них в лапках что-то есть. (Дети находят письмо с просьбой, а так же мешочек со скакалками. Воспитатель находит письмо.)
Чтение письма от Зайчат:
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите нам подобрать скакалки для игры».
- Посмотрите на Зайчат. Что о них можно сказать? (Дети описывают внешний вид, сравнивают по цвету и росту. При помощи воспитателя приходят к выводу, что рыжий бельчонок высокий, а коричневый низкий).
- А как узнать, какую скакалку каждый из них должен взять?
- Сравнить скакалки.
- Возьмите конверт, на котором нарисованы скакалки, достаньте из него верёвочные скакалки и сравните их. Как вы будете сравнивать скакалки?
- Путём приложения. (Дети выполняют сравнение и приходят к выводу, что синяя скакалка короткая, а зелёная – длинная. Воспитатель проверяет правильность выполнения работы – сравнивая демонстрационные скакалки путём приложения).
Вывод: Приходят к выводу, что белый Зайчонок маленького роста, а серый – большого, значит, белому подойдет длинная скакалка, а серому – короткая.
- Молодцы, ребята! Остался последний знак на схеме – и это…. мост. Правильно. Через него нужно перейти и мы окажемся в сказочном осеннем лесу. Перейдём через мостик?
- Да!
Дети идут к «Волшебному мостику», расположенному в игровом уголке группы. Подойдя, все слышат обращение МОСТИКА к детям, которое, незаметно для детей, включает учитель-логопед). «Я мостик волшебный. Люблю я играть. Кто хочет дощечки мои сосчитать? Кто по мостику пройдёт, Тот в сказочный лес попадёт, 1-2-3- проходи, В речку ты не упади!» (Дети переходят по мостику на другой «берег», считая дощечки при каждом шаге порядковый счёт в пределах 8).
- Ребята, отгадайте загадки (воспитатель загадывает загадки на закрепление темы, подводит итог интегрированной образовательной деятельности).
Сюрпризный момент.
Появление Белочки (педагог ДОУ).
- Здравствуйте, дорогие гости! Я рада, вас видеть у себя в сказочном осеннем лесу, рада, что вы очень любите математику и не боитесь трудностей. За то, что вы так хорошо знаете геометрические фигуры, умеете считать и сравнивать предметы, делать выводы, за ваше доброе отношение к животным – зайчатам, за ваше старание и умение я хочу поблагодарить вас и угостить сладкими орешками (печеньем).
Дети благодарят Белочку, угощаются печеньем-орешками.