Лучший педагог года

Конспект НОД «Волга — русская река!»

Галина Ботова
Конспект НОД «Волга — русская река!»

Конспект НОД «Волга – русская река в подготовительной группе

Ботова Галина Дмитриевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 61 г. Балаково

Цель: Расширение представлений детей о природе родного края

Задачи:

Развивающие:

развивать познавательную активность и любознательность при изучении истории родного края;

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Обучающие:

расширять представления об истории, флоре и фауне родного края, о труде людей (речников, бурлаков);

Публикация «Конспект НОД „Волга — русская река!“» размещена в разделах

формировать понятие Родины как места, где человек родился; о том, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь; человек своим трудом может украшать землю, а может и губить;

закреплять количественный счет умение отгадывать загадки, участвовать в играх с элементами соревнования.

Воспитательные:

воспитывать чувство ответственности за свою «малую Родину»;

воспитывать уважение к людям труда;

формировать навыки правильного поведения в природе.

Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов:

Рассматривание и карты России и Саратовской области; чтение отрывка рассказа «река Волга»; заучивание стихотворения Н. А. Некрасова «о Волге»; рассматривание картины русского художника И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»; рассматривание альбомов «Грибы и ягоды», «Рыбы», «Дикие животные», «Деревья»; беседа о реках и городах Саратовской области;

Взаимодействие с родителями: оформление выставки рисунков «Животные нашего края», подборка пословиц и поговорок о Родине.

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность формы и методы организации совместной деятельности.

Двигательная: Игровое упражнение «Кто это»

Игра-эстафета «По грибы, по ягоды»

Игровая: Развивающая игра «Найди и сосчитай»

Чтение художественной литературы: Чтение стихотворений о Волке, знакомство с пословицей.

Познавательно-исследовательская: Рассматривание карты Саратовской области, картины «Бурлаки на Волге»

Коммуникативная: Беседа, ситуативный разговор.

Материал к занятию: карта Саратовской области, мяч, карточка с изображением гробов и ягод, корзины для игры-эстафеты, картина И. В. Репина «Бурлаки на Волге», карточки с изображением рыб для игры «Сколько рыб спрятал художник на картине» (на каждого ребёнка).

Содержание непосредственно-образовательной деятельности:

1. Включение детей в образовательную деятельность.

Воспитатель вносит в группу карту Саратовской области и помещает её на мольберт.

2. Вопросы к детям: Что я вам принесла? Зачем нужна карта? Как обозначаются на карте города? Я принесла вам карта нашей области, т. е. того места, где мы с вами живём. Как я это узнала? Наша карта цветная. Здесь и голубой цвет и зелёный, и коричневый. Что означают эти цвета? Какие реки протекают в нашем крае? Как вы думаете, какая река самая большая в нашей области?

3. Путешествие по Волге. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Волге. На чём мы с вами поплывём?

Дети предлагают варианты. Выбирают тот вариант, который понравился большинству детей.

Воспитатель:

На свете много разных рек,

Но лишь одна мне всех милей,

Чей в детстве полюбил я брег,

Чей блеск приятней и родней,

Родней и воздух и природа,

Роса прозрачная с утра,

Какая б не была погода

Прекрасна Волга ты всегда,

Несешь ты гордо свои воды,

Нет на пути твоем преград,

На берегу твоем за годы

Был не один отстроен град,

И сотни рек и ручейков

Свои потоки к тебе мчат,

Как сотни мелких угольков

В костре пылающем горят.

Ребята предлагает сесть поудобнее и послушать рассказ. Итак, плывём по великой русской реке Волге. Мы живем с вами в г. Балаково Саратовской области. Очень много сел и городов расположено на реке Волга и сейчас мы с вами об этом поговорим.

Реку часто называют Волгой – Матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей. А почему её так называют, мы сегодня узнаем. Когда-то давным-давно, когда на Земле ещё жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности (показывает где) зародилась огромная река Волга. Но только тогда древние люди называли её по-другому, и названий было несколько. Одни народа называли её «Ра», что означает «щедрая». А щедрая — что означает? (добрая, всё отдающая). А другие народы называли её «Итиль», что означает Река — рек — самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третья прозвали Волгой, что означает «Светлая». И действительно, эта река очень длинная. Река широкая и полноводная, потому что у Волги много помощников – притоков, больших и маленьких речек, которые несут в неё свои воды. Знаете, сколько их? – 200! В те далёкие времена вода была тихая, прозрачная и светлая. Поэтому в ней водилось много рыбы, да такой вкусной и редкостной, какой в заморских краях и не видывали. Интересно, что это была за рыба? Каких рыб вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: предлагаю сделать привал вот на островке (дети подходят к столам).

Развивающая игра «Найти и сосчитай». (Каждому ребенку предлагается картинка со спрятанными на ней рыбами. Рыбаки наловили много рыбы и спрятали своё улов на картинках. Надо найти их и сосчитать)

Дети выполняют задание.

Воспитатель предлагает отправиться дальше. Вот такое было богатство в водах Волги! А если взглянуть на волжские берега, то нашему взору откроется дивный мир покоя и чарующей красоты. Послушайте, что писал о Волге великий русские поэт Н. А. Некрасов:

О Волга. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зорям,

Когда ещё всё в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке,

Иду на помощь рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,

Брожу с ружьём по островам.

То, как играющий зверёк,

С высокой кручи на песок

Скачусь, то берегом реки

Бегу, бросая камешки,

И песню громкую пою

Про удаль раннюю мою…

В те далёкие времена берега Волги были покрыты лесами. Да и сейчас по берегам Волги растут леса.

Вопросы к детям: Какие леса вы знаете? Какие деревья растут в нашем крае?

В таких лесах и зверям привольно жилось. Как вы думаете, каких зверей можно было встретить?

(Ответы детей)

Игровое упражнение с мячом «Назови, кто это». (Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч детям по очереди и загадывает загадки о диких животных, ребенок бросает мяч обратно и говорит отгадку.)

Какие ещё лесные богатства вы знаете?

(Ответы детей)

Игра – эстафета «По грибы, по ягоды».

Беседа. Вот и представьте себе, какие богатства дарила людям Волга и её берега, какой красой очаровывала река людей. Поэтому и прозвали её Волга – красавица. Интересно, почему же людям так нравилось селиться на берегах Волги? Как вы считаете? Почему именно здесь рубили они свои избы, оставались тут на всю жизнь? Почему народ прозвал Волгу Волгой – кормилицей? Ребята, а мы ведь с вами знаем, что русский народ – народ гостеприимный, хлебосольный. А как вы понимаете эти слова? А на чём же они в гости друг к другу ездили? Грузы на чём возили?

(Ответы детей)

Рассматривание картины «Бурлаки на Волге». Вот как раз тогда, когда появились речные суда, появилась и очень трудная и опасная профессия – бурлаки. Сегодня я хочу вам показать картину русского художника И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Бурлаки – это люди, которые тянули речные суда вручную, с помощью верёвок и ремней. Присмотритесь к этим людям. Они измучены, еле стоят на ногах, некоторые вот – вот упадут. Среди них есть и совсем молодой юноша, и старики. А судно, которое они тащат, огромное, да ещё тяжело нагруженное, но этим людям негде работать, а значит, нечего есть. И поэтому они вынуждены наниматься к хозяину судна, который и платил – то им копейки за их труд. И невольно вспоминаются слова поэта:

Волга в песнях прекрасных воспета

и в картине известной её бурлаков.

В стихах многих русских поэтов…

Как ныне, так и прошедших веков

Художник сопереживает этим людям, он словно хочет им помочь. Яркими нежными красками написан песок – он золотистый, блестит на солнце. Небосвод чистый, высокий. Такая яркая, чистая, спокойная природа – и измученные, голодные люди. Так не должно быть!

Беседа. Раньше по Волге можно было приплыть только в Каспийское море, а теперь и в Балтийское, и в Азовское, и в Чёрное, и в Белое. Как это стало возможным? У Волги же не было к ним прохода. Что, корабли по воздуху перелетают? Да нет, это люди с помощью умных машин прорыли каналы, создали искусственные моря и соединили Волгу с пятью морями. Волга – главный водный путь России (показать на карте). На некоторых участках Волги построены плотины. Здесь появились гидроэлектростанции, которые, используя энергию воды, вырабатывают электрический ток. Вот сколько важных дел у Волги каждые день! Вода её трудится каждую минуту: и возит, и светит, и радует каждого. А на берегах Волги построили заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду, обувь. И везде используют воды Волги. Трудится, трудится река день и ночь для людей. Не зря её прозвали Волгой – труженицей. К сожалению люди загрязняют Волгу. Вода становится мутной, начинают гибнуть рыбы, животные. По берегам засыхают деревья и кусты. А как вы, дети можете беречь воду?

(Ответы детей)

Запомните мудрую русскую пословицу : «Не загрязняйте реки – ведь они поят нас водой».

Заключительная беседа. Что нового вы узнали сегодня? Что особенно вам запомнилось? О чем вы расскажите дома своим родным?

Публикации по теме:

Царица рек русских «Волга-матушка». ФотоочеркЦарица рек русских «Волга-матушка». Фотоочерк Сегодня,в выходной день,хочу пригласить вас,на экскурсию в Волгоград. И конечно на великую Волгу. Немножко истории. Первое упоминание о ней,.

Фоторепортаж «Красавица река-Лух»Фоторепортаж «Красавица река-Лух» Фоторепортаж «Красавица река – Лух» Славится Россия своими реками: красавицей Обью, могучим Амуром, полноводной Леной, Волгой, Камой,.

Фоторепортаж выходных дней «Могучая река «Ангара»Фоторепортаж выходных дней «Могучая река «Ангара» Фоторепортаж выходных дней. «Могучая река «Ангара» Мы проживаем в Сибири. Вот выдались первые выходные деньки, и погода нас очень порадовала,.

Фотозарисовка «Щедрая, широкая, раздольная Волга-матушка»Фотозарисовка «Щедрая, широкая, раздольная Волга-матушка» Добрый день, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотозарисовки о крупнейшей реке Европы и одной из самых длинных рек в мире- Волге.

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Конспект НОД «Знакомьтесь, русская матрёшка!» Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром. Цель:Познакомить детей с традиционной народной игрушкой –матрёшкой,как символом.

Конспект занятия по развитию речи «Волга — великая река» Подготовили Петрова Татьяна Викторовна, Бахтарова Наталья Пр. содержание: Расширить знания детей о главной реке России – Волге. Учить детей.

Королевство Таиланд. Река Квай.Королевство Таиланд. Река Квай. Продолжаю свой рассказ о Королевстве Таиланд. Два дня я провела в провинции Канчанабури на западе Таиланда. Именно отсюда берет начало река.

Моя Волга. ФотоочеркМоя Волга. Фотоочерк Здравствуйте уважаемые друзья и коллеги! Наш поселок стоит на берегу Волги, поэтому очень часто летом мы отдыхаем на берегах этой красивой.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Волга — русская река!»
Опубликовано: 4 января 2020 в 22:17
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД