Лучший педагог года

Конспект НОД «Вулканы» в подготовительной группе

Альфия Султанмуратова
Конспект НОД «Вулканы» в подготовительной группе

Конспект НОД «Вулканы» в подготовительной группе

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о природных особенностях Южного Урала (своеобразие рельефа, полезных ископаемых).

Посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.

Публикация «Конспект НОД „Вулканы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Познакомить детей с причинами возникновения некоторых минералов и горных пород (метаморфических, вулканических). Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование и материалы: Карта Челябинской области, лупа, сахар, ложки, стакан с водой, лимонная кислота, пищевой краситель красного цвета, макет вулкана.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, а какое у вас сегодня настроение (ответы детей). У всех разное. У большей половины - хорошее, приподнятое, но у некоторых – настроение не очень позитивное. Как мы можем им помочь? А давайте - подарим им свои улыбки!

Упражнение «Улыбка для друга»

1 часть. Вводная часть:

Воспитатель: Ну, вот настроение у всех отличное и теперь можно отправляться в путешествие по нашей удивительной планете, которая называется? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, земля.

Отгадайте загадку:

«Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном…» (географическая карта).

Воспитатель: Правильно. Дети, что изображено на карте (ответы детей).

А как называется место, где мы живём? (выслушиваю ответы детей). Правильно Урал. Челябинская область. А чем знаменит наш Урал? (ответы детей). Верно, необыкновенными по красоте горами. Их так и называют – Уральские горы (показ слайда) (вопросы детям).

Сегодня мы с вами поговорим об Уральских горах, богатствах, что в них скрыто.

2 часть. Основная

Высокие горные вершины, поросшие лесами подножия с быстрыми горными реками – такого нет нигде. Люди, живущие на Урале, издавна слагали о горах легенды. Послушайте одну из них.

В далекие времена из глубин земли золотой Змей – Полоз вылез. Захотел он собой всю землю опоясать. Задумал и пополз из степей южных, жарких до холодных морей северных. Долго полз. До самого моря добрался. А море все льдом покрыто. Попробовал змей через то море перебраться. Только в море вода холодна. Как ни горяч Змей – Полоз, а остывать начал и совсем замерз – окаменел. Тело его в горы превратилось, чешуя в камни драгоценные. А все остальное в богатство земли Уральской. От соли до алмазов, от гранита серого до малахита узорчатого. Много - много лет прошло с тех пор. Порос окаменевший великан лесом. Стали люди те места «Уралом» называть. Вот такая легенда.

А ведь земля уральская действительно богата разными полезными ископаемыми. А что такое полезные ископаемые? Правильно, это те подземные богатства, которые использует человек. (Раздаю образцы камней).

Вопросы детям: Как называется этот камень? Правильно, гранит.

С иностранного языка слово гранит переводится как «зерно». Почему, как вы думаете? (ответы детей) Потому что гранит состоит из мелких зернышек кварца, слюды и шпата. Вот такой пятнистый камень получается. А, чем полезен человеку этот камень? (ответы детей). Это строительный материал, из него делают памятники, им украшают мостовые и набережные (показ слайда). А какие ещё строительные материалы вы знаете? (песок, глина, известняк) (показ слайда). Какой камень лежит у вас на столе? Правильно, мрамор. Какой камень Дима? Самира? А этот камень, чем полезен, для чего его используют (ответы детей). Правильно, мрамором украшают здания, станции метро, из целого куска мрамора вырезают различные статуэтки (показ слайда).

А сейчас, давайте отдохнем.

Физ миниутка.

Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете откуда появились камни на земле? (ответы детей).

Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобиться волшебная лаборатория. Пройдемте, пожалуйста, в лабораторию (дети размещаются за столами с заранее подготовленным материалом).

Как вы думаете, что насыпано в вашей чашке? (ответы детей).

Да, это сахар. Давайте рассмотри сахар под лупой. Видите, он состоит из множества маленьких кристаллов. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если мы будем его нагревать? (ответы детей). Давайте проверим (насыпаю сахар в ложку, размещаю его над горелкой). Смотрите, сахар начал плавиться, стал как вода. Теперь я опущу ложку с расплавленным сахаром в холодную воду. Как вы думаете, что с ним произойдет? (ответы детей). Сахар начинает остывать и превращается в леденец. Что произошло с сахаром, и почему? (ответы детей).

И в природе все происходит так же. Горные породы под воздействием высокой температуры, жара, что скрываются в недрах земли, плавятся. Вот так появляются многие полезные ископаемые. Например, мрамор, о котором мы говорили.

Так же камни могут возникнуть в результате «работы» вулкана. А что же такое вулкан? (ответы детей).

Вулкан – это извергающая горячую магму, камни и пепел гора (показ слайд).

А какой формы вулкан? (ответы детей). Вулкан похож на конус со срезанной верхушкой. Как называется верхняя часть вулкана? Правильно кратер (слайд). Из него то и дело изливается раскалённая жидкость – лава.

Какая же польза от вулканов.

Лава после извержения вулкана застывает и превращается в твердую породу пемзу. Она используется в косметологии. С ее помощью счищают с кожи сильные загрязнения.

Какую еще пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Выращивают виноград. Этот фермер собирает урожай на острове Лансароте.

Также застывшая лава со временем становится камнем. Он называется туф. Из него строят дома.

Ребята! А, какой же вред приносит извержение вулкана? (ответы детей).

Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе.

Через несколько лет археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне. И назвал он ее «Последний день Помпеи».

В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. А вы хотите стать вулканологами? Посмотрите, какая это опасная профессия. (Слайды)

Воспитатель:

А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.

Воспитатель: Проходите в нашу лабораторию. Ребята, а вы мне поможете? Для первого опыта понадобиться три чайных ложки пищевой соды и две чайных ложки лимонной кислоты, смешанных с красным пищевым красителем. Добавим их прямо в жерло нашего макета вулкана. Ребята, кажется, наш вулкан оживает!

Воспитатель: Что вытекает из вулкана? Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», пемза.

3 часть. Заключительная.

Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.

Понравилось ли вам опыты в нашей лаборатории? Давайте, вспомним еще раз, о чем мы сегодня говорили? Как могут появляться нужные человеку камни – полезные ископаемые?

Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

Публикации по теме:

Календарный план образовательной работы на неделю «Вулканы. Человек и море» в подготовительной группеКалендарный план образовательной работы на неделю «Вулканы. Человек и море» в подготовительной группе План работы с 25 по 29 января Тема: «Вулканы. Человек и море» Задачи: - Способствовать усвоению знаний о вулканах, как природном явлении,.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Цель: Закрепление правил дружбы,.

Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группеКонспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Цель: Создать условие.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе Тема: "Снеговик из пластиковой бутылочки" Цель: Формирование умения создавать поделки своими руками через воспитание трудолюбия, усидчивости,.

Конспект НОД в подготовительной группе «Все об одежде» Программное содержание. Познакомить детей с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида. Учить детей сравнивать, описывать,.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количественный и порядковый счет в пределах 20»Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количественный и порядковый счет в пределах 20» Цель: обобщать и закреплять математические представления детей 6-7 лет. Задачи: • Закреплять навыки количественного и порядкового счета.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

Экспериментально-творческий проект «Изучаем вулканы» для детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментально-творческий проект «Изучаем вулканы» для детей старшего дошкольного возраста роки реализации проекта: 2 недели Тема: «Изучаем вулканы» Тип проекта: исследовательский, кратковременный (2 недели). Ведущая образовательная.

Автор публикации:
Конспект НОД «Вулканы» в подготовительной группе
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 05:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД