МААМ-картинки

Конспект НОД «Этот удивительный мир — горы»

елена теплоухова
Конспект НОД «Этот удивительный мир — горы»

Тема : «Этот удивительный мир - горы».

Подготовила воспитатель Теплоухова Е. А. Тюмень.

Цель: формирование у детей первоначального представления об образовании гор и их внутреннем содержании.

Задачи:

-познакомить детей с образованием гор (движением земной коры и вулканическим происхождением), с существованием разных ландшафтов – равнин и гор.

-развивать у детей любознательность, интерес к природным ресурсам.

-расширять и обогащать кругозор и словарный запас.

- воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Ход занятия :

Воспитатель:

Публикация «Конспект НОД „Этот удивительный мир — горы“» размещена в разделах

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным.

С добрым утром говорим.

Поприветствуйте, ребята, всех кто пришел к нам сегодня в гости.

И отгадайте загадку.

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

- Почему глобус окрашен разными цветами? Что они обозначают?

(синий – моря и реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни коричневый – это горы). Чем выше горы, тем темнее оттенок краски.

- Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

-Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)

Воспитатель:

Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью. Горы редко стоят поодиночке, чаще они идут в ряд одна за другой, образуя хребты. Между ними лежат горные долины, где и поселяются люди. На земном шаре горы занимают около 40% суши.

Дети садятся за столы. Показ презентации.

Воспитатель:

-Ребята мы с вами живем в очень большой стране, как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту России и узнаем какие горы есть в нашей стране. (подходят к карте)

Кавказские, Алтайские, Саяны, Гималаи Уральские.

- Многие из вас бывали в городе Екатеринбург! Это совсем рядом с Тюменью, вот там и начинаются Уральские горы! Если посмотреть на карту, то они как бы делят нашу страну на две части. Давайте найдем их на карте.

Горы, выстроившись в ряд,

Как богатыри, стоят.

На них шлемы ледяные,

Горы мощные, седые.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой красивый сверток я нашла сегодня у входа в группу. Что же там интересно лежит?

Воспитатель: - Давайте посмотрим. /Разворачиваем, находим ткань. /

Воспитатель: - Что-то мне эта ткань напоминает. А давайте представим, что перед нами участок земли. Можно назвать такое место ровным?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Оно так и называется – равнина.

Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)

(Включить музыкальное сопровождение)

-Давайте приведем в движение «земную поверхность». (Дети выполняют движения с тканью).

-Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, на ней появляются глубокие складки.

- Земная поверхность ни минуты не находится в покое. Она, то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины холмы и возвышенности. На это уходит очень много времени! Теперь, ребята, поставьте под ткань призмы. Рассмотрим вновь наш макет. Ровная ли у него поверхность?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - На нем появились горы. Давайте дополним наш макет, снежные вершины,реки, озера.

А как еще могут образовываться горы?

Если затрудняются ответить загадать загадку:

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

Дети: Вулкан.

Воспитатель: У нас в лаборатории есть макет настоящего вулкана (обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его рассмотрим).

Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, ничего не брать в рот)

Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение:

1. Какой формы вулкан?

2. На что он похож?

3. На что похожа его верхняя часть?

Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.

Воспитатель: Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер - огромная яма, а внутри находится жерло дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

Пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то он начинает извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух.

Натрудившись, наработавшись, вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит.

Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.

Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?

Дети: да, хотим!

Воспитатель: в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта. Дети рассматривают схему проведения опыта.

Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана"

Дети засыпают внутрь соду добавляют жидкость для мытья посуды, красную гуашь, уксус добавляет воспитатель т. к. опасен. (Включить звуковое сопровождение)

Воспитатель: что вы наблюдаете?

Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность.

Воспитатель: Остывшая лава и пепел вулкана превращаются в камень который можно встретить у многих из вас в ванной комнате, это пемза (показать камень, рассмотреть).

В нашей стране извержение вулкана можно увидеть на Камчатке и Курильских островах (Показать на карте.)

(Садимся на ковер)

Рассматриваем иллюстрации каменного века.

Первым жилищем людей были пещеры, первые орудия труда, орудия для охоты, человек делал из камня, даже название дали в истории этому времени «Каменный век».

Показать спички и два камня (кремний) .

- Как вы думаете,ребята, что может быть общего у этих предметов?

(Рассмотреть иллюстрации)

-Давайте мы с вами как первобытные люди попробуем получить огонь с помощью камня!

(мальчики, пробуют)

-Даже огонь, люди добывали с помощью камней.

Воспитатель:

Ребята, горы еще называют «Кладовой мира» как вы думаете, почему?

Да, потому что в их недрах находятся несметные богатства.

Под землей тоже существует целый мир! Да еще какой!

У каждого народа есть свой мир сказочных героев – хранителей недр. У жителей Японии –это чудовищный паук, живущий глубоко под землей. В Монголии верят, что в недрах земли хозяйничают дикие свиньи, в Индии подземными сокровищами распоряжался крот-великан, в европейских странах гномы и тролли. Но самая красивая хранительница подземного царства живет в русских преданиях. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, живущей в Уральских горах – самом сердце России. Мы с вами о ней недавно читали! Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу, одетую в роскошное малахитовое платье, в кокошнике с драгоценными камнями. Зеленый цвет малахита в особом почете у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришелся ей по нраву. Значит, добр, честен и чист душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Могла в горы заманить, а назад дороги не указать. Могла и в пещере завалить камнями.

Но в нашем детском саду и дети, и взрослые добрые, отзывчивые и работящие. Поэтому и сама Хозяйка Медной горы уже не один день гостит в нашем музее. А заодно и представляет коллекцию самоцветов. Давайте ее рассмотрим и полюбуемся богатствами наших Уральских гор!

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать почему камни разноцветные?

Исследование «Почему камни бывают разноцветными».

Дети садятся за столы.

Давайте мы с вами будем в роли самой матушки-природы, создающей удивительный мир камней-самоцветов. (Включить муз. сопровождение)

Возьмите 2-3 кусочка пластилина разного цвета, скатайте их в шарики и поставьте их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: «Проходило время. Миллионы лет. Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один.» (можно скатать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком).

А теперь, стекой разрежьте пластилин пополам! Что получилось? (полюбоваться на полосатые срезы). У всех получилось по разному!

Вот так по-разному бывает и в природе. Где-то подземные процессы идут сильнее, а где-то – слабее. Отложите свои образцы.

Физ. минутка:

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Воспитатель: -В природе есть камни более твердые, а есть – более мягкие. Возьмите зернышки риса, попробуйте их сжать или сломать, а пластилин?

-Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и. «заварилась» вот такая «каша» : смешайте кусочки пластилина с крупой. Что получилось?

-Давайте найдем в музее камни, образовавшиеся первым способом. Назвать их.

Предлагаю детям найти в музее камни с отчетливо видными вкраплениями.

Прочитали название –Гранит.

-Да, ребята это гранит – горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называют профессию людей, которые ищут и изучают полезные ископаемые, камни?

Дети: Геологи

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, человеком из её каменной оболочки.

Полезные – потому что служат человеку, то есть, по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь

- А теперь ребята,подумайте и скажите,где вы видели или встречали как человек использует камни?

Что вы видите на этой иллюстрации? Узнали это место?

Дети : Набережная Тюмени.

Воспитатель : А на этой иллюстрации?

Дети : Красная площадь.

Воспитатель: Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камень - гранит.

В городе Санкт –Петербург вход в Зимний дворец украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого гранита, стоящие на постаментах.

Вот сколько интересного мы узнали сегодня про горы и камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро, входов в здания, украшения постаментов памятников, третьи отапливают помещения, помогают вырабатывать электричество. Еще есть драгоценные камни. Издавна из них изготавливали украшения. В нашем музее они тоже есть.

Итог: Ребята, сегодня мы только на чуточку приоткрыли «кладовую земли».Что вам запомнилось и понравилось больше?

- Как образуются горы?

-Первое каменное жилище человека (Пещера)

-Как называлось время, когда люди жили в пещерах? (Каменный век)

-Кто ищет и изучает залежи камней в природе? (Геолог)

-Из какого камня сделана набережная в Тюмени?

-Как звали хранительницу горных богатств на Урале?

-Из какого камня была сделана известная шкатулка в уральских сказах П. П. Бажова? (Малахит)

Да, на нашей планете Земля есть и горы и вулканы, они являются ровесниками нашей планеты, им столько же миллионов лет как ей! Земля щедро наградила человека всеми несметными богатствами и мы должны научиться благодарить ее, беречь и разумно пользоваться кладовой Земли.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Этот удивительный космос»Фотоотчёт «Этот удивительный космос» 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть:»Человек в космосе!».

Игровой макет «Этот удивительный мир»Игровой макет «Этот удивительный мир» В материале представлен игровой макет для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Этот макет универсален,.

Конспект НОД в старшей коррекционно-развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос»Конспект НОД в старшей коррекционно-развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос» Конспект НОД в старшей коррекционно- развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос» Программное содержание: Развивать творческую.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Этот удивительный мир животных. Путешествие в зоопарк» Цель - продолжать учить детей отгадывать разные виды загадок. Задачи: -расширять представление о правилах поведения в общественных местах;.

Конспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группеКонспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группе Конспект познавательного занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в средней группе «Этот удивительный воздух».

Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос»Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос» .

Мастер-класс по изготовлению макета «Этот удивительный, подводный мир»Мастер-класс по изготовлению макета «Этот удивительный, подводный мир» Мастер – класс «Макет своими руками «Этот удивительный, подводный мир». Актуальность. Подводный мир – очень разнообразен, красивый, огромный,.

Конспект ООД «Этот удивительный магнит» (старший дошкольных возраст)Конспект ООД «Этот удивительный магнит» (старший дошкольных возраст) Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: 1. Формировать.

Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа)Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, художественно-речевой,.

Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир»Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир» Наша планета хранит массу секретов и один из самых удивительных и загадочных –подводный мир. Вода хранит свои тайны, занавесы которых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Этот удивительный мир — горы»
Опубликовано: 26 января 2021 в 18:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД