Ирина Лисичкина
Конспект НОД в форме заседания клуба эрудитов «Традиции и быт кубанского казачества» с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной логопедической группе «Радуга»
Заседание клуба эрудитов на тему:
"Традиции и быт кубанского казачества"
(слайд №1)
Программные задачи:
Обогатить, систематизировать знания детей о родном, крае: название, место на карте России; историческое прошлое.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа, казаках, их образе жизни, традициях, ремёслах;
Публикация «Конспект НОД в форме заседания клуба эрудитов „Традиции и быт кубанского казачества“ с применением ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
Расширить, представления детей о быте и культуре Кубанского казачества;
Продолжать активизировать знания детей; учить мыслить системно, развивать оценочные суждения, процессы анализа и синтеза;
Воспитывать любовь к малой Родине; уважение к кубанским традициям, гордость за своих предков.
Активизировать в речи детей слова: глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, самовар, красный угол, колыбель, учить понимать их значение.
Предварительная работа:
рассматривание старых фотографий, подборка фотографий, мультимедийное сопровождение, изучение стихотворений, пословиц и поговорок о Кубани и казаках.
Материалы и оборудование:
Аудио запись песен Кубанского Казачьего хора, фотографии быта казаков, призы детям бумажные журавлики.
Ход занятия:
1.Организационный момент (вместе с воспитателем) «Круг радости» (психологический этюд, слайд №2)
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас встать в большой дружный круг и поприветствовать всех, кто нас окружает.
Здравствуй, небо голубое, (руки к небу)
Здравствуй, сонце золотое, (ладони крестиком)
Здравствуй, вольный ветерок, (руки над головой)
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю (руки друг другу)
Я тебя приветствую. (поклон)
Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань - ты наша Родина».
Воспитатель в кубанском костюме входит с детьми. (дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани. )
-Правильно.
Воспитатель: А теперь послушайте отрывок из стихотворения о Кубани. (Можно читать под спокойную музыку)
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Там примут тебя,
Как хорошего друга,
Покажут, как землю
Ворочают плугом
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя
У нас угощают.
Веселые окна,
Открытые ставни,
Дымок над трубою,
Как выстрел недавний.
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.
(слайд №3)
Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань.
Давайте послушаем стихотворения детей о нашей Родине:
1-ребенок- На Кубани, мы живём,
На родной Кубани.
Песни звонкие поём,
Славимся делами.
2-ребенок-Не найти в России милой
Благодатней края.
Ой, Кубань – кормилица
Сердцу дорогая.
3-ребенок-Как хороша земля родная
Другой такой мы не найдем
Поговорим сегодня о Кубанском крае
О нашем крае дорогом.
(слайд №4)
Воспитатель:Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья.
(слайд №5)
Казакам мы строить дома помогали
Их хатами, мазанками все называли.
Сегодня в казачью мы хату войдем,
Там много увидим и песню споем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете: что такое хата? (ответы детей)
Д/И : «Расставьте картинки в нужном порядке» (слайд №6)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. (слайд №7)
В казачьих семьях глава семьи казак. Как, по-вашему, чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов)
(слайд №8)
Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:
Дети:
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак в беде не плачет.
- Казак сам голодает, а конь его сыт.
- Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
- Терпи казак - атаманом будешь.
- Казаку честь-родину беречь.
- Казачьему роду-нет переводу.
-Где казак - там и слава.
Воспитатель:Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.
Кто из вас знает, как называли жену казака? (Казачка)
(слайд №9)
Чем же она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб)
Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. Кто из вас помнит, в чем готовили еду?
Воспитатель:Правильно, в чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.
(слайд №10)
Вот перед вами глиняный сосуд, который называется глэчик - в нем хранили молоко (Активизация данного слова в речи детей).
Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? Правильно, макитра - это горшочек из глины ( Активизация данного слова в речи детей(слайд №11) )
Ребята, самое главное в казачьей хате - это печь. (слайд №12) Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили:
«Всё, что в печи,- на стол мечи».
«Печь нам – мать родная»,
«У печи всё красное лето».
Хлебом не корми, только с печи не гони.
Зимой в мороз даже кур под печкой держали.
Воспитатель:Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, о чем они?
* Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
* Бабушка седа - бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку забывают.
* Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело тёплое, крови нет.
Сесть на неё сядешь,
А не везёт.
Внутри огонь горит,
Из трубы дым валит,
Кашу варит, блины жарит.
Ответы детей.
Воспитатель:Правильно, это все загадки про печь кормилицу.
Физкультминутка:
Ветер по морю гуляет (шагаем)
И кораблик подгоняет (машем руками)
Он бежит себе в волнах (бег на месте)
На раздутых парусах (дуем).
Раз ладошка, два ладошка.
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
Воспитатель: Ребята, садитесь, продолжим путешествие.
Кубанцы – народ гостеприимный, хлебосольный, очень любят гостей угощать.
Чаем поили гостей из….(самовара).
-(Правильно. )
(слайд №13/i])
-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. (Активизация в речи детей: домовитые, аккуратные, бережливые)
Они сами пряли, ткали. Посмотрите, что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканые изделия? (Активизация в речи детей рубель и каталка(слайд №14) )
-А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. И большое значение придавали убранству хаты.
Центральным местом в доме был красный угол – божница. (слайд №15)
Божница состояла из одной или нескольких икон, увешанных рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники.
Как по-вашему, что такое рушник?
Верно, ребята, рушники это традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из ткани домашнего производства, обшивали с двух сторон кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краям полотенца.
(слайд №16)
Воспитатель: Важным предметом в казачьем быту была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха все должно этому служить. Возле кровати родителей находилась колыбель. (Активизация данного слова в речи детей, (слайд №17)) Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Колыбель была покрыта пологом. Как вы думаете для чего? (ответы детей)
(слайд №18)
- Детей у казаков было много, родители были рады рождению и мальчика и девочки. Давайте, послушаем колыбельную песню казачки.
(колыбельная песня в исполнении кубанского хора)
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы сегодня узнали много новых слов. Вспомним их, я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.
- Дом, в котором жили наши предки (хата)
- С помощью, каких двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)
- Воду приносили из ….(колодца)
- Вкусный чай пили из ….(самовара)
- С помощью этого предмета украшали хату. (рушник)
- Ребенок спал в….(колыбели)
- Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.
И в заключении нашего путешествия, мы вспомним с вами стихотворение нашего кубанского поэта П. Воронько «Журавель»(слайд №19)
Жура – Жура – Журавель!
Облетел он сто земель
Облетел, обходил
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили Журавля :
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая :
«Лучше нет родного края!»
Воспитатель: Разрешите мне подарить вам вот таких бумажных журавликов, в надежде, что вы всегда будете любить и беречь свою Родину, где бы вы не находились. (Вручение детям бумажных журавликов).
(слайд №20)