Лучший педагог года

Конспект НОД «Животные и птицы нашего края» с детьми старшей разновозрастной группы

Ковтунова Галина
Конспект НОД «Животные и птицы нашего края» с детьми старшей разновозрастной группы

Конспект НОД с детьми старшей разновозрастной группы «Животные и птицы нашего края»

Воспитатель: Ковтунова Г. В.

Актуальность. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.

Публикация «Конспект НОД „Животные и птицы нашего края“ с детьми старшей разновозрастной группы» размещена в разделах

Цель: Уточнять и расширять представления детей о животных и птицах, их внешнем виде. Совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарь по теме. Развивать зрительное восприятие и внимание. Воспитывать любовь к природе.

Задачи:

Образовательная:

1. дать представления детям о животных и птицах, среде их обитания, внешнем виде, повадках ;

2. закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

3. формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

Развивающая:

создать условия для развития внимания, памяти, речи, кругозора, умений и навыков, развивать познавательный интерес ребят;

Воспитательные:

воспитывать экологически грамотных граждан, любящих и бережно относящихся к родной природе.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о нашем родном крае;

- Рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах.

Оборудование:

мультимедийная установка, презентация, мешочек с семенами.

Ход занятия.

Воспитатель : Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка это символ добра.

Дружба – объединяет не только нас с Вами но и всех людей на Земле. А еще нас объединяет Родина она есть у каждого из нас. И как же называется наша общая большая Родина? (Ответы детей) В большой стране у каждого из нас есть свой маленький уголок – область, район, село, улица, дом, где мы живём.

Это наша малая Родина. Наша малая родина- это Ростовская область. А как называется наш посёлок? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Наш посёлок называется Краснопартизанский.

Воспитатель: Ребята, а у нас есть лес? (Ответы детей) У нас нет леса, но у нас есть степь.

И сегодня я вам предлагаю путешествие по нашей родной степи.

Тогда присаживайтесь на стульчики, а я прочту вам стихотворение, которое нас отправит в путешествие:

Ростовская область – край мой родной,

Дороже земли в мире нет,

Люблю я раздолье твое и покой,

Над Доном туманный расцвет,

Любимый мой край, я в тебя влюблена,

В тюльпанный твой запах степной,

Здесь я родилась и моя здесь страна

Не надо земли мне иной.

Воспитатель: Вот мы и оказались в нашей степи. Ребята, природа нашего края очень красива и разнообразна. А отправились мы сюда, чтобы познакомиться с животными и птицами, которые живут у нас.

Звучат голоса птиц (аудиозапись).

Воспитатель: Ребята, а голос каких птиц вы узнали? (Ответы детей) Слайд №2

Воспитатель- Птиц, обитающих на территории нашей степи очень много.

- Каких птиц вы ещё знаете? (Ответы детей).

В степи и у нас дома всегда можно услышать стук дятла. (Звучит аудиозапись). Слайд №3

Зимой тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук - это работает в своей "кузнице"дятел. Найдёт дятел дерево с расщелиной и устроит в ней свою "кузницу". Питаются дятлы насекомыми. Дятла называют лесным доктором. Дятел клювом-долотом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда.

Воспитатель: А вот следующая птица, отгадайте загадку:

Живёт он очень много лет,

Но, несмотря на возраст, чёрен,

Хранитель тайн, предвестник бед,

Мудрейший и коварный. Ворон

Слайд№ 4 Вороны разоряют большое количество птичьих гнёзд - любят полакомиться яйцами. Пожирают зерно, зелёные части растений, плоды и многое другое. Ворона - птица очень осторожная и умная. Однако серые вороны, которые живут у нас, назойливы до наглости. Найти гнездо вороны не всегда просто: в гнезде она ведёт себя очень тихо. И птенцы в гнезде тоже спокойны и смирны. Зимой вороны иногда присоединяются к стаям грачей.

Воспитатель:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится,-

Не орел, — а все же птица!

(Воробей)

Слайд № 5 Воспитатель. Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на деревьях, ветках кустарников и задорно чирикают. Живут воробьи в городе, и в деревне, рядом с человеком. Почему воробьи так любят соседство с людьми?

(люди их подкармливают)

Воспитатель: Да потому, что живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно весной свить гнездо.

Воспитатель. Строительство гнезда – дело нелегкое. Птицы летают, тащат в клювах перышки, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка. Воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы не боятся человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом у кота.

Воспитатель: Ребята, у меня есть мешочек. Вам интересно, что в мешочке? В мешочке корм для воробьёв. Чем питаются эти птицы? (Ответы детей). Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, какой корм в них спрятан. Дети на ощупь определяют корм птиц. ( В мешочке насыпаны: семечки, хлеб, семена растений)

Воспитатель: Следующая птица :

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета:

Верещунья, белобока,

А зовут ее…

(сорока)

Слайд №6 Сорока – это птица с которой мы знакомятся одной из первых, благодаря известной всем потешке «Сорока - ворона». Кто же не знает знаменитую считалочку про сороку - белобоку? Помните?

Сорока - белобока

Кашку варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

Ты в лес не ходил,

Дров не носил,

Тебе кашки не дам!

Слайд 6 У сороки по бокам перышки белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост - перья на нём с красивым зеленоватым отливом. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Корм сорок разнообразен- сорока не только пожирает мелких млекопитающих, насекомых, гусениц, но и разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки.

Воспитатель: А эта птица большая и очень красивая:

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

Слайд №7 Живут журавли около водоёмов, которые граничат с полями. Птицы эти умеют плавать, высоко и красиво летают. Это умные, храбрые птицы. С раннего утра журавли заняты поисками пищи, всевозможных земноводных, мелких насекомых, червей и небольших рыбок. Но всё-таки главный их корм составляют семена, почки, клубни и корешки.

Физкультминутка. «Перелетные птицы»

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся)

Воспитатель: Вот мы с вами вспомнили некоторых птиц, которые живут у нас. А теперь поговорим о животных, которые живут в наших степях.

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала Да побежала. (Еж)

Слайд № 9 Кто это, ребята? (Ответы детей)

Воспитатель: Это ушастый ёж. Этот симпатичный маленький зверёк весит от 200 до 500 г, длина его тела 14 – 27 см. Ушки, длиной до 5 см очень подвижны и отменно все слышат. Глаза хорошо видят, и чутьё не подводит. Иголки растут только на спине, а бока и брюшко покрыты густым мягким и коротким мехом. Мордочка животного заостренная, носик черный, длинные усы. Окрас от светло-серого до светло-коричневого цвета. Встречаются и совсем темные особи, коричневые и даже черные. На сильных коротких лапках по пять пальцев, с острыми коготками.

Воспитатель: Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)

Слайд № 10 Воспитатель: Волк – это дикое или домашнее животное? (ответы детей)

Волк – лесной и степной житель, крупный зверь, внешне очень похожий на собаку. Волк является предком домашней собаки. Шерсть у волка густая, жесткая. Большая голова с широким лбом опущена вниз. Хвост у волка большой, пушистый. Все волки хорошо видят ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимые запахи. Волк никогда не держит хвост поднятым вверх.

Воспитатель: Следующий представитель:

Под землею коридоров,

Переходов целых сто!

Там сидит хозяин в черном

Меховом своем пальто. (Крот)

Слайд № 11 Крот - маленький, одетый в черную шубку зверёк, ведущий подземный образ жизни. Встречается на огородах, полях в садах и парках. Живёт крот в местах, где рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, твёрдые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их.

Почти всю свою жизнь крот проводит под землёй, в глубоких норах и ходах. Поэтому увидеть крота на поверхности земли удается редко. Длина обыкновенного крота примерно с мою ладонь. У него продолговатое крепкое тело, маленькие, но сильные розовые лапки, с острыми коготками. Ладошки розовые, широкие, как лопатки, приспособленные для рытья и отгребания почвы вбок и назад. Как вы думаете, чем питается крот? (Ответы детей)

Воспитатель: В основном кроты питаются дождевыми червями, слизнями, личинками гусениц и жуков, земноводными и мелкими грызунами. Бугорки на поверхности почвы, которые создает крот (кротовины, — это ловушки. В кротовинах животное оставляет мускусные метки — их запах привлекает червей.

Гимнастика для глаз.

Наши глазки устали. Давайте сядем на ковер и немного отдохнем.

(Дети садятся полукругом напротив воспитателя).

(Дети в воздухе глазками рисуют круг, треугольник и прямую линию от пола до потолка, потом закрывают глазки, чтобы отдохнуть).

Воспитатель: Ой, ребята, пока мы отдыхали, все слова в моем конспекте перепутались. Помогите мне разобраться.

Словесная игра «Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.

У волка – лисята, они живут в логове

У медведя – зайчата, они живут в норе

У белки – волчата, они живут в берлоге

У волка - бельчата они живут в дупле

У зайца - медвежата они живут в берлоге

У лисы – волчата они живут в дупле.

Воспитатель: Этого зверька вы очень хорошо знаете. Его часто можно встретить даже около дома.

Посмотри, дружок, постой,

Видишь - впереди косой.

Выглянул он из куста,

Не кричи - даст стрекача.

Шубку он свою меняет:

Зиму в белой коротает,

Летом в серую одет.

Зайца цвет спасет от бед.

Слайд № 13 Воспитатель: Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. Мы, ребята, живем на юге нашей страны и снег зимой у нас бывает не всегда. Поэтому зайцам, живущих в наших степях, не нужно менять серую шубку на белую, к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут - светло-серую. Они называются зайцы-русаки. А если иногда снег выпадет, зайцы в это время отлеживаются, стараются не бегать. Мех зайца-русака короткий и густой. Подшерсток местами белый, местами темно-рыжий. Окраска меха земляного цвета, на шее желто-бурая с черными крапинками, на животе - белая. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, чтобы их не заметили хищники. Зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей).

Воспитатель: Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора деревьев. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево, кору зайцы сгрызут дочиста.

Воспитатель: Есть ещё один небольшой зверек, который живёт у нас. Отгадайте загадку.

Есть у нас уютный дом,

Под землей мы в нем живем.

Детям нам сказать пора:

Дом - … (мышиная нора).

Слайд № 14 Воспитатель: Полевые мыши живут в поле, вот поэтому их так называют.

Чем питаются полевые мыши? (Ответы детей)

В полях сеют злаки, которыми и любят полакомиться мышки, - пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо. Зернышки всех этих злаков очень любят мыши. Они бегают между созревающими колосками и поедают упавшие на землю зернышки. Подземная нора, построенная в поле, очень удобна для полевых мышей. Во-первых, в поле земля мягкая, и мыши острыми зубами-резцами могут быстро прорыть себе норку. Во-вторых, рядом есть корм. В-третьих, нора защищает мышей от холода. И наконец, в норке мыши прячутся от врагов. Получается, что мышиная нора полна запасов и спасает грызунов от мороза, голода и от врагов.

Какие враги есть у полевых мышей? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем ещё в одну игру. Я буду задавать вопросы вы должны отвечать только ДА или НЕТ.

• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

• Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

• Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)

• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

• Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ответили на вопросы.

Рефлексия.

1. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

2. О каких животных и птицах вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Никогда не обижай – ни пчелу, ни мошку.

Ни улитку, ни жучка – темненькое брюшко.

Ни кузнечика в траве, скачущего ловко.

Ни блестящую в листве – божью коровку.

Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого.

Ни за что и никогда не обижай живого!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края»Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края» Никитина Светлана Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка»,.

Конспект НОД для старшей группы «Птицы нашего края» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель:уточнить представление детей о птицах нашего края,упражнять в умение классифицировать.

Конспект НОД по рисованию «Птицы нашего края»» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Птицы нашего края»» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей о воробье через творчество. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о птицах, закрепить представления.

Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группеКонспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группе Возрастная группа: старшая 5 - 6 лет. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное.

Конспект занятия «Птицы нашего края»Конспект занятия «Птицы нашего края» "Птицы нашего края"Программное содержание. Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц,.

Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада. Введение Составитель: Храпатая Любовь Алексеевна,.

Конспект НОД по лепке «Зимующие птицы нашего края»Конспект НОД по лепке «Зимующие птицы нашего края» Цель: Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края, привитие любви и заботы о зимующих птицах. Задачи: 1. Совершенствовать навыки.

Проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» в старшей группе Воспитатель Смирнова Л. А. Тип проекта : познавательно - исследовательский, групповой,.

Викторина «Зимующие птицы нашего края» в старшей группеВикторина «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Викторина «Птицы нашего края» для детей старшей группы Цель: закрепление представлений детей старшего возраста о жизни птиц родного края.

Экологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группеЭкологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Тип проекта:информационный, групповой, краткосрочный- 1неделя. Цель: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Животные и птицы нашего края» с детьми старшей разновозрастной группы
Опубликовано: 17 марта 2023 в 08:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД