Ольга Евгеньевна Киктенко
Конспект образовательного события с этнокультурным компонентом «Письмо друзьям»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Письмо друзьям»
Возраст воспитанников: 5-6 лет, старшая группа
Образовательные области : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель образовательного события : создание условий, обеспечивающих формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи образовательного события :
расширять знания детей о культуре, традициях и обычаях разных народов, побуждать к познавательно-речевой активности;
Публикация «Конспект образовательного события с этнокультурным компонентом „Письмо друзьям“» размещена в разделах
воспитывать доброжелательное отношение к представителям разных этнических групп, любовь к малой Родине;
развивать устойчивый интерес к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, желание детей выражать свое мнение, строить дружелюбные взаимоотношения со сверстниками, в том числе из других городов.
Предварительная работа: реализация проектов «Карта моей страны» и «Живые письма дошкольников»; экскурсия в краеведческий музей; чтение сказок, знакомство с национальными костюмами и подвижными играми народов севера Сахалина, создание мини-музея «Мир нивхов».
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, продуктивная.
Применение педагогических технологий: игровая технология, технология «Говорящая среда», обучение в сотрудничестве.
Активизация словаря: промыслы, ремесло, гиляки, юкола, обряд, амулет.
Используемое техническое оборудование и материалы: интерактивная панель, интеллектуальная карта, карта России, посылка, книжки, игры.
Ожидаемый результат: дети имеют представление о коренном народе Сахалина – нивхах, проявляют желание делиться знаниями со сверстниками.
Ход образовательного события
В группе перед детьми расположена интерактивная панель, карта России, интеллектуальная карта по теме «Нивхи – коренные народы севера Сахалина».
Организационный этап.
Воспитатель предлагает детям взяться за руки и улыбнуться, передавая тепло рук и улыбку друг другу. Приветствие «Хорошее настроение».
Воспитатель. Ребята! На днях мы получили письмо от новых друзей из детского сада «Чебурашка» г. Райчихинска Амурской области (обращает внимание на письмо и карту России, которые поведали нам о коренных жителях Приамурья – эвенках и попросили в ответном письме рассказать о коренных народах Сахалина. О каком народе вы хотели бы рассказать?
Дети высказываются по предложенной ситуации. При необходимости воспитатель напоминает о том, что они уже совершали путешествие на север Сахалина к нивхам, составляли интеллектуальную карту по теме «Нивхи – коренные народы севера Сахалина». Направляет мысли детей на то, что рассказать новым друзьям могут о них.
Воспитатель. Но как же вы будете писать письмо? Вы ведь этому еще только учитесь! Дети высказываются по предложенной ситуации: могут предложить записать видео-обращение, собрать посылку с подарками новым друзьям, т. к. ранее отправляли посылки детям из других городов.
Воспитатель. Отличная идея! Мы отправим ребятам видеописьмо и соберем посылку. А у меня и коробка для посылки есть.
Основная часть
Воспитатель. Ребята, путешествуя к нивхам, вы познакомились с разными направлениями их жизни, быта, культуры (Обращает внимание на интеллект карту и просит детей вспомнить). Конечно, в одном видеописьме мы обо всем не успеем рассказать. Я предлагаю вам сегодня выбрать три конверта с темами для ответного письма. Дети выбирают конверты. Воспитатель открывает один из них.
Воспитатель. В тайну открывает двери, помогает в чудо верить. В мир волшебный и прекрасный погружает тихо … (сказка). Детям демонстрируется отрывок из мультфильма «Песнь Севера» часть 3 «Сказка про белую нерпу».
Воспитатель. Ребята, о чем эта сказка? Какие еще нивхские сказки вы бы посоветовали прочитать нашим друзьям? (Рассуждения, ответы детей).
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Подбери к слову сказку», используя карту с ключевыми словами. Например: произносит слово «дружба» и спрашивает, в какой нивхской сказке повествуется о дружбе? (Рассуждения, ответы детей).
Воспитатель. Молодцы, ребята! А чтоб наши новые друзья с радостью нивхские сказки читали, я предлагаю подарить им книгу «Сказки Сахалина». Вместе кладут книгу в посылку.
Воспитатель открывает второй конверт. Что изображено на этой картинке? Ответы детей.
Воспитатель. А что такое промыслы? (Рассуждения, ответы детей). Обобщение воспитателя при необходимости. Это занятие каким-либо делом для добывания средств сущеcтвования. Расскажите нашим друзьям о том, чем любили заниматься нивхи. Дети высказываются по предложенной ситуации. Нивхи любили охотиться и рыбачить. Занимались собирательством: собирали ягоды, грибы, растения, разводили оленей и собак. (На экране интерактивной панели появляется соответствующее изображение промыслов).
Воспитатель. Правильно. Но основным промыслом нивхов было рыболовство. А вы знаете, для того чтобы поймать много рыбы они проводили обряд «Кормление духа воды», кидали в воду из корытца разные кушания, упрашивая «хозяина моря» пригнать в сети как можно больше рыбы. А еще возле каждого жилища стояла вешала для юколы. Объясните нашим друзьям, что такое юкола?
Дети вспоминают: сушёно-вяленное мясо рыб.
Воспитатель. А давайте покажем нашим друзьям, как нивхи готовили юколу и совместим это занятие с национальной подвижной нивхской игрой «Тлоть», правилом которой является прыгание на одной ноге. (Дети делятся на две команды, выбирая себе значок принадлежности к команде. Под музыку достают по одной рыбке из ведра и, допрыгав на одной ноге до вешала, прикрепляют к нему рыбу).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Победила дружба! А в посылку я предлагаю положить картотеку нивхских подвижных игр. Пусть ребята изучают их и играют.
Далее воспитатель просит детей рассказать новым друзьям о том, каким домашним ремеслом занимались нивхи. Дети вспоминают: изготавливали из дерева лодки, лыжи, посуду; из бересты плели корзины, вазы, панамы; из шкур и кожи животных шили одежду, сумки. Делали картины.
Воспитатель. Верно, молодцы! Ну что же, у нас остался последний конверт. Достает из конверта картинку с изображением национального костюма. Что это, ребята? Ответы детей.
Воспитатель. Как вы думаете, чем одежда нивхов отличается от одежды других народов? Дети высказываются (узорами, орнаментом).
Воспитатель. Я предлагаю нарядить кукол в нивхские костюмы. Приглашает детей к столу, удивляется, что кто-то перепутал все наряды и просит подобрать для куклы нивхский костюм.
Воспитатель. Все справились. А как такой наряд называется?
Дети высказываются. Национальный костюм
Дети предлагают эту игру и куклу в национальном костюме положить в посылку.
Воспитатель. А вы знаете, что нивхи дарили друг другу амулеты? Что такое амулет?
Ответы детей. Это предмет, который всегда рядом. Он защищает от неудач и страхов.
Воспитатель. Давайте и мы изготовим волшебные амулеты для наших друзей. У вас есть заготовки с липучками: меховой круг, черный круг и медведь (символ). Ваша задача - скрепить детали так, чтобы получился амулет. Продуктивная деятельность. Наши амулеты готовы. Дети дружно кладут амулеты в посылку.
Воспитатель предлагает детям объединиться в круг и поделиться впечатлениями о сегодняшнем событии. При затруднении детей использует прием «закончи фразу» : меня удивило, сегодня я узнал, я понял, что, у меня получилось …
Воспитатель хвалит детей за высказывания и при необходимости акцентирует внимание на том, что сегодня мы поделились своими знаниями о нивхах с новыми друзьями.
В: давайте подарим нашим друзьям вместе со знаниями наши добрые улыбки.
Дети кладут смайлики с улыбками в посылку.
Воспитатель обращает внимание на интеллектуальную карту и обсуждают с детьми темы, о которых они расскажут друзьям в следующем письме.