Юлия Аббасова
Конспект образовательной деятельности «Воспитание основ по толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитание основ по толерантности»
Цель:
Воспитание нравственно - эмоциональных качеств: сочувствие, сопереживание, терпимость.
Задачи:
1. Воспитание миролюбия – принятие и понимание других людей.
2. Развитие навыков работы детей в коллективе.
3. Пополнение словарного запаса.
Материал: картинки с изображением костюмов, занятий, домов народов мира, веник, пословицы и поговорки о дружбе, «рубашка примирения»
Предварительная работа:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Воспитание основ по толерантности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных стран, чтение сказок: «Репка», «Бременские музыканты», «Гуси - лебеди», «Царевна - лягушка», «Отец и сын», разучивание поговорок.
Методы и приёмы:
Словесные: художественное слово, вопросы к детям, объяснение воспитателя, рассказывание сказок, поговорок, поощрение.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Практические: игра с веником, игра с «рубашкой примирения»
Словарь: толерантность, любовь, дружба (дружить, доброта, согласие (жить в согласии, терпимость, сочувствие, культура, уважение, милосердие, верность, взаимопомощь).
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на большой планете. Как она называется? Кто скажет?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, наша планета называется – Земля. На нашей планете много разных стран, где живут люди с разным цветом кожи, они говорят на разных языках, у каждого народа своя культура – песни, сказки, одежда, привычки, игры, даже дома у разных народов разные. Посмотрите на картинки, как много народов в мире, какие они красивые, какие у всех красивые костюмы.
Чтобы на Земле был мир, мы все должны принять других такими, какие они есть, уважать их и жить с ними в согласии. Ребята, а как вы понимаете выражение жить в согласии? Это значит дружить или ссориться?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, жить в согласии, значит жить вместе и дружно, не ссориться, уважать и понимать друг друга. А как вы относитесь к своим родным, братьям и сёстрам?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Это очень важно, защищать и оберегать друг друга.
Сейчас я вам расскажу одну сказку, для этого я вам предлагаю сесть полукругом на коврик.
Дети садятся на ковер полукругом перед воспитателем.
Воспитатель рассказывает сказку Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
«Жили отец и сыновья. Сыновья не ладили друг с другом, ссорились, не слушались отца. Тогда отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько сыновья не бились, не могли сломать веник.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
Сыновья легко переломали прутья поодиночке.
Отец говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».
Воспитатель: Ребята скажите, о чем эта сказка? Чему отец хотел научить своих сыновей?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, отец хотел, чтобы братья не ссорились, жили в дружбе, в согласии. Давайте и мы попробуем сломать веник.
Дети по очереди берут веник в руки и пытаются сломать его.
Воспитатель: Не получается? Попробуйте еще раз. Никак! А если я развяжу веник и раздам вам прутики?
Воспитатель: Да, ребята. Если бы я вам дала по одному прутику, то вы бы легко их сломали. Правда? Вот так, ребята, если мы с вами будем жить вместе дружно и в согласии, и как прутики будем держаться вместе, то нас не сможет победить никакое зло. А если мы будем ссориться и все делать поодиночке, врозь, то любой сможет нас обидеть и навредить. Вот какой мудрости научила нас сказка. Давайте вы оденете «рубашку примирения», чтобы вы всегда были дружными, и никогда не ссорились по пустякам.
Сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Давайте встанем в круг, возьмем друг друга за руки и поводим хоровод.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель ритмично читает стихотворение, а дети водят хоровод
На огромной на планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним другие сказки. Я уверена, что все они нас могут научить мудрости и добру.
Все помнят сказку «Репка»? О чем в ней рассказывается? Как дед смог вытащить репку?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в ней рассказывается о том, с каким трудом удалось вытащить репку. Один дед не смог справиться, и даже вдвоем с бабкой не удалось это сделать. Только, когда собралось много помощников, удалось вытащить репку. Значит, мы можем сказать, что сказка «Репка» про дружную и крепкую семью, и про дружную работу. Есть такая поговорка: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».
Воспитатель: Ребята, все вы прекрасно знаете сказку «Гуси - лебеди». В этой сказке мы видим, как изменилась Машенька, когда она искала своего брата Ванечку. Она поняла, что, если она никому помогать не будет, то и ей помощи ждать не придется. И яблоня, и речка, и печка ей отплатили добром.
Воспитатель: Ребята, главные наши помощники – это любовь, дружба, сострадание, чувство взаимопомощи. Благодаря этим чувствам, все преграды можно преодолеть на своем пути. Давайте будем стремиться к тому, чтобы и в наших сердцах жили такие прекрасные чувства к нашим родным, друзьям, к окружающим людям.
У братьев Гримм есть сказка, которая учит взаимопомощи и взаимовыручке. Это сказка «Бременские музыканты». Если бы животные не объединились в трудную минуту, то им было бы очень плохо. Разбойники бы их победили, и сказка была бы очень грустной.
Ребята, как вы думаете, если бы животные не были дружны, их смогли бы победить разбойники?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем, немного подвигаемся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Я иду, и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем, и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Воспитатель: Много сказок сочинили разные народы и написали писатели, но все они учат нас толерантности. Слово толерантность означает – дружбу, терпимое отношение к другим, взаимопонимание, сострадание, помощь и любовь между людьми.
Сказка учит, что мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но, добрых, всегда больше, и им всегда сопутствует удача.
Сказка учит не бояться трудностей.
У сказочных героев всегда много друзей: людей, зверей, рыб, птиц. Потому что сказочные герои никогда не отказывают им в помощи, а они, в свою очередь, всегда помогают героям.
Сказка учит никогда не судить о людях по их внешнему виду. Вспомните, Иван - дурак потом оказывается Иваном-царевичем, Царевна-лягушка – Василисой Прекрасной, а козленочек опять становится братцем Иванушкой.
Сказка учит нас любить своих родителей, любить и защищать свою Родину, как богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, выручать друга из беды.
Из сказок мы узнаем, что нельзя быть жадным, нельзя обманывать, нельзя предавать друзей, нельзя быть злым и жестоким.
Но главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим. А добро всегда побеждает что?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! В сказках добро всегда побеждает зло!
Ребята, кто скажет, к каким выводам мы сегодня пришли? Какие ценности есть в нашей жизни? Какие чувства помогают нам в жизни?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, жить и дружить нам помогают: любовь, дружба, доброта, милосердие, верность, взаимопомощь, терпимость. Помните, ваша жизнь, и жизнь окружающих вас людей будет зависеть от того, какие из этих ценностей станут главными в вашей жизни.
Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали, дружно отвечали на вопросы, вы – молодцы!