МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»

Ирина Гладышева
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ОБУЧАЮЩИЕ:

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки».

-Развивать мелкую моторику рук.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

БЕЗЛИКАЯ,СКАТКА,ОБЕРЕГ.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение сказки «Василиса Премудрая», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных колыбельных песен дома.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.

Ход занятия.

-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей? (слайд 2)

Ответы детей: Здравствуйте.

Мы рады вас видеть.

Добро пожаловать.

Проходите, пожалуйста.

- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»

- А теперь: Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

-О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку: (слайд 3)

- Есть ноги, а не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (кукла)

Волосы льняные,

Глазки голубые.

И обуты ножки

В синие сапожки.

На красавице - пальто.

Догадались? Это кто? (кукла)

Я своей подружке Кате

Одеваю утром платье.

Одеваю ей сапожки

На резиновые ножки

И веду по переулку

Утром Катю на прогулку. (кукла) (слайд 4)

- Скажите, а для чего нужны куклы?

- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)

- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный. И указание есть как его открыть: (слайд 5)

-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

- Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие). (слайд 6)

- Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)

- Посмотрите на современную куклу и на эти. А теперь, подумайте и скажите отличаются ли эти куклы друг от друга?

Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)

- Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»

Дети садятся на ковре полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины.

- из дерева.

- из ткани.

- из соломы.

- из бересты.

- из пластмассы.

- из бумаги.

- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте. (слайд. 7)

- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит. (слайд 8)

И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. (слайд 9)

Вот ребята, мы с вами услышали 2 новых слова: безликая и оберегать.

- Как называли такую куклу?

- Почему у куклы не было лица?

-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обереговых куклах. (слайд 10)

ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой

стороной на «день», а вечером – тёмной «на

ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава

богу, пусть ночь так же пройдёт»

ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл, (слайд 11)

такая кукла излечивала от болезней.

ЗЕРНОВУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до

нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает (слайд 12)

силой МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

- А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная) (слайд 13)

- Вспомните, что дала матушка Василисе?

- Зачем она дала куколку

- Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?

(Никому не показывать, прежде чем попросить что – нибудь, покормить куколку).

- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.

-А вы хотели бы попробовать сделать обереговую куклу своими руками? (слайд 14)

- Посмотрите какая интересная куколка. Это кукла скрутка. Обережную куклу Скрутку будущая мать помещала в колыбель, что бы кукла «согрела» ее. (cлайд15)

После рождения младенца, куклу-оберег вешали над кроваткой. (слайд 16).Считалось, что эта куколка отгоняет всякую злую силу и оберегает ребенка. Когда малыш подрастал, ему отдавали куклу играть. Для изготовления кукол Скруток обычно использовали яркие разноцветные ткани и нитки, поэтому они получались яркими и веселыми. Ребенку они заменяли погремушки, так как часто их делали связками по три или пять куколок. (слайд 17)

- Сделать такую куклу очень просто. (слайд 18) Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.

Давайте ещё раз откроем наш волшебный сундучок. Ой, смотрите тут красивая шаль, платочки, пояски. Давайте мы с вами перенесёмся в то время и окунёмся в ту атмосферу, когда садились вокруг стола, и мастерили кукол. (слайд 19)

(Девочки одевают платочки, мальчики завязывают пояски)

В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.

- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – скрутку. (слайд 20)

Делают её из двух кусочков ткани

- х/б ткань для туловища (25х15 см,

- х/б ткань для рук (25х14 см,

- нитки.

Подготавливаем необходимые материалы.

Берем полоску ткани для туловища Скрутки и складываем пополам в длину.

Разворачиваем ткань и получаем намеченную линию середины. Каждую длинную сторону складываем пополам к намеченной линии середины. Далее эти уже сложенные длинные стороны еще раз сгибаем пополам к намеченной середине.

Последний раз складывем обе полоски вместе и получаем длинную скрутку для туловища куклы Скрутки.

Полученную скрутку перегибаем пополам и, отступив от сгиба примерно 2 см, перевязываем ниткой туловище. Получилась головка куклы.

Берем полоску ткани для рук и с коротких сторон сгибаем примерно по 1 см внутрь.

Далее сгибаем полоску ткани аналогично, как для туловища. Сначала по длинным сторонам внутрь к середине.

Затем еще раз сгибаем стороны к середине.

И последний раз складываем стороны вместе. Получилась скрутка для ручек. С каждой стороны перетягиваем скрутку ниткой, отступив от краев примерно 1 см. Таким образом оформляем ладошки у куклы.

Теперь скрутку-ручек вкладываем между полосками скрутки-туловища под головой куколки. Перевязываем куклу по талии ниткой.

Завязываем поясок. Вверх куклы можно продеваем нитку, чтобы куклу можно было подвесить. (слайд 210

.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

-Как называется кукла?

- Что сначала делают, потом и т. д. ?

- Полюбуйтесь, какие замечательные куклы получились.

- Подумайте и скажите, для чего таких кукол мастерили?

(оберегать детей от болезней, от напастей)

- Правильно, а ещё такую куклу, если ребёнок спал, мать подвешивала в люльку к младенцу, чтобы спал крепко и приговаривала: «Сонница – бессонница не играй моим дитяткой, а играй этой куколкой».

- Давайте споём колыбельную своим куколкам: (слайд 22)

«Ойлюшеньки». Ну что, ребята, наша куколка заснула, и занятие наше подошло к концу. (слайд 23)

ИТОГ:

- Скажите, что нового узнали?

- Почему народная кукла была безликой?

- Чем отличается современная кукла от тряпичной?

- И что вам больше всего понравилось?

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, ребята

Пришла пора прощаться

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания! (слайд 24)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой» Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы детского сада «Знакомство детей с одеждой» «Знакомство детей с одеждой» Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной категории МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе «Знакомство с русской избой» Тема: «Знакомство с русской избой». Цель: - Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» Сафонова О. А. воспитатель МДОУ Детский сад №9 «Семицветик» НОД по образовательной области «Речевое развитие» На тему:«Пересказ русской.

Конспект образовательной деятельности по русской народной сказке «Колобок» Программное содержание: -развивать навыки умения рассказывать сказку; -формировать речь детей, активизировать словарь; -вызвать у детей.

Конспект образовательной продуктивной деятельности-оригами с элементами драматизации русской народной сказки «Теремок»Конспект образовательной продуктивной деятельности-оригами с элементами драматизации русской народной сказки «Теремок» b]Конспект образовательной продуктивной деятельности - оригами с элементами драматизации русской народной сказки «Теремок». (подготовительная.

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди». ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.

НОД «Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом» (вторая младшая группа) НОД "Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом. " для детей второй младшей группы. Цели: - воспитывать.

Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа)Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа) А вот и печь, во всей красе. Стол с домашней утварью. Дети в избу пришли, а Хозяюшка их встречает, в гости приглашает. Заходите, гости.

Знакомство дошкольников с народной куклой на примере традиционной куклы «Веснянка»Знакомство дошкольников с народной куклой на примере традиционной куклы «Веснянка» Цель занятия: Приобщение детей к русской народной культуре, знакомство с народными промыслами и традициями, устным народным творчеством,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 19:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД