Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «За русским самоваром»

Алёна Дубровская
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «За русским самоваром»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить воспитанников с культурой русского чаепития.

Задачи.

1. Познакомить воспитанников с картинами И. С. Куликова «В крестьянской избе», Б. М. Кустодиева «Купчиха, пьющая чай».

2. Развивать умение находить сходство и отличие в картинах.

3. Познакомить воспитанников с историей русского чаепития в разных сословиях.

4. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные, сложные слова.

5. Продолжать работу по обогащению бытового, обществоведческого словаря воспитанников.

Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему „За русским самоваром“» размещена в разделах

6. Познакомить воспитанников с этикетом русского чаепития.

7. Развивать интерес к народным играм.

8. Воспитывать желание познавать культуру своего народа через пословицы, поговорки, традиции.

Предварительная работа.

Чтение произведений и беседа о прочитанном (Е. А. Пермяк «Как самовар запрягли», М. Горький «Самовар»).

Рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям.

Материал и оборудование:

- репродукции картин И. С. Куликов «В крестьянской избе» (1902г., Б. М. Кустодиев «Купчиха, пьющая чай» (1923г.);

- атрибуты русского народного костюма (по количеству детей);

- самовар и чайная посуда;

- веточки зверобоя, душицы, малины;

- угощение к чаю;

- музыкальное сопровождение к хороводу «Русский самовар».

Формы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская: решение проблемной ситуации «Какие предметы находились на столе?».

Коммуникативная: беседа по картинам И. С. Куликова «В крестьянской избе», Б. М. Кустодиева «Купчиха, пьющая чай». Ситуативный разговор «Почему в крестьянской избе не было возможности часто пить чай?». Речевая ситуация «Определи, какие предметы?». Отгадывание загадок «Что подавали к чаю?».

Музыкально-художественная: хоровод «Русский самовар».

Игровая: народная игра «Колечко».

Проведение образовательной деятельности

- Ребята, хотите поиграть в народную игру «Колечко».

- Я буду передавать колечко, и говорить слова «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Кому колечко достанется, выходит в круг и называет свое имя.

- Ребята, а вы заметили, в какой красивый сарафан я сегодня оделась? Так одевались на Руси красавицы. Сейчас я вас приглашаю в картинную галерею.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины И. С. Куликова «В крестьянской избе», Б. М. Кустодиева «Купчиха, пьющая чай».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины. Их написали великие русские художники. Эту картину написал Иван Семенович Куликов. Она называется «В крестьянской избе». А эту картину написал», Борис Михайлович Кустодиев. Она называется «Купчиха, пьющая чай».

-Давайте их рассмотрим. Что делают люди на этих картинах?

- Да, действительно, на этих картинах люди пьют чай.

- Ребята, как вы думаете, на Руси чай пили всегда?

- История чая в России началась более 300 лет назад, но в каждую русскую семью, в каждый дом чай пришёл только 100 лет назад.

- В русских зажиточных домах сложилась традиция чаевничать четыре раза в день. А как вы думаете, когда?

- Да, действительно, пили чай утром, в полдень, в четыре часа дня и обязательно вечером.

А в крестьянских семьях так часто пить чай возможности не было.

Как вы думаете почему?

- Крестьяне с раннего утра и до позднего вечера были заняты работой. Да и сам чай для них был дорогим удовольствием. Крестьяне пили чай из трав, плодов, цветов: душица, мята, мелиса, зверобой, шиповник, ромашка.

- Посмотрите, на картине «В крестьянской избе» под иконами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой. Разливать чай и угощать гостей надлежало хозяйке, которой могли помогать старшие дочери.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поближе познакомиться с традициями русского чаепития и приглашаю вас к столу.

- Ребята, а какой предмет во время чаепития самый главный?

- Да, чаепитие и самовар неразделимы в русской истории - это бережно хранимая традиция, символ радушия.

За одним столом собирались все члены семьи. Как вы думаете, какие предметы находились на столе? Правильно, обязательными на столе были: самовар, заварочный чайник, молочник, сахарница, ваза для выпечки и сладостей.

- Мы постелили скатерть, она белая, как снег, значит она какая?

Самовар сделан из железа. Какой он?

Как называется одним словом посуда для чая?

Чашки из фарфора. Какие они?

Воспитатель: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в хоровод.

Давайте наденем элементы русского костюма. Девочки, наденьте кокошники, а мальчики, картузы.

Хоровод «Русский самовар»

Снова присядьте к столу.

Дети, а сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, что подавали к чаю на Руси.

- Смесь из листьев и цветов

Заварил, и он готов! (Чай)

- Правильно! Это чай, потому что мы его завариваем и он быстро готов

Мы в пакете сто нулей

С маком замечаем.

Бабушка чаек налей

Их сгрызем за чаем (Баранки, сушки)

- Да, потому что сушки и баранки похожи на нули и их посыпают маком, чтобы было вкуснее.

Бел, как снег, в чести у всех

В рот попал - там и пропал (Сахар)

- Сахар белый, как снег, он тает во рту.

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце (Пряники)

- Да, пряники очень ароматные. Они покрыты глазурью. Часто в них добавляют мяту

Воскресенье я люблю,

Жду его я с нетерпеньем,

Запах пирожков ловлю

С клубничным маминым… (Вареньем)

- Правильно! Это варенье, мы его очень любим, потому что оно очень ароматное и вкусное.

На стол выставляются угощения. Педагог разливает чай по чашкам.

- Ребята, посмотрите на картину, как пили чай раньше? Из чашки горячий чай переливали в блюдце, чтобы он быстрее остыл. Блюдце держали на ладони. Когда гость больше не хотел пить чай, он переворачивал чашку на блюдце вверх дном. Вот так. Но сейчас эта традиция устарела. Сейчас эта традиция в наших семьях устарела

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, заварочный чайник стоит на конфорке самовара, вода находится в тулове. Я открываю краник и наливаю кипяток.

- Когда хозяйка подавала чай, она говорила: «На здоровье». А гости, принимая чашку, говорили «Благо дарю вам»

- Дети, вы все попробовали чай. Что можно о нем сказать? Какой он?

Хочу наше чаепитие закончить замечательными русскими пословицами.

Чай пить - долго жить.

Выпьешь чайку - забудешь тоску.

Коль чаем угощают, значит, уважают.

Воспитатель: Ребята, что вам сегодня особенно запомнилось и понравилось? Кто запомнил, как называются эти картины? Понравилось ли вам чаевничать в нашей большой дружной компании?

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах

1. Обыгрывание ситуации «Нужно ли быть настойчивым, угощая гостей?».

2. Напоминание о поведении за столом.

3. Беседа на тему «Волшебные слова в нашей жизни».

Взаимодействие с родителями

1. Познакомить родителей с темой, изучаемой детьми «Русское чаепитие». Предложить родителям поговорить дома на данную тему и создать условия для семейного чаепития и беседы с детьми.

2. Включить родителей в совместную с детьми и педагогом деятельность по приготовлению угощений к чаепитию.

3. Побудить родителей к проектной деятельности с ребенком на тему «Традиции нашей семьи».

Литература

1. Армер А. Н. Что такое этикет?. – Т. : Анфас, 1998.- 208 с. : ил.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 336с.

Публикации по теме:

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Экологическая акция «Берегите лес» в подготовительной к школе группе Цель: воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе. Задачи: формировать устойчивый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «За русским самоваром»
Опубликовано: 21 января 2015 в 14:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «За русским самоваром»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Дубровская (УИ 182719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД