Конспект ОД по знакомству с блокадой Ленинграда «И помнит мир спасенный» (старший дошкольный возраст)

Наталья Сагдеева
Конспект ОД по знакомству с блокадой Ленинграда «И помнит мир спасенный» (старший дошкольный возраст)

Конспект образовательной деятельности «И помнит мир спасенный»,

старшая группа, воспитатель Сагдеева Н. Л.

Основная идея: знакомство детей с блокадой Ленинграда.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, чувства гордости и эмоционального сопереживания к жизни людей в годы ВОВ на основе ознакомления с отдельными страницами героической истории страны.

Задачи:

- расширять у детей представление о том, как жили, трудились и воевали советские люди в годы войны;

- побуждать желание узнать о суровых днях блокады Ленинграда у родственников, участвовавших в боевых действиях и переживших войну;

- учить добывать необходимую информацию;

- закрепить умение делать выводы, давать оценку событиям, которые изучают;

- учить дошкольников планировать практическую деятельность во время работы в творческих центрах; самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учить работать по составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, схемы, приспособления и инструменты, определять успешность выполнения своей работы в диалоге с руководителем творческого центра;

- совершенствовать у дошкольников формы работы с тканью, нитками, деревянными брусками, различным конструктором, ЛЕГО, использовать подсобный материал для оформления поделки или игрушки;

- совершенствовать умения выбирать эффективные способы работы при изготовлении изделий из муки;

- развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности, мелкую моторику, глазомер, воображение;

- воспитывать чувства сострадания, уважения и благодарности к людям старшего поколения, к ветеранам ВОВ.

Актуальность: состоит в том, что после просмотра дошкольниками телепередач о войне, о том как люди готовятся праздновать 70летие Победы, стали задавать вопросы о жизни людей в годы войны, о том как воевали наши деды и прадеды. Особенно было много вопросов о жизни людей в блокадном Ленинграде.

Словарная работа: расширение словаря детей по теме: «Война»

Предварительная работа:

1. Проведение бесед с детьми, просмотр презентаций о Великой отечественной войне.

2. Чтение познавательной и художественной литературы по теме и рассматривание иллюстраций.

3. Организация совместно с родителями выставки детского рисунка «По местам боевой славы».

4. Слушание песен военно-патриотической тематики.

5. Заучивание стихов о войне и победе.

6. Разучивание импровизации «Начало войны».

7. Создание «Книги памяти», совместно с родителями.

8. Посещение музея «Боевой Славы» при речевом центре Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

9. Работа в творческих центрах: изготовление поделок из дерева, соломы, тряпичных кукол, моделирование из конструктора.

10. Работа творческого центра «Кулинария», знакомство с продуктами, которые пекут из муки.

Ожидаемые результаты:

1. Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни», ветеран и др.

2. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.

Продукты занятия:

- выставка детских работ «Пока живем, помним»;

- игрушки детей военных лет (деревянные машинка, кортик; куклы из ткани, соломы);

- хлебобулочные изделия по рецепту военного времени;

- фотоальбом: «Дорога жизни»;

- макет «Блокада Ленинграда».

Используемая аппаратура: Проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук, принтер (для печати фотографий).

Компьютерные технологии: использование интернета для поиска фотографий и необходимой информации для детей о блокаде Ленинграда)

Формы обучения: основная форма обучения данной деятельности – это непосредственно образовательная деятельность. На занятии используются следующие формы: фронтальная (1-8 этапы занятия, групповая (работа в творческих центрах, индивидуальная (9-10 этапы занятия).

Этапы занятия:

1. Презентация «Как прекрасен этот МИР».

2. Импровизация «Начало войны».

3. Модель трех вопросов: что Вы знаете о блокаде Ленинграда? что хотите узнать сегодня? Как найти ответы на эти вопросы?

4. Дидактическое упражнение «Найди ответ» (самостоятельный поиск информации на интересующие вопросы).

5. Рассматривание игрушек военных лет.

6. Показ видеоролика «Блокада Ленинграда».

7. Беседа «Расскажу я что узнал».

8. Игра «Сбей вражеский самолет».

9. Чтение стихотворений о войне.

10. Работа в творческих центрах «Мастерилки», «Пекарня», «Юный архитектор».

11. Выставка детского творчества. Краткий анализ работ.

12. Постановка вопроса, побуждающего детей на поиск новой информации.

Ход:

Воспитатель: Всё дальше вглубь времён уходят события Великой Отечественной войны, и потому наша с вами задача – сохранить в памяти и в сердцах историю своей страны, своего народа. А как же все начиналось? В те далекие времена наши люди жили мирно, учились, трудились, растили детей…. Но день 22 июня 1941 года вошёл в жизнь советских людей ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными сёлами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти… (сопровождение презентацией «Как прекрасен этот МИР»)

Дети исполняют импровизацию «Начало войны»

Воспитатель: Весь народ от мало до велика, поднялся на защиту своей Родины. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты шли защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.

Воспитатель: Цель у врагов была одна захватить нашу страну, стереть многие города с лица земли. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.

Воспитатель: Дети, что Вы знаете о блокаде Ленинграда?

Предполагаемые ответы детей: В разрушенных домах не работал водопровод, не было электричества. Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие железные печки. Очень много людей погибло, потому что не было еды. Победили, потому что объединились несколько фронтов.

Воспитатель: Молодцы, Вы так много знаете, а что хотите узнать сегодня?

Предполагаемые ответы детей: Что означает слово блокада? Что это такое? Как жили взрослые и дети во время блокады? Какими игрушками, в какие игры играли дети, и была ли у них возможность играть? Почему не хватало продуктов? Сколько хлеба выдавали взрослым? Почему Ладожское озеро назвали «Дорога жизни»?

Воспитатель: Как найти ответы на эти вопросы?

Предполагаемые ответы детей: У сестры, у мамы, у воспитателя. У прабабушки, из телепередач, интернета. Спросить у взрослых, у гостей, которые пришли к нам на занятие. Прочитать книги о войне.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю Вам, самостоятельно найти ответы на ваши вопросы. Вы можете воспользоваться всем, что есть у нас в зале: ноутбук, книги, энциклопедии, картины, фотографии о войне. Вам готовы помочь взрослые, ваши старшие сестры и братья, как только Вы обратитесь к ним.

Дидактическое упражнение «Найди ответ».

Рассматривание игрушек военных лет.

Воспитатель: Дети, я уверена, Вы узнали много нового и интересного. Но прежде, чем Вы мне расскажите об этой информации, посмотрите, что я для вас приготовила.

Показ видеоролика «Блокада Ленинграда».

Воспитатель: Кто из вас, ребята, понял, что означает слово блокада?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, действительно, немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром. Именно это и называется блокадой. Сейчас все происходившее тогда кажется страшной сказкой. Нельзя было поехать на выходные в Петергоф и Пушкин — погулять по паркам, посидеть на берегу Финского залива, полюбоваться на дворцы. Все это было в руках врагов. Каждый день тысячи матерей и жен провожали своих сыновей и мужей на фронт, который располагался в нескольких трамвайных остановках от дома. Немцы подошли настолько близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции. Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянные обстрелы, которые иногда длились двадцать шесть часов подряд. Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Жители героического города сносили тяготы, не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам.

Воспитатель: Кто из вас, ребята, знает, как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осажденного города?

Дети делятся своими знаниями, полученными у педагогов и гостей в зале: Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осажденный город, лишенный воды, отопления, электричества и продуктов, наступала зима — суровая и морозная. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» — небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий снег.

Воспитатель: Ребята, вы узнали, как дети и подростки помогали взрослым во время блокады?

Дети делятся своими знаниями, полученными у педагогов и гостей в зале: За водой приходилось ходить к Неве. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник мутной грязной воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад к скользкой полынье. Ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на ленинградские крыши и чердаки. Там они смотрели в небо и выслеживали, куда летят бомбы из вражеских самолетов. Чтобы избежать пожаров, люди специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали бомбы с крыш и чердаков. Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.

Воспитатель: не смотря, что город находился в плотной блокаде, люди не падали духом. Город жил своей жизнью взрослые блокадного Ленинграда вечером пели песни, а дети читали книжки, играли в разные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру:

Игра «Сбей вражеский самолет»

Воспитатель: единственной связующей нитью была дорога жизни, которая связывала блокадный Ленинград с Большой землей, шла она по воде, а с наступлением холодов – по льду Ладожского озера, доставляли по ней продукты, теплые вещи, так необходимые ленинградцам, вывозили раненных и детей. Передвигаясь по дороге жизни, солдаты проявляли мужество, героизм, рисковали жизнью. После войны в Ленинградской области на дороге Жизни поставили много памятников.

Ребенок читает стихотворение:

Мы будем помнить тех, кто воевал,

Мы будем помнить тех, кто защищал.

Мы помним тех, кто обеспечил мир,

Свободу и покой нам подарил.

Мы будем помнить, - вторит вся страна,-

Героев тех, что забрала война.

Воспитатель: Дети, у вас есть возможность, сейчас самим изготовить игрушки детей военных лет, испечь хлеб, оформить макет «Блокада Ленинграда». Для этого у нас есть 4 центра: первый центр по изготовлению игрушки для мальчика, второй центр по изготовлению игрушки для девочки, третий центр «Пекарня» - выпечка хлеба, четвертый центр «Юный архитектор» - где можно изготовить макет «Блокада Ленинграда». Ваша задача сейчас определиться в каком центре Вы будете работать. Не волнуйтесь, если хочется поработать во всех центрах у Вас будет такая возможность после занятия.

Дети делятся на группы, выбирают себе занятие, работают в центрах.

По окончании работ, показывают всем детям и гостям, что получилось.

Воспитатель: Дети, Вы хорошо потрудились, научились делать игрушки, они у вас получились забавные и веселые, уверена детям блокадного Ленинграда они пришлись бы по вкусу. А вот хлеб, испеченный Аней, Мариной, Тимуром и Славой не имел бы цены, он получился пышным и ароматным. Обратите внимание, что у детей, работающих в центре «Юный архитектор», тоже есть успехи. Макет получился очень реальным, там есть все: и разрушенные дома, и военный транспорт, и люди, которые защищают свой город, и дорога жизни, которая идет по Ладожскому озеру. Мы теперь многое знаем о Ленинграде в годы войны. А вот какова роль других регионов, нашего Урала, нашего города в победе над фашистами?

Публикации по теме:

Планирование образовательной деятельности кружка «С миру по сказке» (старший дошкольный возраст) Шевцова Н. В., воспитатель Планирование образовательной деятельности кружка «С миру по сказке» (старший дошкольный возраст) Пояснительная.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (старший дошкольный возраст) «Четыре времени года» Программное содержание: - закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года; -развивать мышление, фантазию при.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у мухи-Цокотухи» (старший дошкольный возраст) Цель: формирование представлений о посуде, её видах. Задачи: 1. Обучающие: уточнить и расширить знания детей о посуде, способствовать умению.

Конспект образовательной деятельности. Игра-путешествие «Волшебные сказки А. С. Пушкина» (старший дошкольный возраст) Игра-путешествие «Волшебные сказки А. С. Пушкина» Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная,.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Деревья» (старший дошкольный возраст) Цель: Закрепить знание детей о видах деревьев. Упражнять в название деревьев. Прививать любовь ко всему живому на земле. Учить видеть прекрасное.

Конспект совместной деятельности с использованием элементов бумагопластики «Покормите птиц зимой» (старший дошкольный возраст) Цель: Расширение представление детей о зимующих птицах. Задачи: Образовательные: Формировать навыки использования в работе обрывной аппликации,.

Конспект совместной деятельности в логопедической группе «Моя мама лучше всех!» (старший дошкольный возраст) Конспект совместной деятельности в логопедической группе Тема: «Моя мама лучше всех!» Программное содержание: - активизировать мыслительную.

Перспективное планирование по дополнительной образовательной услуге «Оригами» (средний и старший дошкольный возраст)Перспективное планирование по дополнительной образовательной услуге «Оригами» (средний и старший дошкольный возраст) Перспективное планирование «Оригами» в средней группе (пятый год жизни) Сентябрь 1. Тема: Знакомство с оригами. Базовая форма «книжка».

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ребёнка» старший дошкольный возраст Играет огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятия об окружающем мире.

«Заповедник «Утриш». Конспект совместной образовательной деятельности (старший дошкольный возраст)«Заповедник «Утриш». Конспект совместной образовательной деятельности (старший дошкольный возраст) Вид деятельности: Совместная образовательная деятельность по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Образовательные.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект ОД по знакомству с блокадой Ленинграда «И помнит мир спасенный» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 23 апреля 2016 в 22:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактической игры «Лото малышам»
Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мастер –...
Оформление первой младшей группы «Бельчата»
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
Видео «Танец светлячков»
Видео танца светлячков Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеозапись танца светлячков из нашей театральной постановки "Как паучок нашёл себе...
Конспект занятия «Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...