Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности на тему «Битва за Москву» для детей подготовительной к школе группы

Елена Викторовна Коробашкина
Конспект образовательной деятельности на тему «Битва за Москву» для детей подготовительной к школе группы

Конспект образовательной деятельности

на тему «Битва за Москву»

Задачи:

• продолжать знакомить детей с героическими страницами истории нашей Родины и подвигах советских людей в победе над фашизмом;

• закреплять полученные знания при создании макета «Битва за Москву»;

• воспитывать чувство патриотизма и гордости за наш народ, уважение к боевому прошлому Родины.

Публикация «Конспект образовательной деятельности на тему „Битва за Москву“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Способы: беседа, рассказ воспитателя, просмотр презентации, создание макета «Битва за Москву», рефлексия.

Средства: презентация, иллюстрации военных действий «Битва за Москву», военная техника и фигурки солдат, макет «Битва за Москву», стихотворение Т. Шорыгиной «Они отстояли столицу».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, когда началась Великая Отечественная война?

Ответы детей.

Воспитатель: Война началась в начале лета (слайд №2). 22 июня фашистская Германия напала на нашу страну. Ее главнокомандующий Гитлер рассчитывал за несколько месяцев дойти до столицы Советского союза, захватить Москву и провести парад своих войск на Красной площади в Москве. Однако на параде по Красной площади прошли наши войска. Прямо оттуда они отправились бить фашистов. В решающем сражении за столицу немцы потерпели поражение и начали спешно отступать. Я вам сейчас расскажу, как это было.

В морозный зимний день стояли наши войска под Москвой в полной решимости умереть за столицу, но не отдать ее врагу.

Воспитатель: Подумайте, почему немцы так быстро дошли до Москвы? Наша армия была готова к войне? А немецкая?

Ответы детей.

Воспитатель: Немцы хорошо подготовились к наступлению (слайд №3). Наши войска во всем уступали захватчикам: было мало техники и солдат. Численность немецкой армии составляла почти 2 миллиона человек, это примерно население двух крупных российских городов. Танков, орудий и самолетов было вдвое больше, чем во всей советской армии к началу войны. Именно поэтому захватчики прошли от самых границ до Москвы очень быстро и без особых потерь (слайд №4). Немецкие войска шли по нашей земле, не оставляя ничего на своем пути. После боя собирались заночевать уже в Кремле. Фашисты и предположить не могли, что встретят там такой отчаянный отпор.

Оборонительные рубежи на этом направлении защищала стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова (слайд №5). Особенно жарким бой разгорелся у разъезда Дубосеково. Наши бойцы с помощью гранат и бутылок с зажигательной смесью удерживали атаку вражеских танков. (Создают макет битвы).

Воспитатель: Что такое бутылка с зажигательной смесью?

Ответы детей.

Воспитатель: Это стеклянные бутылки с воспламеняющейся жидкостью. Их использовали против танков (слайд №6). При ударе об танк, бутылка разбивалась, и смесь загоралась, выводя технику противника из строя. Но нужно было близко подползти к танку, чтобы попасть в него.

Силы были на исходе. В живых оставалось всего 28 человек. Командир сказал: «Велика Россия, а отступать некуда, за нами Москва». Горстка бойцов сдержала натиск 18 немецких танков. Захватчики были поражены героизмом простых советских солдат.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему малое количество наших солдат смогли противостоять превосходящим силам противника?

Ответы детей.

Воспитатель: Наши бойцы сражались за свою Родину, за столицу, сердце страны, а фашисты – захватчики. Кстати, когда они защищали Берлин в конце войны, тоже бились насмерть.

Воспитатель: Страшно ли находиться в городе, рядом с которым проходит линия фронта? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Поздней осенью, когда фашисты захватили почти всю западную часть России и вплотную подошли к Москве, жить в столице стало страшно. Началась эвакуация заводов, музеев, театров, правительственных учреждений (слайд №7).

Воспитатель: Что значит эвакуация?

Ответы детей.

Воспитатель: Это вывоз в безопасное место, подальше от линии фронта.

Многие москвичи, собрав необходимые вещи, с боем брали поезда, которые отправлялись вглубь страны (слайд №8). Жить рядом с линией фронта было опасно. Немецкие самолеты долетали до города и сбрасывали на московские улицы бомбы (слайд №9). Жителям запрещалось включать свет в вечернее время, чтобы не привлекать внимание вражеских бомбардировщиков. Вокруг Москвы стояла линия зениток противовоздушной обороны, но они могли поражать бомбардировщики, подлетавшие к Москве только на низких высотах, а столицу бомбили как раз те бомбардировщики, которые прорывались к Москве на большой высоте. Фашисты бомбили прицельно: правительственные здания, архитектурные памятники и храмы.

В эти страшные дни в храмах ежедневно совершались молебны о победе над врагом.

Воспитатель: Кто такой Сергий Страгородский? Откуда он родом?

Ответы детей.

Воспитатель: Патриарх Сергий Страгородский был главой церкви в то страшное время, наш земляк. Он благословил православных христиан на войну с фашистами.

Воспитатель: Почему патриарх благословил на войну? Ведь убивать людей – это грех?

Ответы детей.

Воспитатель: Еще Александр Невский сказал: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет!». Дмитрия Донского благословил Сергий Радонежский перед Куликовской битвой. Не оставит Церковь своего народа и теперь, благословляя на предстоящий подвиг. За годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено огромное количество денег, на них были построены и переданы в действующую армию 40 Т-34 танковой колонны «Димитрий Донской», а также истребительная эскадрилья «Александр Невский».

Фашисты надеялись, что церковь поддержит их. Они знали, что советская власть к верующим людям относилась плохо, но перед лицом врага русские люди сплотились, чтобы дать отпор фашистским захватчикам. Фашистское правительство, в отчаянии, издало указ, в котором говорилось, что при захвате Москвы нужно арестовать одним из первых патриарха Сергия.

Наше правительство приняло решение перебросить на защиту столицы войска из других городов. Все заводы переоборудовали на производство оружия. Они не останавливались ни на минуту. На фронт уходили отряды добровольцев. Враг стоял у самых границ Москвы. На улицах столицы стали появляться фашистские листовки.

Воспитатель: Что такое листовки?

Ответы детей.

Воспитатель: Это листы бумаги, на которых немцы предлагали москвичам сдаться (их сбрасывали с самолетов). В них было написано, что Сталин давно убежал из столицы, бросив своих граждан на произвол судьбы.

Воспитатель: Как думаете, для чего они это делали?

Ответы детей.

Воспитатель: Фашисты всячески пытались посеять панику среди мирных жителей, ведь кто – то из них мог поверить в то, что писали немцы и испугаться. И чтобы этого не случилось, правительство приняло решение провести парад войск 7 ноября на Красной площади (слайд №11).

Воспитатель: Можно было об этом всем рассказать? Что бы сделали немцы?

Ответы детей.

Воспитатель: Готовились к параду несколько дней в обстановки строжайшей секретности. Пришлось сначала отвлечь фашистов и дать им несколько боев. В столицу стянули войска из других частей страны. Москву защищали с воздуха большое количество самолетов. С боевых рубежей даже сняли орудия, чтобы показать мощь русской армии и поднять дух людей. В те дни всю информацию узнавали из радиоприемников, поэтому их никто не выключал. Люди узнавали важные сообщения, сводки с фронта, сигналы воздушной тревоги. Но никто не ожидал, что 7 ноября вдруг прозвучит объявление, что на Красной площади начинается военный парад. Это была самая важная весть для всей страны. Правительство, конечно же, никуда не убежало, как об этом твердили фашисты, и армия была готова к отражению вражеского натиска.

Войска прямо с площади уходили на боевые позиции, ведь они были под Москвой (слайд №12). Немцы были в растерянности, ведь это они собирались пройти парадом по улицам Москвы. Даже природа была за нас, в декабре 1941 года вблизи Москвы затрещали настоящие зимние морозы, а немцы к ним не привыкли и сильно мерзли (слайд №13).

Воспитатель: Кто из вас помнит, какие захватчики не выдержали русских морозов под Москвой?

Ответы детей.

Воспитатель: Французы, под командованием Наполеона.

Воспитатель: Зимой в Германии не бывает сильных морозов, В России поздняя осень холоднее, чем зима у немцев. Наступление фашистов остановилось. Разведка донесла, что немцы устали от сильного сопротивления русских армий. Да еще и подкрепление к нам пришло из Сибири, а там морозы – дело привычное (слайд №14). Командиры нашей армии Жуков, Конев, Буденный и другие приняли решение о контрнаступлении.

Воспитатель: Что такое контрнаступление?

Ответы детей.

Воспитатель: Это наступление наших войск в ответ на наступление немецких войск (слайд №15).

Уже в январе немцы были отброшены на сто и больше километров. От фашистских захватчиков стали освобождаться подмосковные города. Дорогой ценой мы заплатили за освобождение столицы: почти два миллиона погибших, раненых и пленных, а у немцев в четыре раза меньше (слайд №16).

Воспитатель: Почему погибших с нашей стороны было больше?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что нападение их было внезапным и силы неравные.

Подвиг защитников Москвы мы не забудем никогда. Недалеко от Москвы был найден прах русского солдата, погибшего при защите столицы, его похоронили у стен Кремля и на этом месте был зажжен Вечный огонь в знак памяти всех погибших в те годы защитников нашей Родины. В 1941 году мы отстояли Москву, но впереди было еще 4 года войны.

Воспитатель: Ребята, у кого из вас прадеды погибли и участвовали в этой войне?

Ответы детей.

Храните память о героях – защитниках Отечества, тем более, что среди них ваши деды и прадеды.

Послушайте стихотворение «Они защищали столицу» :

Красивы столицы кварталы,

Нам нынче Москву не узнать!

Но рядом когда-то стояла

Фашистская рать.

Кружили над полем вороны,

Желтел облетающий лес,

И линия обороны

Москвы проходила здесь.

Воронки, окопы, траншеи,

Разрывы мин и гранат –

Здесь жизней своих не жалея,

Погибли сотни солдат.

Они отстояли столицу,

И мы не забудем их,

Мы подвигом будем гордиться

Бесстрашных дедов своих!

Рефлексия.

Что хотел Гитлер провести на Красной площади? В какое время года немцы подошли к Москве? Почему фашисты так быстро дошли до столицы? Для чего провели парад на Красной площади? Куда отправились наши войска с парада по Красной площади? Почему мы отстояли Москву?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Сталинградская битва» 2 февраля. День воинской славы России — Победа в Сталинградской битве Цель: расширить знания детей об истории города-героя Волгограда-Сталинграда.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Поможем весне» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья»Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья» Тема непосредственно образовательной деятельности «Царство растений: деревья» Цель: обобщение представлений детей о деревьях; формирование.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» Педагогический замысел: Воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы. Познавательное развитие: Систематизировать представления.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Последовательность дней недели» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций,.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Морские обитатели» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию речи. "Морские обитатели". Подготовительная группа. Задачи: Расширять представления по.

Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе на тему «Космический пейзаж»Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе на тему «Космический пейзаж» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно создавать различные образы в рисовании. 2. Учить видеть красоту созданного изображения. 3. Расширять.

Конспект ООД детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему «Посуда. Её виды» Конспект организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема : «Посуда.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности на тему «Битва за Москву» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 22 октября 2020 в 14:25
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД