Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство с буквой М»

Татьяна Ковалева
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство с буквой М»

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с предложением, его графической записью, делением предложения на слова и составлением его из слов;

- продолжать учить определять место звука в слове и делить слово на слоги;

- закреплять умение определять на слух наличие звука в слове, составлять и читать слоги с договариванием до целого слова.

Развивающие:

- развивать умение различать гласные и согласные звуки;

- развивать фонематический слух, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению;

- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого;

- воспитывать чувство товарищества, коммуникативные навыки;

- вызывать эмоциональное удовлетворение, интерес к занятиям и внимание к игре.

Пособия: разрезная азбука, картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [м].

Содержание образовательной деятельности:

- Сегодня мы опять будем учиться слушать, слышать и думать. Я уже много говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, которые вы слышите. Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове - и получится чепуха. Проверим?

Мишка дров не напилил

Печку кепками (щепками) топил.

- Какой звук заблудился и изменил слово? (Звук [к] превратил слово щепки, в слово – кепки.)

- А сейчас, отгадайте загадку!

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

- Кто из вас сможет составить предложение со словом снег? Напоминаю, что предложение состоит из слов, из него всегда можно о чем – то узнать, потому что в предложении о чем – то говорится. Итак, кто желает составить предложение?

(Зимой идет снег. – Выяснить сколько слов в предложении, назвать первое, второе и третье слово.)

Проводится игра «Живые слова»

Воспитатель вызывает троих детей и предлагает им стать «живыми» словами: один ребенок изображает слово «зимой», второй – слово «идет», а третий – слово «снег». Дети составляют предложение (встают друг за другом) и читают его. (Зимой идет снег) Затем дети – «слова» меняются местами и читают новое предложение.

(Объяснить детям, что в этом предложении слова можно поменять местами и смысл от этого не изменится.)

Графическая запись предложения.

- Это предложение можно изобразить на доске или на бумаге графически, в виде схемы. Графическая запись предложения начинается с заглавной буквы, слова пишутся на расстоянии друг от друга, в конце ставится точка.

(Мелом на доске графически изображается предложение: «Зимой идет снег»: I __ __.)

- Назовите первое слово в предложении. Второе слово. Третье слово.

- Что стоит в конце предложения?

- Точка показывает нам, что предложение закончилось, загораживает нам дальнейший путь, предлагает отдохнуть.

Точка маковой крупинкой

Упала на тропинку.

Остановила нас –

Закончила рассказ.

- Посмотрите, одна снежинка прилетела к нам в группу.

Зрительная гимнастика.

Следить глазами за движением снежинки: снежинка падает зигзагообразно сверху вниз, кружится по часовой стрелке, затем – против.

- А теперь, давайте из снега скатаем снежный ком и построим снежный дом.

Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком»

Мы катаем снежный ком, Движение ладонями вперед – назад.

Будем строить снежный дом, «Рисуют» указательными пальцами дом.

Мы польем его водой, Изображают, что поливают из лейки.

Дом наш будет ледяной. «Рисуют» указательными пальцами дом.

Каждый ком – один этаж, Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.

Подрастает домик наш. Делают из ладоней «крышу» над головой.

- Отгадайте еще одну загадку:

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху летать.

(Мяч)

- На какой звук начинается слово мяч?

- Звук [м] – гласный или согласный?

-- Этот звук произносится с помощью губ. Во рту образуется преграда, значит это не гласный звук, а согласный.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

- Сейчас я буду называть слова, а вы как только услышите слово со звуком [м], должны хлопнуть в ладоши.

(Вишня, малина, тарелка, самовар, тумбочка, шуба, юбка, майка, юла, мишка, пирамидка, мячик, топор, молоток, самолет, метро)

- Молодцы, все были внимательными и справились с заданием. А теперь, я называю слова со звуком [м], а вы определяете позицию звука: в начале слова, в середине или в конце.

(Медведь, бегемот, муха, комар, камбала, сом, черемуха, помидор, морковь, лимон, мандарин)

- Какое сейчас время года? В слове зима мы слышим звук [м]? Где он находится: в начале слова, в его середине или в конце? Вам нравится это время года? Давайте вспомним, что можно делать зимой.

Физкультминутка «Наконец пришла зима»

Наконец пришла зима. Дети разводят руки в стороны.

Стали белыми дома, Складывают руки над головой в виде крыши.

Снег на улице идет, Поднимают руки вверх и медленно опускают их.

Дворник улицу метет, Покачивают опущенными прямыми руками влево – вправо.

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают перед собой.

Пишем на катке круги, Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.

Ловко бегаем на лыжах Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.

И играем все в снежки. Выполняют движения, как при метании.

- Вот сколько развлечений нам приносит зима. А еще зимой очень часто дует ветер, завывает вьюга.

Дыхательное упражнение «Вьюга»

И. п.: о. с. 1 – вдох носом; 2 – на выдохе произнести тихо: «У – у – у – у – у!» (вьюга начинается); 3 – вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У – у – у – у – у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произнести тихо «У – у – у – у – у!» (вьюга заканчивается).

- Ребята, мы с вами говорим сегодня о согласном звуке [м], а какие гласные звуки вы знаете? (Ответы детей)

- Если встретятся гласный и согласный звук, что получится? (Слог)

Чтение слогов с буквой «м», с договариванием до целого слова:

[м]+[у] = му – ха, му – равей;

[м]+[о] = мо –локо, мо – роженое;

[м]+[а] = ма – лина, ма – ма.

- Слово мама самое любимое слово для всех детей в мире, ведь именно мама любит и заботится о нас. Как вы думаете, какие продукты принесла мама из магазина, если она купила только такие, в названиях которых слышится звук [м]? (Масло, макароны, молоко, мороженое, мясо, маргарин, манка).

- Совершенно верно. А сейчас, я предлагаю подойти к столу. На нем лежат картинки. Выберите себе картинку, на которой изображен предмет, в названии которого есть звук [м]. Теперь каждый из вас должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове, обозначающем предмет на выбранной вами картинке. (Дети по очереди выполняют задание, следят за правильностью выполнения задания товарищами, при необходимости исправляют их.)

- Молодцы ребята! Все очень старались, отвечали на вопросы, активно работали. Мы с вами повторили гласные звуки и согласный звук [м], соединяли их и получали слоги, слоги превращали в слова, а слова делили на слоги. А еще мы узнали, как схематично записывать предложение, что в конце предложения ставиться точка и конечно, лишний раз убедились в том, как важно быть внимательным.

Публикации по теме:

Фонематические игры на логопедических занятияхФонематические игры на логопедических занятиях 1. Цель: учить детей различать звуки на слух, соотносить с картинкой, делить на две группы. 2. Цель: учить определять место звука в.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Домашние животные
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство с буквой М»
Опубликовано: 31 января 2015 в 16:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

Открытое интегрированное занятие для родителей в старшей логопедической группе «Тайны...
Открытое интегрированное занятие для родителей в старшей логопедической группе «Тайны птичьего мира». Выполнила: Карловская Оксана Анатольевна МАДОУ...
Фотоотчёт об экологическом проекте «Мир цветов»
Под таким названием в нашем саду в августе был реализован краткосрочный познавательно – творческий проект с детьми 4 -6 лет. Цель нашего проекта познакомить...
Мастер-класс по изготовлению массажной дорожки в виде змеи
Для массажной дорожки нам понадобятся: любая ткань, ножницы, иголка с ниткой ( можно воспользоваться швейной машинкой , две пуговицы для глаз, клочек...