МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство с буквой М»

Татьяна Ковалева
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство с буквой М»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познание.

Интеграция образовательных областей : здоровье, коммуникация, социализация.

Задачи:

Образовательные :

- познакомить детей с предложением, его графической записью, делением предложения на слова и составлением его из слов;

- продолжать учить определять место звука в слове и делить слово на слоги;

- закреплять умение определять на слух наличие звука в слове, составлять и читать слоги с договариванием до целого слова.

Развивающие :

- развивать умение различать гласные и согласные звуки;

Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Знакомство с буквой М“» размещена в разделах

- развивать фонематический слух, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению;

- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого;

- воспитывать чувство товарищества, коммуникативные навыки;

- вызывать эмоциональное удовлетворение, интерес к занятиям и внимание к игре.

Пособия: разрезная азбука, картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [м].

Содержание образовательной деятельности :

- Сегодня мы опять будем учиться слушать, слышать и думать. Я уже много говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, которые вы слышите. Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове - и получится чепуха. Проверим?

Мишка дров не напилил

Печку кепками (щепками) топил.

- Какой звук заблудился и изменил слово? (Звук [к] превратил слово щепки, в слово – кепки.)

- А сейчас, отгадайте загадку!

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

- Кто из вас сможет составить предложение со словом снег? Напоминаю, что предложение состоит из слов, из него всегда можно о чем – то узнать, потому что в предложении о чем – то говорится. Итак, кто желает составить предложение?

(Зимой идет снег. – Выяснить сколько слов в предложении, назвать первое, второе и третье слово.)

Проводится игра «Живые слова»

Воспитатель вызывает троих детей и предлагает им стать «живыми» словами: один ребенок изображает слово «зимой», второй – слово «идет», а третий – слово «снег». Дети составляют предложение (встают друг за другом) и читают его. (Зимой идет снег) Затем дети – «слова» меняются местами и читают новое предложение.

(Объяснить детям, что в этом предложении слова можно поменять местами и смысл от этого не изменится.)

Графическая запись предложения.

- Это предложение можно изобразить на доске или на бумаге графически, в виде схемы. Графическая запись предложения начинается с заглавной буквы, слова пишутся на расстоянии друг от друга, в конце ставится точка.

(Мелом на доске графически изображается предложение : «Зимой идет снег» : I __ __.)

- Назовите первое слово в предложении. Второе слово. Третье слово.

- Что стоит в конце предложения?

- Точка показывает нам, что предложение закончилось, загораживает нам дальнейший путь, предлагает отдохнуть.

Точка маковой крупинкой

Упала на тропинку.

Остановила нас –

Закончила рассказ.

- Посмотрите, одна снежинка прилетела к нам в группу.

Зрительная гимнастика.

Следить глазами за движением снежинки: снежинка падает зигзагообразно сверху вниз, кружится по часовой стрелке, затем – против.

- А теперь, давайте из снега скатаем снежный ком и построим снежный дом.

Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком»

Мы катаем снежный ком, Движение ладонями вперед – назад.

Будем строить снежный дом, «Рисуют» указательными пальцами дом.

Мы польем его водой, Изображают, что поливают из лейки.

Дом наш будет ледяной. «Рисуют» указательными пальцами дом.

Каждый ком – один этаж, Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.

Подрастает домик наш. Делают из ладоней «крышу» над головой.

- Отгадайте еще одну загадку:

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху летать.

(Мяч)

- На какой звук начинается слово мяч?

- Звук [м] – гласный или согласный?

-- Этот звук произносится с помощью губ. Во рту образуется преграда, значит это не гласный звук, а согласный.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

- Сейчас я буду называть слова, а вы как только услышите слово со звуком [м], должны хлопнуть в ладоши.

(Вишня, малина, тарелка, самовар, тумбочка, шуба, юбка, майка, юла, мишка, пирамидка, мячик, топор, молоток, самолет, метро)

- Молодцы, все были внимательными и справились с заданием. А теперь, я называю слова со звуком [м], а вы определяете позицию звука: в начале слова, в середине или в конце.

(Медведь, бегемот, муха, комар, камбала, сом, черемуха, помидор, морковь, лимон, мандарин)

- Какое сейчас время года? В слове зима мы слышим звук [м]? Где он находится: в начале слова, в его середине или в конце? Вам нравится это время года? Давайте вспомним, что можно делать зимой.

Физкультминутка «Наконец пришла зима»

Наконец пришла зима. Дети разводят руки в стороны.

Стали белыми дома, Складывают руки над головой в виде крыши.

Снег на улице идет, Поднимают руки вверх и медленно опускают их.

Дворник улицу метет, Покачивают опущенными прямыми руками влево – вправо.

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают перед собой.

Пишем на катке круги, Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.

Ловко бегаем на лыжах Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.

И играем все в снежки. Выполняют движения, как при метании.

- Вот сколько развлечений нам приносит зима. А еще зимой очень часто дует ветер, завывает вьюга.

Дыхательное упражнение «Вьюга»

И. п. : о. с. 1 – вдох носом; 2 – на выдохе произнести тихо: «У – у – у – у – у!» (вьюга начинается); 3 – вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У – у – у – у – у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произнести тихо «У – у – у – у – у!» (вьюга заканчивается).

- Ребята, мы с вами говорим сегодня о согласном звуке [м], а какие гласные звуки вы знаете? (Ответы детей)

- Если встретятся гласный и согласный звук, что получится? (Слог)

Чтение слогов с буквой «м», с договариванием до целого слова:

[м]+[у] = му – ха, му – равей;

[м]+[о] = мо –локо, мо – роженое;

[м]+[а] = ма – лина, ма – ма.

- Слово мама самое любимое слово для всех детей в мире, ведь именно мама любит и заботится о нас. Как вы думаете, какие продукты принесла мама из магазина, если она купила только такие, в названиях которых слышится звук [м]? (Масло, макароны, молоко, мороженое, мясо, маргарин, манка).

- Совершенно верно. А сейчас, я предлагаю подойти к столу. На нем лежат картинки. Выберите себе картинку, на которой изображен предмет, в названии которого есть звук [м]. Теперь каждый из вас должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове, обозначающем предмет на выбранной вами картинке. (Дети по очереди выполняют задание, следят за правильностью выполнения задания товарищами, при необходимости исправляют их.)

- Молодцы ребята! Все очень старались, отвечали на вопросы, активно работали. Мы с вами повторили гласные звуки и согласный звук [м], соединяли их и получали слоги, слоги превращали в слова, а слова делили на слоги. А еще мы узнали, как схематично записывать предложение, что в конце предложения ставиться точка и конечно, лишний раз убедились в том, как важно быть внимательным.

Публикации по теме:

Фонематические игры на логопедических занятияхФонематические игры на логопедических занятиях 1. Цель: учить детей различать звуки на слух, соотносить с картинкой, делить на две группы. 2. Цель: учить определять место звука в.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство с буквой М»
Опубликовано: 31 января 2015 в 16:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство с буквой М»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ковалева (УИ 297627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД