Татьяна Ковалева
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство с буквой М»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познание.
Интеграция образовательных областей : здоровье, коммуникация, социализация.
Задачи:
Образовательные :
- познакомить детей с предложением, его графической записью, делением предложения на слова и составлением его из слов;
- продолжать учить определять место звука в слове и делить слово на слоги;
- закреплять умение определять на слух наличие звука в слове, составлять и читать слоги с договариванием до целого слова.
Развивающие :
- развивать умение различать гласные и согласные звуки;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Знакомство с буквой М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать фонематический слух, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению;
- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого;
- воспитывать чувство товарищества, коммуникативные навыки;
- вызывать эмоциональное удовлетворение, интерес к занятиям и внимание к игре.
Пособия: разрезная азбука, картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [м].
Содержание образовательной деятельности :
- Сегодня мы опять будем учиться слушать, слышать и думать. Я уже много говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, которые вы слышите. Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове - и получится чепуха. Проверим?
Мишка дров не напилил
Печку кепками (щепками) топил.
- Какой звук заблудился и изменил слово? (Звук [к] превратил слово щепки, в слово – кепки.)
- А сейчас, отгадайте загадку!
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
- Кто из вас сможет составить предложение со словом снег? Напоминаю, что предложение состоит из слов, из него всегда можно о чем – то узнать, потому что в предложении о чем – то говорится. Итак, кто желает составить предложение?
(Зимой идет снег. – Выяснить сколько слов в предложении, назвать первое, второе и третье слово.)
Проводится игра «Живые слова»
Воспитатель вызывает троих детей и предлагает им стать «живыми» словами: один ребенок изображает слово «зимой», второй – слово «идет», а третий – слово «снег». Дети составляют предложение (встают друг за другом) и читают его. (Зимой идет снег) Затем дети – «слова» меняются местами и читают новое предложение.
(Объяснить детям, что в этом предложении слова можно поменять местами и смысл от этого не изменится.)
Графическая запись предложения.
- Это предложение можно изобразить на доске или на бумаге графически, в виде схемы. Графическая запись предложения начинается с заглавной буквы, слова пишутся на расстоянии друг от друга, в конце ставится точка.
(Мелом на доске графически изображается предложение : «Зимой идет снег» : I __ __.)
- Назовите первое слово в предложении. Второе слово. Третье слово.
- Что стоит в конце предложения?
- Точка показывает нам, что предложение закончилось, загораживает нам дальнейший путь, предлагает отдохнуть.
Точка маковой крупинкой
Упала на тропинку.
Остановила нас –
Закончила рассказ.
- Посмотрите, одна снежинка прилетела к нам в группу.
Зрительная гимнастика.
Следить глазами за движением снежинки: снежинка падает зигзагообразно сверху вниз, кружится по часовой стрелке, затем – против.
- А теперь, давайте из снега скатаем снежный ком и построим снежный дом.
Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком»
Мы катаем снежный ком, Движение ладонями вперед – назад.
Будем строить снежный дом, «Рисуют» указательными пальцами дом.
Мы польем его водой, Изображают, что поливают из лейки.
Дом наш будет ледяной. «Рисуют» указательными пальцами дом.
Каждый ком – один этаж, Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.
Подрастает домик наш. Делают из ладоней «крышу» над головой.
- Отгадайте еще одну загадку:
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать.
(Мяч)
- На какой звук начинается слово мяч?
- Звук [м] – гласный или согласный?
-- Этот звук произносится с помощью губ. Во рту образуется преграда, значит это не гласный звук, а согласный.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Сейчас я буду называть слова, а вы как только услышите слово со звуком [м], должны хлопнуть в ладоши.
(Вишня, малина, тарелка, самовар, тумбочка, шуба, юбка, майка, юла, мишка, пирамидка, мячик, топор, молоток, самолет, метро)
- Молодцы, все были внимательными и справились с заданием. А теперь, я называю слова со звуком [м], а вы определяете позицию звука: в начале слова, в середине или в конце.
(Медведь, бегемот, муха, комар, камбала, сом, черемуха, помидор, морковь, лимон, мандарин)
- Какое сейчас время года? В слове зима мы слышим звук [м]? Где он находится: в начале слова, в его середине или в конце? Вам нравится это время года? Давайте вспомним, что можно делать зимой.
Физкультминутка «Наконец пришла зима»
Наконец пришла зима. Дети разводят руки в стороны.
Стали белыми дома, Складывают руки над головой в виде крыши.
Снег на улице идет, Поднимают руки вверх и медленно опускают их.
Дворник улицу метет, Покачивают опущенными прямыми руками влево – вправо.
Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают перед собой.
Пишем на катке круги, Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.
Ловко бегаем на лыжах Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.
И играем все в снежки. Выполняют движения, как при метании.
- Вот сколько развлечений нам приносит зима. А еще зимой очень часто дует ветер, завывает вьюга.
Дыхательное упражнение «Вьюга»
И. п. : о. с. 1 – вдох носом; 2 – на выдохе произнести тихо: «У – у – у – у – у!» (вьюга начинается); 3 – вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У – у – у – у – у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произнести тихо «У – у – у – у – у!» (вьюга заканчивается).
- Ребята, мы с вами говорим сегодня о согласном звуке [м], а какие гласные звуки вы знаете? (Ответы детей)
- Если встретятся гласный и согласный звук, что получится? (Слог)
Чтение слогов с буквой «м», с договариванием до целого слова:
[м]+[у] = му – ха, му – равей;
[м]+[о] = мо –локо, мо – роженое;
[м]+[а] = ма – лина, ма – ма.
- Слово мама самое любимое слово для всех детей в мире, ведь именно мама любит и заботится о нас. Как вы думаете, какие продукты принесла мама из магазина, если она купила только такие, в названиях которых слышится звук [м]? (Масло, макароны, молоко, мороженое, мясо, маргарин, манка).
- Совершенно верно. А сейчас, я предлагаю подойти к столу. На нем лежат картинки. Выберите себе картинку, на которой изображен предмет, в названии которого есть звук [м]. Теперь каждый из вас должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове, обозначающем предмет на выбранной вами картинке. (Дети по очереди выполняют задание, следят за правильностью выполнения задания товарищами, при необходимости исправляют их.)
- Молодцы ребята! Все очень старались, отвечали на вопросы, активно работали. Мы с вами повторили гласные звуки и согласный звук [м], соединяли их и получали слоги, слоги превращали в слова, а слова делили на слоги. А еще мы узнали, как схематично записывать предложение, что в конце предложения ставиться точка и конечно, лишний раз убедились в том, как важно быть внимательным.