Татьяна Евстифеева
Конспект образовательной деятельности «Загадки звёздного неба» в образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
(образовательная область «Познавательное развитие»)
«Загадки звёздного неба»
Автор – воспитатель Евстифеева Т. М.
Тема недели: «Чтобы космонавтом стать, нужно очень много знать!»
Тема занятия: «Солнечная система»
Название занятия: «Загадки звёздного неба»
Возрастная группа: старшая группа
Дата: апрель
Программное содержание:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Загадки звёздного неба“ в образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- воспитывать эстетическое чувство, умение ценить красоту звёздного неба, желание отразить свои впечатления в пластилинографии;
- систематизировать представления детей о солнечной системе: сколько планет, у каких есть кольца, какая планета является спутником Земли;
- уточнить представления детей о модели солнечной системы;
- формировать речевые умения (обогащение словаря за счёт активизации в речи знакомых слов и эпитетов);
- способствовать развитию аккуратности, самостоятельности;
- развивать мелкую моторику, образное мышление;
- закреплять умение передавать изображения планет в знакомой технике – пластилинография;
- поддерживать стремление самостоятельно дополнять изображение деталями, используя бросовый материал.
Оборудование: макет солнечной системы с пустыми «окошечками», предметные картинки с изображением планет, сундучок, конверт с письмом и посылка, загадки о планетах, медали на каждого ребёнка; дощечка для лепки, стеки, разноцветный смешанный пластилин, картон чёрного цвета, бросовый материал: блёстки, пуговки, бусинки, бисер, звёздочки из фольги.
Взаимодействие с другими видами деятельности :
До непосредственной образовательной деятельности :
рассматривание иллюстраций о космосе и планетах солнечной системы;
игровая деятельность : изготовление дидактической игры «Найди одинаковые планеты», макета «Солнечная система»;
разучивание пальчиковой гимнастики «В тёмном небе звёзды светят…»;
изобразительная деятельность : раскрашивание планет солнечной системы, аппликация «Что я вижу в звёздном небе», пластилинография «В космосе»;
чтение художественной литературы: Голенищева О. «Звёздное небо», Усачёв А. «Звёздная книга», Сапгир Г. «Звёздная карусель», Джонс Р. Л. «Секреты космоса».
После непосредственно образовательной деятельности :
коммуникативная деятельность : составление кратких рассказов «Что я знаю о планетах»;
игровая деятельность : игровая ситуация – отправление карт расположения планет Хозяйке Солнечной системы;
творческая деятельность : изготовление макетов планет из подручных материалов.
Сотрудничество с семьё й:
До непосредственно образовательной деятельности :
подборка детской художественной литературы по теме в групповую библиотеку;
рассматривание иллюстраций, фотографий в энциклопедиях о космосе;
помощь родителей в обогащении развивающей предметно-пространственной среды в группе.
После непосредственно образовательной деятельности :
создание альбома «А знаете ли вы (загадки космоса)»;
создание мини-музея «Космическая гостиная».
Этапы Содержание деятельности Время
Процесс вовлечения в деятельность Воспитатель : Ребята, вы обратили внимание на то, какое сегодня красивое небо? А кто из вас любит смотреть на ночное небо (ответы детей) Что можно увидеть на небе ночью?
Дети: Звёзды, Луну.
В. : Как вы думаете, сколько на небе звёзд? (ответы детей)
В. : А в нашей группе мы можем увидеть звёзды?
Д. : Мы видели звёзды на сундучке в нашей группе.
В. : Вы уже посмотрели, что там внутри? Хотите посмотреть? (ответы детей) Маша, принесёшь нам сундучок?
Ребёнок приносит «звёздный» сундучок воспитателю.
В. : Смотрите, здесь лежит посылка и письмо, интересно от кого оно?
Д. : Давайте прочитаем его!
Воспитатель читает таинственное письмо:
Все планеты разыгрались,
В космосе перемешались.
Нужно на места их все вернуть.
Помогите кто - нибудь!
Чтобы планете на место встать,
Надо загадку про неё отгадать.
Хозяйка Солнечной системы. 2 минуты
Процесс целеполагания В. : Дети, а мы сможем помочь Хозяйке Солнечной системы? (ответы детей) Как вы думаете, мы справимся?
Д. : Справимся, поможем собрать все планеты на свои места! 1 минута
В. :А что нам для этого понадобится?
Д. : Атлас, картинки звёздного неба, модель солнечной системы…
Процесс планирования
деятельности Воспитатель заглядывает в сундучок:
- Посмотрите-ка, тут лежат загадки и карта Солнечной системы, только она какая-то странная, на ней вместо планет – пустые кружочки. Что же делать?
Д. : Надо разгадать все загадки и вместо кружочков прикрепить картинки с изображением планет.
В. : Молодцы, только где мы возьмём картинки с изображением планет?
Д. : У нас они есть в познавательном уголке.
В. : А если у Хозяйки Солнечной системы опять перепутаются все планеты и испортится карта, что она станет делать?
Д. : Нужно сделать ей новую карту.
В. : Как мы можем сделать карту Солнечной системы?
Д. : Нарисовать, сделать из бумаги, слепить…
В. : Что мы сможем сделать из того материала, который лежит у вас на столах?
Д. : Пластилинографию!
В. : Только сначала надо вернуть на места расшалившиеся планеты. Я буду читать вам загадки, а вы их станете разгадывать, кто угадает – тот прикрепляет картинку с изображением планеты на её правильное место. 5 минут
Процесс осуществления действий
В. : Итак, ребята, первая загадка :
Это – ближайшая к солнцу планета,
Залита лучами горячего света.
Так много ей достаётся лучей,
Что эта планета других горячей.
Так быстро бежит она по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!»
Д. : Это - Меркурий!
В. : Ваня первый отгадал, пусть он найдёт и прикрепит картинку с изображением Меркурия на его место.
Ребёнок выполняет нужные действия.
В. : Это действительно Меркурий: он по размерам меньше нашей планеты, поверхность его каменистая и нет атмосферы (защитного купола). Следующая загадка :
Не звезда и не Луна,
Обаяния полна,
Привлекает наши взгляды
И дрейфует с Солнцем рядом.
На закате и рассвете
В небе ярче Солнца светит,
Без неё темно и серо.
Ярче всех планет –.
Д. : Венера!
Выбирается ребёнок, первый отгадавший верный ответ и следующая картинка прикрепляется на своё место. Всё повторяется после каждой отгадки.
В. : Венера тоже каменистая планета, на ней есть атмосфера, но в ней нет воздуха, ещё на планете нет воды.
Следующая загадка :
От Солнца третья по счёту планета,
Эта планета поменьше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на планете найдёте повсюду –
Это и вправду поверьте мне чудо!
Д. : Это наша планета, Земля!
В. : Земля – это огромный твёрдый шар, на его поверхности есть суша и вода. Нашу планету окружает атмосфера, которая защищает от горячих лучей Солнца и падающих из космоса метеоритов. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. Следующая загадка :
Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри…
Д. : Эта планета – Марс.
В. : Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево-красным песком, у этой планеты есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Следующая загадка :
В телескоп скорей взгляните —
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
Д. : Это – Юпитер!
В. : Это самая большая планета в Солнечной системе, его называют газовым гигантом. Вокруг Юпитера вращается больше всего спутников. Следующая загадка :
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
Д. : Эта планета – Сатурн.
В. : Это тоже планета из газа, она самая лёгкая и яркая, её можно увидеть с Земли в телескоп, её кольца состоят из камней, льда и снега. Следующая загадка :
Вращается не так, как все,
Огромный газовый гигант.
Имеет голубой лишь цвет,
Что придаёт ей газ метан.
Д. : Это Уран.
В. : Верно, эту планету называют «небесный колобок», потому что она вращается лёжа на боку. У нас осталась последняя загадка :
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма —
Длится 40 лет зима.
Д. : Эта планета Нептун.
В. : Это самая удалённая от Солнца планета, её называют ледяным космическим царством.
Посмотрите, ребята, мы все планеты расставили по своим местам. Что мы сможем сделать теперь?
Д. : Мы сможем сделать карты Солнечной системы при помощи пластилинографии.
В. : Только давайте сначала подготовим наши пальчики к работе с пластилином и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
В тёмном небе звёзды светят,
(сжимают и разжимают кулачки)
Космонавт летит в ракете.
(ладони соединены под острым углом)
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит.
(указательным и большим пальцами делают «бинокль» возле глаз)
Видит сверху он поля,
(загибают по одному пальцу)
Горы, реки и моря
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(ладонями изображают шар)
В. : Теперь мы можем приступить к творческой работе, а кто будет затрудняться, я помогу.
Самостоятельная работа детей по подгруппам. 15 минут
Рефлексия В. : Скажите, ребята, что мы сегодня смогли сделать?
Д. : Мы помогли Хозяйке Солнечной системы и вернули все планеты на свои места: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Ещё мы сделали карту Солнечной системы в подарок, чтобы Хозяйка могла сама расставить планеты по местам, если они снова расшалятся.
В. : Справились мы с заданием?
Д. : Конечно справились.
В. : За вашу помощь Хозяйка Солнечной системы прислала в сундучке каждому медаль «Юный астроном». Вы сегодня молодцы!
(Всем детям раздаются медали.) 2 минуты