Людмила Шинкарева
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в сказку» в образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие
2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, изобразительная
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Путешествие в сказку
2. Методы и приемы реализации содержания занятия сказочные персонажи - Машенька, Баба-Яга;
художественное слово (чтение загадок);
пальчиковые игры: «Яблонька», «Гуси»;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие в сказку“ в образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
дидактические игры: «Приготовь пирожок», «Собери яблочки», «Найди рыбке домик»
3. Интеграция образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «физическое развитие»
4. Возрастная группа Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
5. Цель: Учить применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
6. Задачи:
6.1. Образовательные : Учить ориентироваться в пространстве используя карту-схему;
учить образовывать новые слова по аналогии (река - речные, море - морские, аквариум - аквариумные);
закреплять выделять и называть в словах первый звук;
закрепить умение сравнивать предметы по величине,
упражнять в сооружении постройки (мостика) из строительного материала
6.2. Развивающие : Развивать фонематический слух,
развивать способность различать и называть строительные детали (пластина, кирпич, брусок);
сформировать представления детей о технологии изготовления пирожков; развивать мышление, память, смекалку, познавательную активность
6.3. Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помочь
7. Организация среды для проведения образовательной деятельности Изображение печки, дидактические игры: «Приготовь пирожок», «Собери яблочки», «Найди рыбке домик», яблоня, две корзинки для яблок с обозначением мягкого и твёрдого звуков, голубая ткань - речка, детали деревянного конструктора - кирпичики, бруски; удочки; пирожки; дуга; игрушки - гуси; домик бабы Яги, кукла - мальчик Иванушка, карты-схемы группы и домика Бабы-Яги
8. Подготовка к образовательной деятельности Рассматривание иллюстраций речных, морских и аквариумных рыб; чтение сказки «Гуси-лебеди», разучивание пальчиковых игр; изготовление пирожков из солёного теста.
Конспект образовательной деятельности
1. Вводная часть
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации) В группу заходит плачущая Машенька со свёртком в руках. Машенька: Здравствуйте ребята!
Дети: Что случилось у тебя?
Машенька: Я потеряла своего братца. Мне мама и папа велели за ним смотреть, а я его посадила под окошечко и побежала играть. Забыла про него. Вернулась, а его нет! Что же мне делать, где его искать? Вернутся мама с папой вот меня поругают!
Дети: Твоего братца наверное унесли гуси-лебеди!
Машенька: Куда же они его могли унести? Дети: К Бабе-Яге!
1.2. Мотивация деятельности детей Машенька : Ой, что же мне делать? Баба-Яга живёт далеко! Я одна боюсь идти, вы пойдёте со мной, поможете братца отыскать? Не бросите меня в беде?
Дети: Нет, не бросим! Поможем!
1.3. Целепологание (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Машенька: Спасибо вам большое! У меня вот даже карта леса есть, только я в ней ничего не понимаю, в школу не люблю ходить, я больше играть люблю. Посмотрите, пожалуйста! Отыщите путь-дорожку. Дети с Машенькой изучают карту. Дети: Нужно идти сначала к печке! (отправляются к печке)
2. Основная часть
2.1. Актулизация ранее приобретенных знаний Подходят к печке.
Машенька: Давайте спросим, как нам пройти к Бабе-Яге. (дети не слышат ответ печки, т. к. они не из сказки)
Машенька: (удивлённо) Ничего себе! Как же мы их сделаем! Дети вы разве не слышите, что печка сказала? (ответы детей)
Так вы же не из сказки, поэтому, наверное, и не слышите. Печка сказала, что сначала нужно пирожки испечь. Вы умеете пирожки печь? Что же нам для этого нужно? (ответы детей)
Машенька: Да, нам нужно сделать тесто и начинку. Печка говорит, вот тут в корзинке есть всё необходимое. (Делит детей на 2 группы, 1-ая готовит тесто - выкладывает в определённой последовательности ингредиенты, вставляя их в кармашки слева; 2-ая группа аналогично готовит начинку)
Машенька: Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали? (проверяют вместе с детьми). Ну, если мы всё правильно сделали, то в печке должны оказаться пирожки. (Открывает заслонку там нарисованные пирожки, на них прикреплена картинка с нарисованной яблоней)
Читает загадку: Стоит чудо-дерево, на дереве мячики: Летом зелёные, осенью румяные. Машенька: Что это печка хочет нам сказать? (ответы детей)
Машенька: Прикрепляет картинку с яблоней к карте. Точно! Дальше нужно идти к яблоне, и возьмём с собой пирожки - они волшебные кто их возьмёт, тот станет добрым. Будет гостинец для бабы Яги. (Идут к яблоне)
Машенька: Здравствуй Яблонька! Скажи, пожалуйста, как нам пройти к Бабе-Яге? Ну-ка, я послушаю, что скажет яблонька.
А яблонька нам предлагает разложить урожай по корзинкам, только это сказочная яблонька, и яблочки у неё необыкновенные. Варя сорви, пожалуйста, яблочко, (ребёнок срывает яблоко, на обратной стороне которого картинка) Машенька: что же необычного в яблоке? (ответы детей)
Машенька: в какую корзинку нужно положить яблоко, Варя? Почему?
(дети по очереди собирают яблоки и определив первый звук слова - мягкий или твёрдый кладут в корзинки)
Машенька: А сколько яблок вы собрали в корзинку с твёрдым звуком? С мягким? Где больше? На сколько? (ответы детей)
Машенька: Ой, смотрите, а одно яблочко мы оставили, наверное, это для меня! (удивлённо) Почему мне нельзя? Представляете ребята, яблонька разрешит мне сорвать это яблочко, если я с ней поиграю, а я не знаю игры! Вы мне поможете?
Пальчиковая игра «Яблонька»
У дороги яблонька стоит,
На ветке яблочко висит.
Сильно ветку я потряс,
Вот и яблочко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь,
Ой, какой приятный вкус!
Машенька срывает последнее яблоко, на котором изображение речки Машенька : я догадалась, нам нужно идти к речке! (идёт к речке)
Машенька: Посмотрите сколько рыб в нашей речке, да какие необычные! Неужели все они живут в реке? (ответы детей)
Машенька: А где они живут? Помогите рыбкам попасть домой, иначе они погибнут - возьмите удочки, (дети расселяют рыбок по домикам) В речке живут какие рыбы? Как назвать их, одним словом? В море? В аквариуме?
Машенька: Нам надо через речку перейти, как это сделать? (предположения детей) Верно, нужно построить мост. Вот только из чего? Наверное, из этих дощечек? А разве это не доски? (ответы детей)
А что мы возьмём кирпичики или бруски?
(строят мост, переходят речку. За рекой встречают гусей)
Машенька: Ой, боюсь, гуси нас не подпустят к Бабе-Яге! Давайте их прогоним!
Пальчиковая игра - диалог «Гусь»
Где ладошки? Тут?
-Тут!
На ладошках пруд? –
Пруд!
Палец большой - это гусь молодой.
Указательный гуся поймал.
Средний гуся ощипал.
Этот палец печь топил,
Этот палец суп варил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда - в живот! Вот!
Машенька: Гуси то нас пропускают! (Подлезают под дугу, подходят к дому Бабы-Яги.
Баба-Яга встречает.)
Баба-Яга: Зачем пожаловали!
Машенька: Бабушка Яга отдай, пожалуйста мне братца. Мы знаем он у тебя! А мы тебя за это пирожками угостим.
Баба Яга: Пирожками? А с чем пирожки? Люблю с картошечкой!
Вот вам карта, если найдёте, забирайте Ивашку!
(дети ищут по схеме комнаты Иванушку)
3. Заключительная часть
3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей Машенька : Спасибо вам ребята! (обнимает, целует Иванушку)
Прости меня Иванушка! Больше я не буду тебя оставлять одного, и маму с папой буду слушаться. Ой, а карту я потеряла, как же мы обратно вернёмся? Баба-Яга ты отведёшь нас обратно?
Баба-Яга: Ишь, какая хитрая! Я же не хожу пешком, старая уже и спина и ноги болят. Я в ступе летаю! Ну, так и быть я вам дам совет. Вспоминайте-ка, как ко мне добрались!
Машенька: Ребята, нужно вспомнить где мы с вами были! (ответы детей)
Машенька: Так куда сейчас идём? (путешествие в обратном порядке) (уходит вместе с детьми)
4. Дальнейшая проработка темы (развивающая среда)
4.1. Драматизация сказки «Гуси - лебеди»
4.2. Рисование Г усей - Лебедей ладошками
4.3. Лепка «Яблоня с яблоками»