Конспект образовательной деятельности по музейной педагогики

Марина Никулина
Конспект образовательной деятельности по музейной педагогики

Конспект образовательной деятельности по музейной педагогики

«Новый год в Ульяновске-Симбирске»

Разработан воспитателем высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР №165 г. Ульяновска

Никулиной Мариной Николаевной

Программное содержание:

формировать представления о развитии человека в истории и культуре,

дать детям представление об укладе крестьянского быта Симбирска,

познакомить детей различными видами промыслов, трудом лютей,

названиями профессий, названиями предметов одежды,

элементами традиций прошлого и настоящего встречи нового года.

Предварительная работа:

занятия в музеи «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева», познавательные занятия в мини-музеях детского сада «Посуда», «От пещеры до небоскрёба», беседа «Город древний, город славный», дидактическая игра «Орудия труда жителей Симбирской крепости», разучивание стихотворение Маргариты Орешниковой «Года проходят за годами».

Материал: искусственная ёлка, разноцветные шары для украшения ёлки, натуральная ёлка, глиняная посуда: кринка, миска, горшки, кувшин, самовар, деревянные ложки, прялка, пряжа, веретено, чугун, ухват, лапти, грабли, серп, ножницы, колокольчик, костюмы для крестьянской семьи: сарафаны, рубахи, кушаки, валенки.

Ход занятия:

В зале группа детей (5 лет – средняя группа) с воспитателем украшают искусственную ёлку. Рассматривают разноцветные шары и вешают на ёлку. Беседуют о традиции наряжать ёлку под новый год. Среди игрушек находят старый поржавевший колокольчик, удивляются, пробуют позвонить.

Звенит колокольчик (гаснет свет в зале, луч освещает сцену, открывается занавес)

Комната в деревянном крестьянском доме.

Крестьянская семья (дети 6 лет с воспитателем - старшая группа) украшают натуральную ёлку к Рождеству. Завидя гостей мать- крестьянка приглашает их в дом.

Мать- крестьянка: - Откуда вы гости пожаловали?

Воспитатель: -Мы живём в городе Ульяновске. А куда мы попали? В какой город?

Мать- крестьянка: - Мы живём в Симбирске, а про ваш город мы не слышали.

Воспитатель: - Наш город раньше назывался – Симбирск. Значит, мы попали в прошлое. Как интересно и необычно у вас в доме.

Ребёнок: - Да у нас в избе есть печь, в которой готовят еду. Возле печного угла находиться «красный угол» где стоит обеденный стол. Возле стола лавки. На столе самовар, крынка с молоком да миска с пирогами, чугунок с кашей, деревянные ложки. Есть ухват, чтобы чугун в печь поставить. Держать нужно за черен, чтобы не обжечься. Ухват, сохи, мотыги, серпы, кочергу и даже ножницы изготовил кузнец. Кузнец живот от нашего дома далеко, чтобы не было слышно, как он стучит молотом о наковальню.

Ребёнок: - Гончар нам сделал посуду из глины на гончарном круге. Для того чтобы в ней можно было готовить еду обжигает её в печи. Кринка, миска, горшки, кувшин- всё это глиняная посуда.

Ребёнок: - Мужчины в доме всё делают своими руками. В том числе и всю мебель: стол, лавки. Вырезают из липы ложки, корыта. Плетут лапти из лыка (липовой коры).

Ребёнок: - Женщины изо льна и шерсти изготавливают ткани для одежды. Для того чтобы сделать нить изо льна и шерсти, нужно было приготовит кудель - долго вымачивать, трепать, сушить. Вычёсывать. Кудель прикрепляют к прялке и, используя веретено, скручивают кудель в нить. Из нити делают ткани, из ткани шьют одежду.

Мать- крестьянка: показывает приёма прядения нити из кудели на веретено.

Ребёнок: - А мы ходим в вышитых узорами рубашках, в сарафанах. Зимой на ноги одеваем валенки. Рубашки мальчики подвязывают кушакам. У девочек на голове налобники, в косу вплетены ленты.

Мать- крестьянка: - Ох! Много приходится работать, но сегодня мы готовимся к празднику Рождества. Принято наряжать ёлку разными сладостями: пряниками, орехами, конфетами, яблоками. Помогите нам.

Все вместе заканчивают наряжать настоящую ёлку.

Мать- крестьянка: - Какая красивая ёлка. У ёлки принято веселиться.

Все исполняют русскую народную игровую песню «Метелица»» с движениями, соответствующими тексту

Вдоль по улице метелица метет, (идут по кругу)

Скоро все она дорожки заметет.

Аи, жги, жги, жги, говори,

Скоро все она дорожки заметет.

Запряжемте - ка мы в сани лошадей, (руки вперед)

В лес поедем за дровами поскорей

Аи, жги, жги, жги, говори,

В лес поедем за дровами поскорей

Рысью, рысью друг за другом поспешим (бегут, высоко поднимая колени)

И скорёхонько до леса докатим.

Аи, жги, жги, жги, говори,

И скорёхонько до леса докатим.

Топорами мы ударим дружно в лад, (руки соединили в «топор», махи вниз)

Только щепочки по лесу полетят.

Аи, жги, жги, жги, говори,

Только щепочки по лесу полетят.

А с дровами мы тихонечко пойдем,

А руками-то прихлопывать начнем (хлопают).

АЙ, жги, жги, жги, говори,

А руками-то прихлопывать начнем

А ногами-то притопнем дружно в раз, (топают ногой)

Ну, Мороз, теперь не страшен ты для нас!

Аи, жги, жги, жги, говори,

Ну, Мороз, теперь не страшен ты для нас!

Воспитатель: - Как у вас интересно, мы много всего узнали нового.

Проводится словесная игра «Передай колокольчик».

(Детям предлагается передавать колокольчик друг другу и называть предмет быта.)

В конце игры звенит колокольчик. Гаснет свет в зале, луч освещает сцену, закрывается занавес.

Дети (5 лет – средняя группа) с воспитателем стоят кругом у искусственной ёлки.

Воспитатель: - Какое новогоднее чудо произошло с нами, мы побывали в прошлом. Увидели, как жили, чем занимались жители нашего города в начале прошлого века. Колокольчик «вернул» нас в детский сад, к нашей новогодней ёлке. Есть ещё одна традиция: у новогодней ёлки принято читать стихи.

Воспитатель предлагает прочитать стихотворение:

«Года проходят за годами»

Года проходят за годами,

Не возвращаясь никогда,

Гордятся люди городами,

Людьми гордятся города.

Ульяновск – рук людских творенье –

В убранстве скверов и садов

Стал из Симбирского селенья

Культурным центром городов.

Ты из веков на свет родился,

Как лучик из полночной тьмы,

Ульяновцы, Ульяновск, Волга –

Всё это наше, всё это – мы!

Так процветай на радость людям

Наш город вечно молодой,

С тобой глядеть мы в завтра будем

И будем жить века с тобой!

Публикации по теме:

Использование музейной педагогики в образовательном процессе в подготовительной школе группеИспользование музейной педагогики в образовательном процессе в подготовительной школе группе Проект: «От наскальных рисунков до наших дней» Время проекта: среднесрочный (ноябрь-январь) Итоговое мероприятие: создание мини-музея в.

Календарный план по теме: «Формирование гражданской принадлежности средствами музейной педагогики» Возраст: старшая группа. Цель: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. Задачи: 1. Образовательная: воспитывать.

Конспект НоД образовательной области познание с элементами музейной педагогики «Любимые мои Шатки» в старшей группе Цель: создание социальной ситуации для формирования знаний детей о родном посёлке, чувство гордости за свою малую родину. Задачи: Образовательная.

Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М. Монтессори Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к.

Обеспечение качества музыкального образования и патриотического воспитания дошкольников с использованием музейной педагогики Презентация для защиты на высшую квалификационную категорию музыкального руководителя. Тема:"Обеспечение качества музыкального образования.

Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики Что разумеют, говоря «мегель»? (М е г е л ь — возможность, срок, пора для какого-либо дела) — Коль хочешь знать, сперва спроси, дружок.

Проект «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Актуальность.

Проект по музейной педагогике по теме: «Страна сказок А. С. Пушкина в ИЗО деятельности». Подготовительная группа. цель: художественно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А. С. Пушкина, приобщение детей к богатствам русской художественной.

Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная.

«Живая память о былом» — значение музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников Значение музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную.

Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по музейной педагогики
Опубликовано: 31 октября 2015 в 20:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 ноября-Всемирный день ребенка
Всемирный день ребенка Встречаем всей планетой, Счастливы пусть будут На Земле все дети. Живут пусть окруженные Любовью и добром, Веселым шумом, гамом...
Интегрированное занятие по развитию речи и лепки «Осенние мотивы»
Тема: «Осенние мотивы». Интеграция образовательных областей: «Познание» ( формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (...
Рисование на песке как инновационная технология в ДОУ
У каждого из нас есть свои воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что в песочнице у дома. Однако песок не так прост....
Фотоотчет о сдаче норм ГТО для разновозрастных групп
Готов к Труду и Обороне! Горжусь Тобой Отечество! Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» ( ГТО) — полноценная программная...
Конспект занятия в средней группе «Дело мастера боится»
Цель: Закрепление и обобщение знаний о рабочих инструментах и их назначении. Ознакомление детей с техникой безопасности при работе с орудиями труда. Задачи:...