Лучший педагог года

Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Ольга Санина
Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Тема:Знакомство со стихами кубанских поэтов- фронтовиков о Великой Отечественной войне.

Программные задачи:

- Дать представление о разнообразии поэтических произведений на примере стихов кубанских авторов. - Формировать у детей представление о ВОВ, защитниках Отечества. - Развивать у детей желание выражать свои впечатления и переживания после прочтения художественных произведений.

Публикация «Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне» размещена в разделах

- Упражнять в подборе синонимов к заданным словам. - Воспитывать у детей на литературном материале чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами. - Пробуждать чувство уважение к людям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Оборудование: портреты «Кубанские писатели-фронтовики», слайд-презентация «По дорогам войны», аудиозапись «На окраине села» сл. И. ф. Вараввы муз. Г. Ф. Пономаренко, картинки награды, подборка книг кубанских поэтов.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

- Дети, какой праздник готовится отмечать наша страна? - Что случилось летом 1941 года?

- Да, ребята, 70 лет тому назад, 22 июня 1941 года фашистские захватчики вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. - Как вы понимаете, что такое война (Это ужас, горе, страдания, смерть) - Кто напал на нашу Родину? Зачем? (Это фашисты, которые хотели заставить наш народ работать на себя.)

- Почему войну назвали Отечественной? ( Потому что в ней принимал участие весь народ: солдаты на фронте, партизаны в тылу врага, рабочие на заводах, колхозники в полях. На защиту Родины встали все – от мала до велика.)

О подвиге русского народа сложили немало стихов, песен. Сегодня мы с вами познакомимся со стихами поэтов Кубани о войне. В судьбе многих поэтов и писателей была ВОВ. 2. Чтение стихотворения К. А. Обойщикова «Дядя Павел» Кронид Александрович Обойщиков с первого дня войны в качестве штурмана самолета участвует в боевых действиях. Награжден тремя орденами и пятнадцатью медалями. Крылатым воином был Кронид Обойщиков. Обращаясь к родному краю, он пишет: Край родной, ты весь на этой карте - Синь озер, дороги и хребты. Я летать ушел со школьной парты, Чтоб тебя увидеть с высоты. Во время войны советские солдаты спасали от голода и смерти не только наших русских детей, но и детей других национальностей. Однажды наш солдат спас от бомбежки и немецкую девочку, и в честь этого подвига в городе Берлине воздвигнут памятник советскому солдату. Я хочу прочитать вам стихотворенье Кронида Обойщикова «Дядя Павел» Дядя Павел Увезти их не успели. В День Победы К детям полз уже огонь. Надевает ордена. Сбил солдат его шинелью, Знают нашего соседа Одеялом, сапогом. Весь наш двор Из огня И вся страна. Солдат советский В этот день Среди тысячи смертей Сержант Кудинов, Выносил ребят немецких Несмотря на малый чин, Словно собственных детей. Персонально Он испуганным малышкам Из Берлина Говорил в тот горький час: Поздравленье получил. «Тише, дети, С ветераном интересно. Киндер, тише, Мы вокруг садимся тесно, Будет гут… Молча слушаем рассказ Сейчас… Сейчас…» Про походы и сраженья И про то, как в наступленье … После боя отдыхали Он детей немецких спас. Утомлённые бойцы. А случилось это так: На руках детей держали, Бой упорный был. Их слезинки утирали, Восемь вражьих контратак Обнимали, как отцы. Батальон отбил. Понимали все солдаты, В город воины вступали, Что в большой людской беде Шли по улицам в дыму. Не бывают виноваты Вдруг услышал дядя Павел Дети малые Крики детские в дому. Нигде. Он – туда. На броне и на лафете, А там сидят Как солдаты на войне, Двадцать маленьких ребят. Спали маленькие дети, Двадцать маленьких ребят, Мамы снились им во сне. Все испуганно глядят, По-немецки говорят. Вопросы по содержанию: - Что в день Победы ветераны надевают? - О чем рассказывал ветеран? - Какое памятное событие произошло во время наступления? - Что услышал дядя Павел? - Как он сумел спасти немецких детей? - После боя как русские воины отнеслись к детям? - Какое воинское звание было у дяди Павла?

3. Игровое упражнение «У кого какие погоны?» - Какие погоны у сержанта? У лейтенанта? У капитана? У майора? У полковника? У генерала? У маршала?

4. Чтение стихотворенья В. Бакалдина «В тот вечер»

Виталия Борисовича Бакалдина война застала в Краснодаре. Полгода оккупации немецко-фашистскими захватчиками города, бои за его освобождение оставили неизгладимый след в сердце пятнадцатилетнего подростка. 30 июня 1944 года молодой поэт опубликовал первый в своей жизни рассказ «Вовка», за который получил первую премию на городском конкурсе. Ему подарили книгу и талоны на сахар и хлеб… Вот такая награда

в военное время.

Послушайте стихотворение Виталия Борисовича «В тот вечер»

В тот вечер А мальчик под столом услышал, вся семья скучала. как скрипнула входная дверь. Читала мама у стола, И он увидел чьи-то ноги а бабушка носки вязала в солдатских мокрых сапогах… и терпеливо сна ждала. Вошёл А мальчик под столом возился и замер на пороге с котенком шустрым и смешным. военный с шапкою в руках… А за окошком ветер злился Отец! и дождик сделался густым. Он выскочил навстречу! И мама бросилась к отцу! В тот вечер Прижалась… вся семья скучала: Вздрагивали плечи… не вышел кот из-под стола, И слёзы лились по лицу… читала мама и вздыхала, И всей семьею обнимали и бабушка всё сна ждала… и целовали много раз, И дождь, и не скучали, гуляющий по крыше, и не спали, ещё слышнее стал теперь… не отводя счастливых глаз. Вопросы по содержанию:

- Что я вам прочитала?

- Как называется стихотворение?

- Что происходило в семье вечером?

- Как описывает поэт погоду?

- Какое настроение было у всех членов семьи?

- Что произошло, когда мальчик услышал скрип двери?

- Как встречала отца семья?

- Расскажите о настроении семьи при встречи отца.

Сколько тревог и страданий вынесли матери, жены, сестры, дети солдат, оставшиеся в тылу ждать своих родных и близких…

5. Слушание песни «На окраине села» в аудиозаписи на стихи И. Ф. Вараввы

- О чем поется в песне?

- Какими словами начинается и заканчивается песня?

- Какое чувство вы испытали, прослушав эту песню?

Эта песня написана выдающимся композитором-песенником Григорием Федоровичем Пономаренко на стихи Ивана Вараввы Иван Федорович Варавва в 1942 году окончил школу и ушел на фронт. Принимал участие в Битве за Кавказ. Получил ранение и тяжелую контузию. После излечения освобождал Варшаву, брал Берлин. Оставил стихотворную надпись на стене поверженного Рейхстага. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды. 6. Чтение стихотворения «Пехотинцы кричали…» И. Вараввы

Повторное чтение с движениями в форме динамической паузы Пехотинцы кричали,

Стреляли и пели (шаги на месте,

Батарейцы –

В туманную роздымь глядели (ладонь козырьком).

Миномётчики –

Каски под ноги бросали (взмахи руками).

Автоматчики –

Кущи огнём причесали (присесть, повороты вправо-влево…

Кто-то бился, крестился,

А кто-то ругался,

Что ему этот жребий тяжёлый

Достался (руки сжать в кулачки, потянуться на носочках).

И сказал политрук

В ногу пулей раненый (шаги на месте) :

- Мы стоим на границе

Фашистской Германии (ноги на ширине плеч…

Долгих 4 года шла Великая Отечественная война, 1418 дней и ночей продолжалась битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле.

7. Игровое упражнение «Подбери признаки»

- Каким был русский солдат на войне? (смелым, бесстрашным, отважным, храбрым, доблестным)

- Каким был фашист? (безжалостным, наглым, злобным, бездушным, беспощадным)

- Какой была война для нашего народа? (внезапной, вероломной, ожесточенной, кровопролитной, страшной, захватнической)

- Какой стала Победа? (великая, безоговорочная, выдающаяся, всенародная, долгожданная, окончательная)

8. Знакомство с пословицами и поговорками о Родине, о храбрости солдат

- Какие пословицы о солдатской храбрости, о Родине вы знаете? * Одна у человека мать, одна и Родина. * Береги землю родимую, как мать любимую. * Герой – за Родину горой. * Русский боец – всем молодец. * Русский солдат не знает преград. * Мир строит, а война разрушает. * Где смелость – там победа. * Если армия сильна, непобедима и страна. * Друг за друга стой и выиграешь бой.

* Кто Родине верен, тот в бою примерен.

* Русскую заповедь знай – в бою не зевай.

(Дети рассуждают о смысловом значении этих пословиц)

9. Чтение отрывка из стихотворения Н. Краснова «9 Мая 1945 года»

Первый день мира люди встречали ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли.

… Куда ни глянь – народ, народ, народ.

На мостовых, на крышах, на балконах.

Сто тысяч глаз, сияющих, бессонных,

Смеющихся и плачущих, родных.

Над головою вскинутые руки,

Летящие и в радости, и в муке

Обнять освободителей своих.

… Прекрасен твой победный день, солдат!

По всем путям прошли сыны России:

Одни – на Прагу, на Берлин – другие,

На Будапешт, Варшаву и Софию,

На Вену, Братиславу и Белград.

Такими словами описывает день Победы Николай Степанович Краснов. Война для Краснова – это солдатские дороги, фронт, наступательные бои, ранение, госпиталь. Перед глазами предстала картина жизни нашего народа, сражающегося с фашизмом. Николай Степанович был награжден боевыми наградами: орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу». Самая жестокая в мире война закончилась. И закончилась нашей Победой.

К сожалению, все меньше и меньше остается тех, кто был непосредственным участником той войны и кому мы обязаны своей свободой. ВОВ была самой тяжелой из всех войн. Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце.

10. Итог занятия

- Ребята, с какими кубанскими поэтами мы с вами сегодня познакомились?

- О чем писали они в своих стихах?

- Какое стихотворение вам больше всего запомнилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок»Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок» Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок» Цели: Закрепить умение детей отгадывать название.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы в ходе режимных моментов Вечера чтения «Сказки бабушки Арины» Программные задачи. Обучающие. 1. Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и Серый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 11:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД