Получи документы

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Оренбургский пуховый платок»

Любовь Чердинцева
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Оренбургский пуховый платок»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим

образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Оренбургский пуховый платок»

Чердинцева Любовь

Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Оренбургский пуховый платок“» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – Оренбургским пуховым платком

Задачи: Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать Оренбургский пуховый платок.

Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его.

Развивать интерес, наблюдательность. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря. Развивать связную речь.

Приемы руководства деятельностью детей в ОД :

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : сюрпризный момент для привлечения внимания и организации детей, беседа, просмотр видеоматериала.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД : беседа, создание развивающей среды, просмотр видеоматериала, создание проблемной ситуации, опытно-экспериментальная работа, обследование, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей : сравнение, наблюдение, показ, сопровождающийся объяснением, сюрпризный момент для привлечения внимания и организации детей

4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, перспектива дальнейшее деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, определение качества продуктивной деятельности.

Создание среды для организации и проведения ОД:

Материал и оборудование:

DVD-диск, слайды с изображением последовательной цепочки изготовления платка, Оренбургские пуховые платки, паутинки, пряха, пух, спицы, гребёнка, пряжа, веретено, картина «Коза с козлятами».

Виды детской деятельности в ОД :

Игровая (развивать эмоциональный отклик на красоту узоров паутинки)

Коммуникативная (беседа)

Познавательно-исследовательская (рассматривание картины, пуха, выставки, высказывание своего мнения о нем)

Музыкально-художественная (слушание песни)

Чтение художественной литературы…др. (пословица «Дело мастера боится»).

Планируемые результаты:

Личностные

- Проявление устойчивого интереса к изготовлению Оренбургского пухового платка.

- Проявление любознательности и познавательного интереса.

- Совершенствование умений изучать окружающий мир всеми органами чувств.

Интеллектуальные

- Умение использовать предметы, материалы для изучения практических навыков изготовления пуховых нитей.

- Воспитание культуры общения при выполнение работы.

- Умеет рассуждать, делать выводы, логически излагать свои мысли.

- Развитие знаний детей о свойствах пуха.

Физические

- Способен выполнять простейшие движения.

Критерии оценки деятельности детей на ОД :

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в продуктивной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Обращается за помощью к взрослым и детям и оказывает ее сам.

5. Соподчиняет мотивы.

6. Проявляет волевое усилие.

7. Аргументирует самооценку.

План ОД

1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации. 3 мин.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

2. Основная часть: 19. мин.

Показ, комментирование, дискуссия.

Рассказ воспитателя

Физкультурная пауза

Рассматривание выставки

Рассказ пуховницы

3. Заключительная часть: 3 мин

Закрепление полученных знаний.

Создание эмоционального настроя.

Подведение итогов ОД

Длительность ОД: 25 минут

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Я приглашаю вас в путешествие в город Мастеров, где живут и творят волшебницы - рукодельницы.

По пути в город мастеров мы остановимся на станциях, где вас ждут увлекательные и интересные задания.

Мы поиграем с вами в игру «Доскажи пословицу»

Я говорю половину пословицы, а вы ее договариваете.

Умелые руки (не знают скуки)

Терпенье и труд (все перетрут)

Взялся за гуж, (не говори, что не дюж.)

Скучен день до вечера, (коли делать нечего.)

Молодцы! Я вижу, народные пословицы вы знаете.

Воспитатель: Мы с вами на станции «История вязания»

Как вы думаете, кто придумал технику вязания, мужчины или женщины? Вязание являлось мужским ремеслом, так как женщины пряли шерсть. Найденные в Египте и сохранившиеся благодаря сухому климату вязаные носки являются самыми ранними экземплярами вязаных предметов дошедшими до наших дней. Первоначально вязали только руками. В Англии в 15 веке оно достигло наибольшего расцвета, особенно в области вязания чулок. Затем вязание «покорило» Францию. Лишь в 17 веке оно пришло в Россию. Вот такой долгий путь был проделан, прежде чем этот вид прикладного искусства привлек внимание наших рукодельниц. Скажите, а какое вязаное изделие является символом нашего Оренбургского края?

Дети: Это – Оренбургский пуховый платок.

Слушание отрывка из песни Л. Зыкиной «Оренбургский пуховый платок».

Воспитатель: Сегодня мы узнаем о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паутинок, палантинов. Гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Показ слайдов.

(Воспитатель берёт в руки паутинку). Каждый раз светлеет и радуется душа, охватывает трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки Оренбургский, ажурный пуховый платок.

Воспитатель: Из чего же вяжут такие платки?

Дети: Из козьего пуха.

Показ слайдов с изображением козы.

Рассказ ребенка: Это домашнее животное, очень ласковое. Она дает молоко, мясо, пух.

Показ слайдов.

Воспитатель: Пуховницей зовут людей, которые вяжут платки и паутинки.

Просмотр презентации.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, этот пух от козы чешут в феврале месяце. Затем его стирают. Посмотрите, этой чесалкой пушат пух. Теперь берут веретено и прядут нитку. Затем из пряжи спицами вяжут палантины, шали. Чтобы они получились красивые, делают различные узоры. Посмотрите, какие разнообразные узоры на паутинке.

Рассматривание узоров на пуховых изделиях.

Воспитатель: Работа пуховницы очень сложная, но важная и нужная людям.

Говорят, «дело мастера боится» - как вы понимаете эту пословицу?

Только умелая мастерица может создать такие красивые платки, паутинки, палантины.

Вяжут ли у вас дома?

Какие изделия вяжут?

Какие изделия из пуха вы можете назвать?

Ответы детей.

Воспитатель: Свойства здешнего пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок, на полупрозрачном воздушном полотне хорошо смотрелись ажурные узоры делали его похожим на паутину прилетевшую из бабьего лета. С годами сложилась своя технология, приемы вязания, которые составили основу Оренбургского пуховязания. Мода рождает спрос, узоры совершенствовались, у платка появились дополнения, новые украшения в виде каймы, зубчиков. Так Оренбургский платок стал явлением художественного ремесла со своими традициями. А сейчас мы узнаем, как пух превращается в пряжу.

Воспитатель: По клочку нужно перебрать, распушить весь пух, а затем перечесать 2 раза на ческах и на гребнях. С виду легко, а на самом деле трудно, самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек. Надо и веретено крутить и за пухом следить. Дальше сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их - скручивая вместе на пряхе, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа. Что получается?

Дети: Пряжа.

Воспитатель: И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. На чем вяжут?

Дети: На спицах.

Дети: А как придумывают пуховницы узоры для своих паутинок?

Воспитатель: Пуховницы готовые узоры издавна из рук в руки передают, многим они знакомы. Это - глушинки, змейки, елочки, кошачьи лапки, павлиний хвост и другие. А новые узоры им природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется ее связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи: тут и елочки и веерочки и трилистники, и многое другое. Ну, а построение у всех паутинок одинаковое. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная. Кайма от середины отделана дорожкой.

Девочки пробуют практически выполнить операции по изготовлению пряжи. Знакомятся с инструментами, которыми пользуются пуховницы при изготовлении пухового платка : веретеном, ческами и т. д.

Сегодня мы с вами познакомились с историей появления Оренбургского пухового платка. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям. Девочки, хотели бы вы носить такие платки?

Ребята, что мы сегодня узнали о пуховом платке и его свойствах? (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Глаза — наши помощники» Муниципальное детское образовательное учреждение «Детский сад № 25» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «За приметами весны» Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Старшая группа «Ромашки» Тема: «За приметами весны».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром Воспитатель: Азимова А. С. Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Мои любимые» Цель:Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название,.

Конспект образовательной деятельности по аппликации в подготовительной группе «Красивый платок»Конспект образовательной деятельности по аппликации в подготовительной группе «Красивый платок» Цели. Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Где вода — там жизнь» Цель: Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека. Задачи: - Обобщить знания детей.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Пернатые наши друзья». Цель: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: учить воспринимать предложенную воспитателем.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Части суток» в подготовительной группе Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цель:.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Одеваем куклу после сна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97» Конспект Образовательной деятельности по ознакомлению.

Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим «Как звери готовятся к зиме» Цель: Расширять представления детей о диких животных. Задачи: Образовательные: - Формировать представления детей о том, как дикие животные.

Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Оренбургский пуховый платок»
Опубликовано: 26 октября 2017 в 20:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД