Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Казачий быт» в подготовительной к школе группе

Светлана Чернышева
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Казачий быт» в подготовительной к школе группе

Цель: продолжать знакомство детей с жизнью казаков, формируя познавательный интерес и любовь к малой Родине.

Задачи:

образовательные

- знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков;

- приобщать детей к народным традициям;

развивающие

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу;

воспитательные

- воспитывать чувство уважения к старшим поколениям, желание познать культуру своих предков;

- воспитывать бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.

Ход ОД

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что необычное вы увидели сегодня в нашей группе?

Дети: У нас в группе появились фотографии, на которых изображена жизнь и быт казаков.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о казачьем быте: как жили казаки много лет назад. Дети, кто знает, как называлось жилье казака?

Дети: Жилье казака называлось курень.

Воспитатель: Правильно, казаки жили в куренях. Ребята, приглашаю вас в казачий курень. (Выставляет на мольберт иллюстрации куреня).

Слово курень означает – круглый. В центре дома была печка, а комнаты расположены вокруг печи по кругу. Поэтому жилье называлось курень.Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат : стряпная, спальня, чистая или зала. Стены делали из нетолстых бревен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался, каждый год пол смазывался смесью — глины и коровьего помета. Вначале крылись курени чаканом — камышом, лубом или тесом, а позже железом.

В старой казачьей пословице говорится: «Печь – царица в доме». Объясните, почему так говорили?

Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия.

Печь обогревала всех, на ней готовили еду.

Воспитатель: Без печки курень — не курень. В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать.

Воспитатель: Казак без веры – не казак. Поэтому в горнице (так называются комнаты) самое почитаемое место – святой угол. В святом углу находятся иконы. А еще казаки бережно хранили фотографии своих предков. Вот они вывешены на самом видном месте.

Издавна были крепки казачьи семьи. И сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. Казаки пахали землю, выращивали хлеб, занимались резьбой по дереву и кузнечным ремеслом, а казачки вели домашнее хозяйство. До семи лет мальчики помогали матери по хозяйству, а с семи лет мальчик воспитывался как юный воин. Отец готовил его к будущей взрослой жизни.

Девочек приучали работать с раннего возраста. С пяти лет они уже умели вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Все женщины умели половики ткать, кружева вязать, рушники и одежду вышивать. Узоры рукодельницы подсматривали у природы. А какие цвета использовали мастерицы для вышивки?

Дети: Красный, черный.

Воспитатель: Знаете ли вы, что означает вышитый красный цветок с корнями и бутонами? Это символ крепкой семьи. Корни – это дедушки и бабушки. Цветы – родители, а бутоны – дети. В крепкой семье уважают стариков и родителей, любят детей. Прямая черная линия на рушниках – символ земли.

Воспитатель: Казаки – гостеприимные люди. Гость для казака – это посланник божий, особенно, когда он из дальних мест и нуждается в приюте. Накормить и угостить путника – священный долг каждого казака. Ибо по заповеди божьей казаки не берут с собой в дальнюю дорогу еды ни для себя, ни для коня. Уступайте ему самое лучшее место за трапезой и на отдыхе.

Воспитатель:

- Кто в казачьей семье главный? (Казак)

- Какую посуду использовала хозяйка для приготовления борща, каши? (Чугунок)

- В чем хозяйка хранила молоко, сметану? (В глечике)

- В какой посуде замешивали тесто? (В макитре)

- Что заменяло казачкам утюг? (Рубель)

- Какую посуду использовали для приготовления чая? (Самовар)

- Как назывался сундук? (Скрыня)

- Как называлось полотенце на Кубани? (Рушник)

Воспитатель: А какие пословицы вы знаете о казаках?

Дети:

- Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

- Казачья смелость порушит любую крепость.

- Кто пули боится, тот в казаки не годится.

- Смекалка во всяком деле казака выручает

- Казачьему роду нет переводу.

- Чти родителей своих.

- По главному казаку и семья ценилась.

- Жизнь сладка, где семья крепка.

Воспитатель: Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её, когда на русские земли нападали враги.

— Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

Дети: Если начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы.

Казак смелый, отважный воин, он защищал свою Родину. У каждого казака был конь, личное оружие.

Воспитатель: А кто главный у казаков?

Дети: Главный у казаков Атаман.

Воспитатель: Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. У него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Передай саблю».

Игра «Передай саблю»

Дети стоят в кругу по цепочке передают саблю под музыку,по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени сабля, отвечает на вопрос.

- Как называли предводителя войска казаков? (Атаман)

- Как назывался казачий населенный пункт? (Станица)

- Как называется казачья шапка? (Папаха)

- Какое оружие было у казаков? (Шашка)

- Как называется казачий дом? (Хата, курень)

- Из чего поили чаем гостей? (Из самовара)

- Воду приносили из чего? (Из колодца)

- Лучший друг казака (Конь).

- Как у казаков назывался рыбий суп (Уха).

- В чем готовили казачки еду? (Чугунках)

- Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (Печка)

- Любимое угощенье казачат (Пряник).

Воспитатель: В свободное от работы время любили казаки веселиться. На сходнице зимними вечерами пели казаки песни, танцевали, угощались пирогами вкусными. Я приглашаю вас к столу - нас ждет чай с бубликами.

Публикации по теме:

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Казачий быт» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 21 января 2021 в 20:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Детский мастер-класс по обрывной аппликации «Нюша»
Многие дошкольники любят смотреть мультипликационные фильмы про Смешариков. Герои этого яркого мультика живут в своем мире большим дружным коллективом....
Мастер-класс для детей по аппликации «Кормушка для птиц»
Мастер-класс для детей по аппликации «Кормушка для птиц» Вырабатывать бережное отношение к природе у детей, чувство ответственности за наших...