Получи документы

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: Москва — главный город России!

Хомякова Нелли Евгеньевна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: Москва — главный город России!

Конспект

образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему : «Москва - главный город России

Цель: на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к Отечеству и столице нашей Родины Москве; расширять знания детей о том, что Москва - самый главный и большой город нашей страны; закрепить знания о гербе, флаге и гимне России; развивать творческий потенциал и познавательные способности дошкольников.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: Москва — главный город России!» размещена в разделах

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг о Москве, иллюстрации художников, материалы для творческих заданий: картон, детали аппликации из цветной бумаги, клей, салфетки, запись песни О. Газманова «Моя Москва»

Предварительная работа: чтение рассказов о Москве, изучение и рассматривание картинного словаря «Государственные символы России : флаг, герб, гимн»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необыкновенное путешествие. Мы будем говорить о Москве и о государственных символах.

Флаг, герб, гимн — официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства.

(Демонстрируется слайд изображение московского Кремля)

(Демонстрируется слайд с изображением карты России)

Воспитатель: Россия — это страна, в которой мы живём.

Столица нашей Родины — город Москва.

Глава российского государства — Президент.

Вспомните, кто является Президентом Российской Федерации?

Дети: Владимир Владимирович Путин

(Демонстрируется слайд с изображением герба России)

Воспитатель: Ребята, очертание какого старинного доспеха напоминает герб?

Дети: Форма герба напоминает щит.

Воспитатель: Дети, кто изображён на гербе России?

Дети: На гербе России изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва — столица могучего Российского государства.

Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображён щит.

Воспитатель: Ребята, кто изображён в центре щита?

Дети: В центре щита Святой Георгий Победоносец пронзает копьём змея, символ зла.

Воспитатель: В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ велся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.

(Демонстрируется слайд с изображение флага России).

Воспитатель: Ребята, флаг, как и герб, — отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.

Какого цвета полосы на флаге?

Ответы детей:

— Верхняя полоса — белая, средняя — синяя, нижняя — красная.

Каждый цвет имеет своё символическое значение.

— Белый — благородство, мир, чистота.

— Синий — честность, небо, верность.

— Красный — смелость, великодушие, огонь, отвага.

Воспитатель: Бело – сине – красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Пётр Первый.

Какое значение на Руси имел красный цвет? Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси всё самое красивое называли красным: красна девица, красное солнышко, Красная площадь.

(Демонстрируется слайд с текстом гимна и звучит гимн.)

Воспитатель: Ребята, что такое гимн?

Дети: Гимн — это торжественная песня, славящая кого – либо.

Воспитатель: В каких случаях исполняют гимн России?

Дети: Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований.

Воспитатель : Назовите автора стихов и музыки гимна России.

Дети: Музыку написал А. В. Александров, а слова С. В. Михалков.

Воспитатель: Как должны вести себя люди при исполнении гимна?

Дети: Все встают.

(Демонстрируется слайд с изображением памятника Юрию Долгорукому и Герб Москвы)

Воспитатель: Ребята, Москва — самый большой город в России, столица нашего государства. В Москве работают Президент страны, Правительство России, Государственная Дума. Они решают важные государственные задачи.

Стихотворение «Москва» В. Я. Брюсов.

Нет тебе на свете равных

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовью внуки

Выше прочих городов.

Здесь пути перекрестились

Ото всех пяти морей

Здесь великие учились

Верить родине своей!

Расширяясь, возрастая

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь Москва святая,

На семи своих холмах.

Воспитатель: В центре Москвы находится памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому. Юрий Долгорукий восседает на могучем коне. Князь облачё н в боевые доспехи: на голове остроконечный шлем, грудь защищает кольчуга, В левой руке щит, украшенный гербом Москвы.

Ребё нок: Рассказывают: в одном царстве-государстве поселился в озере огромный змей. Каждый день жители царства должны были отдавать ему на съедение одного ребёнка. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь. И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьём в руках и пронзил чудище. Конь растоптал змея. Этим всадником был святой воин Георгий Победоносец.

Воспитатель :Гербом Москвы является изображение на тёмно-красном щите всадника — святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает копьём чёрного Змея.

Ребё нок: Флаг Москвы - прямоугольное полотнище тёмно-красного цвета, в центре которого — Святой Георгий Победоносец.

Воспитатель: Как называют людей живущих в Москве?

Дети: Москвичи

Воспитатель: Дети, где изображается герб?

Дети: На флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах.

Стихотворение «Москва». Н. Осеев.

Два слова: Москва и Россия,

Два зова: Россия — Москва,

Кого на земле ни спроси я, —

Всем ведомы эти слова!

(Демонстрируется слайд с изображением первого Московского Кремля при Юрии Долгоруком)

Воспитатель: Москва — древний город. Впервые она упоминается в летописи в первой половине XII века. В 1147 году в Ипатьевской летописи сообщалось о приглашении о суздальским князем Юрием Долгоруким северного князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате в Москов».

Инсценировка. Встретились два князя: Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович. Вот разговор, который произошёл между ними.

Святослав: Присылал ты мне гонцов —

Приходил ко мне в Москву.

И решил я поспешить —

Новый город навестить

Юрий: Святослав, мой друг и брат,

Как я видеть тебя рад!

Святослав: Над Москвой рекой, на круче,

Где стоит твой Кремль теперь,

Был когда-то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

Почему ж решили вы

Поселиться у Москвы?

Юрий: Мы сюда пришли ладьями,

И верхами и пешком.

Посидели, обсудили,

Осмотрели всё кругом.

Здесь стояла деревушка

За бревенчатой стеной,—

Пара домиков, церквушка

Над большой рекой Москвой.

И решили: места много

есть что есть, и есть что пить!

Помолились дружно богу,

Стали строиться и жить.

Святослав: Да, родился город новый,

И надёжен кремль дубовый.

Говорит честной народ,

Что Москва растёт, растёт.

Так поднимем, братцы, чашу

За Москву, за гордость нашу!

Стихотворение «Город чудный, город древний». Ф. Глинка.

Город чудный, город древний

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы.

Воспитатель: Ребята, Город Москва получил свое название по реке Москве. Учёные предполагают, что название пошло от древнеславянского корня «моек» или «мозг», что означало

«мокнуть», «промозглое», то есть сырое влажное место.

Москва река вытекает из некогда топкого болота, получившего позже название «Москворецкая лужа».

(Демонстрируется слайд с изображением Кремля)

Воспитатель: Ребята, Кремль — древнее сооружение Москвы. Это несравненный архитектурный ансамбль известный во всём мире своими стенами, башнями, соборами и дворцами. Каждый век оставил здесь свой след.

(Демонстрируется слайд с изображением Кремля при Дмитрии Донском).

Воспитатель: На высоком Боровицком холме в 1158году по указанию Юрия Долгорукого была заложена небольшая, укреплённая крепость — Кремль. При Иване Калите возводятся дубовые стены, а позднее при Дмитрии Донском — белокаменные.

В 15веке при Иване Третьем Москва становится столицей Русского централизованного государства.

(Демонстрируется слайд с изображением Кремля при Иване Третьем)

Воспитатель: Кремль стал надё жным укреплением: строятся кирпичные стены, башни, оборонительные сооружения. Возводятся архитектурные памятники: Успенский, благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого.

(Демонстрируется слайд с изображением Успенского собора и Грановитой палаты).

Склони чело, России верный сын

Бессмертный Кремль стоит перед тобою:

Он в бурях возмужал. и рока властелин,

Собрав века над древнею главою,

Возвысился, могуч, неколебим, как гений славы над Москвою.

(Демонстрируется слайд с изображением Красной площади).

Воспитатель: Ребята, самое красивое место столицы — Красная площадь. «Красная» в старину значило «красивая». Она занимает 75 тысяч квадратных метров. Здесь, на Красной площади, находится много исторических памятников.

(Демонстрируется слайд с изображением Храма Василия Блаженного).

Воспитатель: По велению Ивана Грозного на площади против Спасских ворот Кремля, выстроили собор, расписанный «травами и цветами». Он был так красив, что площадь перед ним народ и назвал Красной. Собор строился в честь взятия Казани, в честь праздника Покрова — праздника защиты от внешних врагов. В одном из приделов замка жил нищий — юродивый Василий. К нему так привыкли, что Покровский собор стали называть Храмом Василия Блаженного.

Грозный царь в воспоминанье

О победе над Казанью

Двум прекрасным мастерам

Приказал построить храм.

(Демонстрируется слайд с изображением Царь-колокола, памятника Минину и Пожарскому, Царь-пушки)

Воспитатель: С древних времён колокола на Руси всегда сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.

Как тихо веет над долиной

Далёкий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной,

И в звучных листьях замер он.

Самым знаменитым колоколом в России является Царь-колокол, отлитый мастерами Иваном и Михаилом Моториными в 18 веке. Он весил более 200 тонн. Во время пожара 1737 года колокол рухнул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. С тех пор он замолчал навсегда. И теперь Царь-колокол, находящийся на территории Московского Кремля, поражает посетителей своими размерами.

Ещё один замечательный исторический памятник поставлен народом — гражданину Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, героям освободительной войны против польско-литовских захватчиков. Ещё один исторический памятник, стоящий в Кремле, — это Царь-пушка. Она была отлита в 1586 году на Московском пушечном дворе мастером Андреем Чоховым. Пушку отливали для защиты Кремля от врагов. Но так случилось, что из пушки ни разу не выстрелили. Масса Царь-пушки 40 тонн. В 1835 году тоже отменные мастера изготовили для неё узорчатый лафет и чугунные ядра по тысяче килограммов каждое: поставили на каменный постамент.

(Демонстрируется слайд с изображением Христа Спасителя).

Воспитатель: Дети, недалеко от Кремля возвели Храм Спасителя, который был построен более 100 лет назад в честь победы России над Наполеоновской армией. Он был построен по проекту архитектора К. А. Тона. В 1931 году в годы советской власти Храм был взорван и на его месте долго был Дворец Советов. Вновь Храм построен в 2000 году.

(Демонстрируется слайд с изображение Москвы в дни войны).

Воспитатель: Ребята, Москва не только древний исторический город, Москва — город-герой. 850 тысяч москвичей боролись с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Под Москвой фашисты потерпели сокрушительное поражение.

Москва!

До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах! Твоя оборона

Идёт через наши сердца!

С сентября 1941 года началось генеральное наступление немцев на Москву. К середине октября враг вплотную подошёл к столице. В немецкие бинокли отлично просматривались башни Кремля.

Воспитатель: Благодаря мужеству и героизму защитников столицы наступление немцев было остановлено. Битва за Москву проходила в два этапа. Первый этап с 30 сентября по 4 декабря 1941 года. На первом этапе Красная армия вела тяжёлые оборонительные бои. Второй этап с 5-6 декабря 1941 года по 7 января 1942 года. Здесь Красная армия перешла в контрнаступление и разгромила немцев под Москвой.

Кружила в поле злая осень,

Летела поздняя листва,

Их было только двадцать восемь,

А за спиной у них Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг…

«Так защитим Москву, родные!»,

Сказал гвардейцам политрук.

Летят бутылки и гранаты,

Последний бой всегда суров!

«Бей за Москву, за нас, ребята!», —

Последний раз кричал Клочков.

Не пропустили вражьи танки

Герои Родины своей,

В сырой земле лежат останки,

Лежат тела богатырей.

И славу им ветра разносят,

И слышит Родина слова:

Их было только двадцать восемь,

За их спиной была Москва!

(Демонстрируется слайд с изображением вечного огня у памятника Неизвестному солдату)

Воспитатель: Рядом с Кремлём в Александровском саду горит Вечный огонь у памятника Неизвестному солдату.

(Демонстрируется слайд с изображением Мемориала на Поклонной горе).

Воспитатель: Ребята, ещё один мемориал находится на Поклонной горе. Он построен в честь победы советского народа над фашизмом.

(Демонстрируется слайд с памятниками Пушкину и Горькому).

Ребё нок : Москва — центр многовековой культуры русского народа. Здесь родились и жили великие русские писатели и поэты: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Крылов, Достоевский, Горький, Маяковский.

Дети читают стихи.

Москва, Москва…

Люблю тебя как сын,

Как русский — сильно пламенно и нежно.

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный. М. Ю. Лермонтов.

За ландышевый май

В моей Москве стоглавой

Отдам я звёздных стай

Сияние и славу. А. А. Ахматова.

Я хотел бы жить и умереть в Париже,

Если б не было такой земли —

Москва. В. В. Маяковский.

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые

Не зная горести и бед. А. С. Пушкин.

Великий град на берегах Неглинной,

Святая Русь под мантией старинной.

Москва — приют радушной доброты —

Тревогой дня утомлена и ты! А. И. Полежаев.

Москва! Как я любил тебя,

Святая родина моя. А. С. Пушкин.

(Демонстрируется слайд с надписью «Песни о Москве»)

Воспитатель: О Москве написано много песен, все они хороши. Разве можно написать плохую песню о лучшем городе земли.

Звучат отрывки песен.

«Песня о Москве». Сл. С. Аграновского. Муз. И. Дунаевского.

«Подмосковные вечера».

«Хорошо на московском просторе». Сл. В. Гусева. Муз. Т. Хренникова.

«Калинка».

Творческие задания.

Воспитатель: Сейчас ребята разобьются на пары, каждая пара получит задание. Два ребёнка будут выполнять одно задание.

Первая группа детей украшает матрёшек.

Частушки матрёшек.

Мы — весёлые матрёшки

Любим петь и танцевать.

У нас розовые щёчки

Губки алые горят.

Я — матрёшка смелая,

Самая умелая.

Круглолица и румяна,

В сарафан, одетая.

Вторая группа детей наклеивает аппликацию Кремля.

Чтобы не было городу страшно,

Берегли его древние башни.

И стояла родная земля

Под могучей охраной Кремля.

Третья группа готовит макеты современных домов.

Удивительно проста

Новых зданий высота.

Этажи растут до неба

Это просто красота.

Четвёртая группа детей наклеивает аппликацию деревьев.

Много в городе домов,

Скверов, парков и садов,

Здесь любуется народ

Надеревьев хоровод.

Пятая группа детей наклеивает аппликацию цветов.

Много в городе цветов,

И в садах и в парках.

Радуют они наш глаз и дают нам радость.

Во время работы звучит песня О. Газманова «Моя Москва».

(Демонстрируется слайд с надписью «Знаешь ли ты Москву)

Воспитатель: Кто являлся основателем Москвы? В каком году она была основана?

(Юрий Долгорукий, в 1147 году).

Воспитатель: Ребята, как звали мастеров, отливших Царь-колокол? (Моторины).

Воспитатель: Дети, вспомните имя мастера отлившего Царь-пушку? (Андрей Чохов).

Воспитатель: Ребята, почему Москву назвали белокаменной?

(При строительстве стен использовали белый камень).

Воспитатель: Назовите одно из самых древних сооружений Москвы?

(Кремль).

Воспитатель: Ребята, как называется самая красивая площадь столицы? (Красная площадь)

Конкурс пословиц о Москве.

Дети вспоминают пословицы о Москве.

Москва — третий Рим.

Москва — матушка.

Москва — сердце России.

Москва всем городам мать.

Москва чужим бедам не плачет.

Москва слезам не верит.

Москва не сразу строилась.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал

Москва — кому мать, кому мачеха.

Москва — матушка, золотые маковки.

Москва — людей не боится.

Москва не город, а целый мир.

Москва — у всей Руси под горой — в неё всё катится.

Была бы догадка, а в Москве денег кадка.

В Москве все найдёшь, кроме птичьего молока, отца да матери.

Москва людна и хлебна.

(Демонстрируется слайд с изображением Москвы).

Воспитатель:

Москва… Как много в этом звуке.

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

Воспитатель: Понравилось ли вам наше занятие? Что хотелось бы вам узнать о столице ещё?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель дошкольного отделения №1

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1002 Н. Е. Хомякова

29 января 2017 года

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «У кормушки» .

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Путешествие по России» для средней группы Цель: формировать у детей элементарные географические представления, создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина.

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи «Семья» Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет). Время использования: при изучении лексической.

Конспект непосредственно — образовательной деятельности в ДОУ на тему «Мой дом — мой город» Конспект НОД в средней группе Тема: «Мой город - Тавда». Цель: Закрепить у детей знания о понятиях «дом», «город». Задачи: • Обучающие.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие в город Математических Загадок» Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие по городу Математических Загадок. В этот город могут попасть не все, а только тот кто знает.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие в осенний лес»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие в осенний лес» Программные задачи: Расширение и обогащение знаний детей о временах года. Развитие речи детей как средства общения. Поощрение попыток детей.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Считаем до трех» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Считаем до трех.» Программные задачи: Учить детей понимать значение.

Конспект организационно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: Богатыри Конспект организационно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Богатыри земли русской».

Конспект организованной образовательной совместной деятельности по познавательному развитию Программное содержание: Познавательное развитие: 1. Закреплять и углублять представления о растительности леса, диких животных, птицах.

Конспект открытой образовательной деятельности в логопедической группе на тему «Краснодар — любимый город» Конспект открытой образовательной деятельности в логопедической группе на тему «Краснодар – любимый город» Коррекционно – образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: Москва — главный город России!
Опубликовано: 30 января 2017 в 21:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД