Получи документы

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Осень золотая»

Ольга Артемова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Осень золотая»

Тема: «Осень золотая»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Осень золотая“» размещена в разделах

4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда :

• Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.

• Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".

• Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

• Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 21 детям группы «Звёздочки».

Обратный адрес : Заячья поляна.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам. Подскажите, когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью :

• Когда идет дождь - дождливая.

• Когда дует ветер - ветреная

• Холодно - холодная

• Пасмурно - пасмурная

• Сыро - сырая

• Хмуро - хмурая

• Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

1. Коли ясно, то и осень прекрасна.

2. Осень идет, и дождь за собой ведет.

3. Красна весна цветами, а осень пирогами.

4. От осени к лету, поворота нету.

5. Лето со снопами, осень с пирогами.

6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

1. Осенью паутина на ясную погоду.

2. Гром в сентябре - теплая осень.

3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Конспект

Образовательной деятельности по познавательному развитию со здоровьесберегающими технологиями в старшей группе.

Тема: «Органы чувств».

Воспитателя: Чайка Анастасии Сергеевны воспитателя МБДОУ ДС ОВ №21 МО Северский район.

Дата проведения:

ЦЕЛЬ: Способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи:

-Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойствам – памятью. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.

-Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развитию уверенности в себе.

-Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

-Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приё мы:

-Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация).

-Словесные (художественное слово, беседа, вопросном – ответный).

-Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент).

-Практические (упражнения, опыты, экспериментирование.)

Педагогические технологии: проектирование, исследовательские, игровые.

Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения: Демонстрационный материал (картинки с изображением мозга, носа, уха, глаза, рук, рта, ИКТ, баночки с продуктами.

Предварительная работа:

-Чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра». Чтение книг Г. Остера «Вредные советы».

-Д / И. «Угадай, кто позвал», «Определи на вкус», «Твёрдый- мягкий».

-Разучивание стихотворения об уходе за органами слуха.

-Отгадывание загадок на заданную тему.

Ход.

Дети входят в зал, их встречает воспитатель, одетый в белый халат.

- Добрый день, ребята! Сегодня я превратилась из воспитателя в доктора, что бы мы с вами отправились в путешествие по органам чувств нашего организма.

Вы согласны отправиться со мной? (ответы детей)

Тогда приготовились и в путь. (звучит музыка)

Воспит. Хочу спросить у вас, дети, кто такой командир? Какого человека можно так назвать? А знаете ли вы, что в каждом из нас живёт такой «командир»?.

- Кто из вас знает, как его зовут? Это головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (дети показывают где у них находится мозг).

- Правильно, мозг надёжно спрятан в черепной коробке. Человеческий мозг сложен по строению, но самая главная часть – это кора мозга. На что она похожа? Что напоминает? (показывает детям половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить её с картинкой головного мозга. На проектор выводится слайд № 1 (мозг).

- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины разные.

- А знаете, какой удивительный секрет у нашего головного мозга? Хотите я вам его открою? У нашего «командира» - мозга, есть память. Он может запомнить на долгие-долгие годы множество звуков, картин, запахов и никогда не забывать.

А какие органы нашего организма помогают нам распознать запах, цвет, звук?

- Правильно, это глаза, уши, нос, руки, язык. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Кто что вкусное принёс –

Всё учует детский (нос).

Слайд № 2 (нос).

Нос- это орган чувств. Свойства человеческого носа ощущать запахи и называется это обонянием. А зачем человеку обоняние? (с его помощью мы распознаём запахи).

Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках.

игра «Узнай по запаху». (апельсин, лук, шоколад)

Молодцы, запахи бывают разные: сильные, слабые, приятные и резкие.

А может ли запах предупредить человека об опасности? ( может: испорченные продукты, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.)

Что бы нос различал запахи необходимо делать упражнение:

Глубоко вдохнём мы воздух

Ртом мы выдохнем его

Раз – вдох, два - выдох,

Крылья носа мы погладим

Сверху, снизу разотрём

И ещё разок вдохнём.

А как ещё можно определить, что за продукт, не видя его? (на вкус).

Всегда во рту

А не проглотишь (язык). Слайд № 3 (язык).

Следующий орган чувств – это язык. С помощью языка мы различаем вкус пищи. Поверхность языка имеет участки, которые воспринимают определённый вкус (сладкий, горький, солёный).

Скажите, а что нельзя пробовать на вкус? (лекарства, незнакомые ягоды, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).

Ну а мы с вами поиграем в игру «Угадай на вкус» (дети пробуют продукты на вкус и определяют сто это.)

А теперь потренируем наш язычок.

Ротик шире открывай

Язычок вперёд давай

Влево - вправо, тик и так

Время точно на часах.

Шире рот мы открываем

Язык вправо направляем

Ещё шире открываем

Язык влево направляем

Влево - вправо, влево – вправо

Язычок и так и сяк

Это часики висят.

Отгадайте ещё одну загадку.

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (глаза).

Глаза, это один из ценнейших органов чувств человека, и эта способность называется зрением. Зачем человеку глаза? (что бы видеть красоту окружающего мира) правильно, через глаза мы получаем информацию об окружающем мире. Но что бы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила об охране зрения?

1 нельзя тереть глаза грязными руками.

2 Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть на компьютере.

3 нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4 нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5 нужно тренировать глаза, делать упражнения.

Давайте мы сейчас с вами немного потренируем наши глазки.

Гимнастика для глаз «Белка».

Белка дятла поджидала (резко перемещаем глаза вправо- влево)

Гостя вкусно угощала:

- ну-ка, дятел, посмотри (перемещение взгляда вверх- вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)

И пошёл играть в горелки (закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

А сейчас слушайте внимательно загадку

Саша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Саше (ушки)

Слайд № 4 (уши)

Слух для человека – это большая ценность. Что бы было, если бы мы не могли слышать? Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, шелест деревьев). Чтобы уши не болели, а слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? (не ковырять в ушах, защищать их от сильного ветра, не слушать громкую музыку)

А ещё Матвей знает стихотворение.

Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор гневно:

-Еже, еже. Ежедневно!

(Э. Машковская).

А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра» Узнай по голосу».

Все встают в круг, водящий ребёнок в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Ты стоишь в кругу,

Мы зовё м тебя: «Ау!».

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

А теперь мы сделаем с вами зарядку для ушей.

Мы ладошки разотрём

Смело ушки мы потрём

Сверху вниз мы их пощиплем

Пальчиками разомнём

Снизу вверх опять пройдём.

Вот мы вами уже узнали, что у нас есть какие органы чувств? (нос, уши, глаза)

Осталась вам разгадать ещё одну загадку.

Твои помощники, взгляни,

Десяток дружных братьев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (пальцы).

Слайд № 5 (пальцы).

Этот орган чувств называется осязание- это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

(Проводится игра «Волшебный мешочек»).

Кожа защищает наш организм, поэтому её надо беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (царапины, ушибы, ожоги, обморожение).

Что полезно? (вода, мыло, мочалка, крем).

Чтобы наши руки не уставали, а пальцы не теряли чувствительность, сделаем зарядку для пальцев.

На моей руке 5 пальцев,

5 хватальцев, 5 держальцев.

Чтобы строить, чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

1, 2, 3 ,4, 5.

Молодцы ребята, вы попутешествовали по всем органам чувств, а теперь я вас хочу проверить, как вы всё запомнили. У вас на столе лежат карточки с изображение органов чувств. Обведите кружком орган слуха - овалом, квадратом- осязание,прямоугольником- обоняние, треугольником- вкус.

Подведение итогов:

- ребята вам понравилось?

- а что больше всего запомнилось?

-а что понравилось больше всего делать?

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Осень золотая, время урожая» (старшая группа)Конспект интегрированной образовательной деятельности «Осень золотая, время урожая» (старшая группа) Конспект интегрированной образовательной деятельности «Осень пора золотая, осень пора урожая» (старшая группа) Легошина Мария Александровна.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Программное содержание - Дать первоначальное.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Маша варежку надела» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группыКонспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Первоцветы.

НОД по познавательному развитию детей в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Золотая осень»НОД по познавательному развитию детей в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Золотая осень» ЦЕЛЬ :углубить и конкретизировать представление о временах года; формировать осознанно-правильное отношение к явлениям природы. Задачи.

Конспект регламентировано образовательной деятельности по познавательному развитию «Найди пару» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Осень золотая»
Опубликовано: 24 января 2021 в 21:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД