МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Осеннее путешествие муравьишки» для детей средней группы

Надежда Бугакова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Осеннее путешествие муравьишки» для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы

Цель: создание условий для овладения связным рассказыванием.

Обучающие задачи:

Формировать у детей умения связно рассказывать об осени с использованием наглядных пособий.

Расширять словарный запас за счет слов- признаков осени, используя мнемотехническую таблицу.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.

Закрепить знания детей об осенних приметах.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи „Осеннее путешествие муравьишки“ для детей средней группы» размещена в разделах

Развивающие задачи :

Продолжать развивать психические процессы: память, мышление, внимание.

Формировать умение соотносить знаковые символы с образом.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброе отношение к природе.

Возраст детей : 4-5 лет

Образовательная область : Речевое развитие (познание, физическое развитие)

Тип занятия: интегрированное занятие.

Методы и приемы: игровая ситуация с использованием художественного слова; приемы Триз; использование мнемотаблицы; беседа по вопросам;

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми.

Предварительная работа:

Экскурсия и наблюдения в природе.

Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Осень».

Пение песен про осень.

Дидактические игры «Когда это бывает?»

Рисование: «Дорисуй предмет», игра «На что похоже?».

Чтение стихов и рассказов об осени

Художественно – продуктивная деятельность на тему «Падают листья»

Рассматривание картины В. Левитана «Золотая осень»

Рассматривание детских журналов

Беседы из личного опыта детей

Оборудование и материалы:

демонстрационный материал: мнемотаблица «Осень»; презентация; сказочный сундучок; лист бумаги размером А3; маркер; картина В. Левитана «Золотая осень» ;магнитофонная запись (П. И. Чайковский «Октябрь», шум дождя) ; фланелеграф; силуэт дерева для фланелеграфа; листья на липучках.

раздаточный материал: Цветные карандаши, лист бумаги на каждого ребёнка, краски, разноцветные листья по количеству детей.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Тише, детки, не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса.

Сказка спряталась пока!

Не грустите, улыбнитесь,

Сказка дарит нам сюрприз.

(Показываем сундучок.)

Сказка спряталась именно здесь. (воспитатель достает лист бумаги и маркер)

А теперь садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку: жил- был (рисуем на доске маленький круг) кто это?

нет… (дорисовываем с двух сторон круга шесть палочек) теперь догадались?

Снова не отгадали… (дорисовываем головку, получается муравей). Кто это?

Дети: Муравей

Воспитатель: Да, жил- был муравьишка. Он был такой маленький, что вокруг себя ничего не видел. И вот однажды наш муравьишка отправился путешествовать. Долго он шёл и вдруг увидел (рисуем вертикальную палочку). Что это было? (если дети не догадываются, дорисовываем вокруг палочек крону березы). Правильно, береза.

Маленький муравьишка взобрался на дерево и уселся на желтеньком листочке.

Вдруг на него упала какая-то огромная капля (слышится шум дождя). Как вы думаете, что это было?

Дети: дождь.

Воспитатель: Правильно, холодный дождь. «Бр-р-р,- сказал муравей- отчего стало так холодно и идет постоянно дождь?»

Ветерок поднимает дорожки

И кружит золотую листву

Что случилась в природе ребята?

Подскажите мне я не пойму.

Ребята, подскажите муравью, когда бывает такая погода?

Дети: осенью.

Воспитатель: Скучная картина,

Тучи без конца.

Дождик так и льется

Лужи у крыльца.

«А что такое осень? - удивился маленький муравьишка- и взобрался еще выше на самую вершину, чтобы найти эту неведомую ему осень». (показ картины «Осень»). Посмотрел он наверх и увидел, что? (рисуем круг)

Дети: солнышко.

Воспитатель: Какое солнышко осенью? Что оно делает?

Дети: Не очень теплое. Оно светит, но не греет. Часто прячется за тучами.

Воспитатель: А что еще он там увидел? (показ схематичного изображения дождя и тучи)

Дети: Небо серое, тучи и идет дождь.

Воспитатель: Приготовьте пальчики.

Дождик капнул на ладошку,

На цветочек, на дорожку.

Дождик льется. Ой-ой-ой.

Убежали мы домой.

Воспитатель: Какой дождик?

Дети: Холодный, осенний, надоедливый.

Воспитатель: посмотрел муравей вниз, а там. что? (рисуем лужу)

Дети: На дорогах лужи.

Воспитатель: Откуда они появились?

Дети: от дождя

Воспитатель: Все лужи разной формы. Что они вам напоминают?

Воспитатель: Молодцы! А что же там еще муравьишка заметил?

Дети: Листья пожелтели и опадают с деревьев.

Воспитатель:Да, много у Осени работы! Все листики надо позолотить, ничего не пропустить. (показ схематичного изображения листьев, падающих с деревьев)

На опушке Осень краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Давайте и мы с вами попробуем нарядить деревья в красивый наряд. В какой цвет наряжает осень деревья?

Дети: в желтый, оранжевый, красный

(Дети подходят к фланелеграфу и выкладывают на ветках дерева разноцветные листья)

Воспитатель: Муравей смотрел как зачарованный и тихонько напевал песенку. Но тут мимо него пронеслись стаи птиц. (схема- летят птицы) Вы куда?

Дети: птицы улетают на юг.

Воспитатель: Да, это перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц?

Какие птицы улетают первыми и почему?

Дети: Им становится холодно, насекомые пропадают, им кушать нечего. Ласточки, чижи, стрижи, жаворонки.

-Воспитатель: А какие птицы улетают последними? (Ответы детей)

Да, последними улетают водоплавающие птицы. (Вода еще не замёрзла и им хватает корма)

Попрощаемся с птицами и скажем им «спасибо» за красивые и радостные песни, за то, что защищают деревья от вредителей.

Воспитатель: А что делают звери?- спросил муравей- Тоже убегают на юг? Ребята, подскажите муравью, что делают осенью звери? (схема- звери в норке)

Дети: Звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Как они готовятся к зиме?

Дети: Заготавливают корм, меняют шубки, ложатся в спячку.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами еще раз вспомним приметы Осени.

( Дети встают и отвечают на вопросы воспитателя: нет- головой отрицаем, да- маршируем)

Осенью цветут цветы? Дети: Нет

Осенью растут грибы? Да

Тучки солнце закрывают? Да

Колючий ветер прилетает? Да

Туманы осенью плывут? Да

Ну а птицы гнезда вьют? Нет

А букашки прилетают? Нет

Звери норки закрывают? Да

Урожай все собирают? Да

Птичьи стаи улетают? Да

Часто – часто льют дожди? Да

Достаем ли сапоги? Да

Солнце светит очень жарко? Нет

Можно детям загорать? Нет

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? Да

Давайте поиграем с осенними приметами. На подходящее слово хлопните в ладоши, на неподходящее- топните ногой.

Осень (какая)- теплая, солнечная, дождливая, грустная, морозная, мокрая, разноцветная, зеленая, сырая, золотая.

Дождь (какой)- холодный, теплый, долгожданный, надоедливый.

Листья (какие)- золотые, опадающие, зеленые, багряные, распускающиеся, летящие.

Воспитатель: Ребята, какими словами можно начать рассказ про осень?

Дети: Наступила осень, пришла осень.

Воспитатель: А какими словами можно закончить рассказ?

Дети: Я люблю осень, потому что.

Воспитатель: А сейчас давайте расскажем нашему муравью все, что мы знаем про осень. В этом нам поможет вот эта помощница- таблица.

Рассказывание по мнемотаблице «Осень»

Осень.

Наступила осень. Солнышко светит мало, часто идет дождь. На дорогах лужи. Все деревья надели разноцветный наряд. Подул сильный ветер и сорвал с ветки листочки. И они полетели. Стало холодно, и птицы полетели на юг. А животные готовятся к зиме.

Воспитатель: Ребята, что плохого в том, что наступила осень?

А что хорошего в том, что наступила осень?

Воспитатель: Сидел муравьишка на листочке, сидел и не заметил, как кончился дождь, но тут ветер мимо пролетал, подул на красивые деревья, листики оторвались от веточек и упали на землю красивым осенним дождем. Покажите куда упадут листья? Как называется это явление природы?

Дети : Листопад

(Дети берут в руки листья и встают в круг)

Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и

С веточек листы сдувает. качают из стороны в сторону.

Листья по ветру кружатся Ребята разбегаются в разные

И под ноги нам ложатся стороны, кружатся и приседают.

Подхватил ветер и лист вместе с муравьишкой и понёс его далеко- далеко.

Чем стал теперь листик для муравья?

Летит муравей на листике и смотрит на землю сверху и кажется она ему такой необычной.

Продуктивная деятельность :

А сейчас я предлагаю вам, ребята, нарисовать, что мог увидеть муравей сверху, когда летел на листочке.

Опустился муравьишка на землю и забежал в муравейник. И вовремя. Муравьи уже закрывали все ходы и выходы. Прятались от холода и зимы, которая приближалась быстрыми шагами.

Занятие плавно переходит в игровую деятельность

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы «Путешествие по сказкам» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми 2 младшей группы на тему: «Путешествие по сказкам» воспитатель.

Конспект итогового занятия по эмоциональному развитию детей «Путешествие муравьишки» Конспект итогового занятия по эмоциональному развитию детей на тему: «Путешествие муравьишки» Цели: *повторить пройденное и закрепить.

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей младшей группы «Веснянка» (интеграция образовательных областей «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Путешествие по сказкам» Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественное – эстетическое развитие». Виды деятельности:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш» Цель: - Формирование.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы «Путешествие» Цель: Формирование речевой активности через валеологическую культуру подрастающего поколения и совершенствование устной речи дошкольников.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы «Зима» Цель. Формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал. Программное содержание: Образовательные задачи: - закрепить представления.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Морские обитатели» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию речи. "Морские обитатели". Подготовительная группа. Задачи: Расширять представления по.

Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие муравьишки»Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие муравьишки» Цель: Формировать знания о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к ней. Задачи: 1. Систематизировать.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей средней группы по развитию речи и аппликации «Ежик» Технологическая карта Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей средней группы по развитию речи / аппликации Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Осеннее путешествие муравьишки» для детей средней группы
Опубликовано: 20 июня 2018 в 09:50
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД