Получи документы

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Галина Незнанова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Цель: формирование познавательной активности и учебной мотивации, учитывая психофизические особенности, индивидуальные возможности и субъективный опыт дошкольников.

Коррекционно-образовательные задачи :

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- обобщение, углубление, закрепление и систематизация знаний детей об игрушках;

- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

- расширение и обогащение активного словаря.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи :

- развитие интонационной выразительности речи путём формирования просодических компонентов речи;

- развитие психических процессов путём использования приёмов сенсомоторики, ритмопластики;

- развитие общих речевых навыков

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоционального состояния других людей, персонажей;

- воспитание коммуникативных навыков, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга;

- воспитание бережного отношение к игрушкам.

Ход образовательной деятельности:

Введение в образовательную ситуацию (организация детей).

Дети играют. Раздаётся звонок телефона. Воспитатель берёт трубку, слушает. Подходя поближе к детям и жестом приглашает их послушать разговор.

-Здравствуй, Смурфик! Ты хочешь прийти к нам в гости? Приходи, мы тебя ждём! У тебя проблемы? Мы постараемся тебе помочь, да, дети? –Ответ детей. – Ты уже зашёл к нам в группу? Мы тебя встречаем.

Воспитатель вместе с детьми выходит в раздевалку, там сидит на стуле Смурфик с пакетом. Все вместе заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на грустный вид Смурфика и спрашивает, что у него случилось.

Создание проблемной ситуации. Постановка цели, мотивирование деятельности. Проигрывание психологической ситуации и предложение помощи.

Смурфик: «Я играл со своими игрушками, но они почему-то очень быстро сломались… и теперь мне не во что играть…

Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие игрушки принёс Смурфик и определить, что же с ними случилось.

Дидактическая игра «Чего нет?»

Цель игры - формирование навыка образования существительных в родительном падеже.

Ход игры - дети берут по одной игрушке из пакета Смурфика и, рассмотрев игрушку, описывают одним предложением отсутствие деталей (по образцу воспитателя).

- У машины нет колеса.

- У куклы нет руки.

- У пирамидки нет колечка.

- У самолёта нет крыла.

- У лошадки нет уха.

Воспитатель спрашивает у детей, как они могут помочь Смурфику.

Используется принцип нравственного обогащения (воспитательное значение деятельности, т. к. оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность).

Предположительные ответы детей: «Починить игрушки, пришить кукле руку, приклеить крыло самолёту, найти кольца для пирамидки и т. д.» .

Воспитатель говорит, что можно и так помочь, но он не научится любить и беречь игрушки, если ему просто каждый раз чинить их и опять может их сломать. Что же можно ещё сделать?

(Необходимо подвести детей к пониманию того, что Смурфика нужно научить бережно относиться к игрушкам, уважать труд тех, кто эти игрушки сделал, используя принцип сотрудничества, задавая детям открытые и альтернативные вопросы:

- А какие игрушки вам нравятся?

- Как научить Смурфика беречь игрушки?

- Как вы сами бережёте свои игрушки? (складываем их на место, не бросаем их на пол, не наступаем на них и т. д.).

Воспитатель приглашает Смурфика в путешествие по стране игрушек.

Упражнение на согласование речи с движением «Паровоз», Э. Мошковская.

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух!

Паровоз пыхтит, -тороплюсь, - гудит!

Дети вместе со Смурфиком «едут» в группу.

Использование принципа апперцепции (опора на предыдущий опыт детей, его сложившиеся интересы).

Пальчиковая гимнастика «Магазин игрушек», Н. М. Быкова.

Цель - развитие мелкой моторики кистей рук и пальцев, закрепление названий игрушек, закрепление правильного употребления имён существительных в форме множественного числа в именительном падеже.

Как игрушек в магазине видел много я, друзья!

Перечислю то, что видел, то, что смог запомнить я:

Куклы, кубики, шары, пирамидки и мячи,

Мишки, роботы, ракеты, самолёты, корабли.

(дети загибают пальцы каждой руки по очереди, чётко проговаривая слова.

Воспитатель предлагает перечислить, что продаётся в магазине.

Закрепление умения образовывать имена существительные во множественном числе родительного падежа.

На вопрос «Что продаётся у нас в магазине?» дети перечисляют –

Мячи, куклы, машины, пирамидки.

Дидактическое упражнение «Я купил в магазине…»

Цель - закрепление умения детей образовывать имена существительные множественного числа в родительном падеже.

Смурфик: «Я купил одну машину».

Дети «покупают» много – машин, кукол, пирамидок, самолётов, мячей и т. д.

Проектирование решения проблемной ситуации. Погружение детей в деятельность :

- вопросы поискового характера;

- ситуация выбора

- ситуация затруднения (учим детей рассуждать).

Воспитатель предлагает детям рассказать Смурфику, из чего делают игрушки.

Дидактическая игра «Из чего – какой?»

Цель игры - обогащение словаря прилагательных, формирование умения детей образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры - дети подходят к столу с разнообразными игрушками, берут по очереди по одной игрушке и составляют предложение по образцу :

- медведь – меховой, потому что он сделан из меха;

- кораблик – бумажный, потому что он сделан из бумаги;

- робот – пластмассовый, потому что он сделан из пластмассы;

- матрёшка – деревянная, потому что она сделана из дерева;

- лошадка – глиняная, потому что она сделана из глины;

- мяч – резиновый, потому что он сделан из резины;

- куколка фарфоровая, потому что она сделана из фарфора;

- колокольчик – металлический, потому что он сделан из металла.

Вопросы: «Дети, а какие игрушки нельзя давать маленьким детям? Почему? А почему нельзя делать игрушки для детей из стекла?»

Дети отвечают, при затруднении вместе с воспитателем ищут верные ответы, объясняя ситуацию.

Игра малой подвижности «Мяч поймай – на вопрос отвечай»

Цель игры – упражнять детей в умении образования относительных прилагательных, запоминание новых слов, введение в активную речь новых прилагательных.

Ход игры - дети становятся в круг, воспитатель (или ребёнок старшего возраста) бросает мяч, дети продолжают предложения:

- медведь из меха – меховой, (по аналогии с игрой «Из чего – какой?»

Аурикогимнастика (самомассаж ушных раковин)

Цель - мобилизация энергетических сил организма, пробуждение к работе внутренних резервов, активизация деятельности клеток головного мозга.

- растереть ладони друг о друга до ощущения тепла;

-«Лепим ушки» - массаж ушных раковин одновременно большими и указательными пальцами от мочек вверх.

«День рождения» - потягивать ушки кверху, 7-8 раз.

«Чебурашка» - растягиваем ушки в стороны, 7-8 раз.

«Ушки спрятались» - оба уха охватываются плотно ладошками, плотно прижать ладошки, сделать несколько круговых движений.

Ритмопластика «Слова на ладошках»

Слова Н Пикулевой, музыка Е. Попляновой.

Первый этап – работа на невербальном материале.

Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Дети хлопают ритмический рисунок по схеме: --- - - --- ---

Второй этап – работа на вербальном материале.

Цель данного этапа – формирование умения слушать речь взрослого, обучение неосознанному членению слов на слоги, по слоговому проговариванию слов.

Способствовать развитию просодических компонентов речи – интонации, темпа, ударения, речевого дыхания, ритма речи, используя приёмы фонопедической гимнастики по методу В. В. Емельянова.

Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произнесении гласных звуков А и У.

Ход - Я найду слова везде: и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке!

Дети поют фразы по образцу, прохлопывая ритм ладошками:

Миш-ка, Миш-ка, Мишень-ка, Мишень-ка!

Ку-колка Ма-ша, де-вочка на-ша!

Выполнение действий, подведение детей к новому знанию.

Смурфик увидел много игрушек и захотел их забрать себе: «Это – мои игрушки!» Называя игрушки, он путает мужской и женский род, что вызывает смех детей : «Это моя мяч! Это мой пирамидка!» и т. п.

Воспитатель предлагает детям научить Смурфика правильно называть игрушки и показать ему, как можно делиться игрушками и не жадничать.

Воспитатель спрашивает у детей, хотят ли они иметь не жадного друга? Как можно научить Смурфика не жадничать?

Дидактическая игра «Я – не жадина»

Цель игры - дать детям знания о мужском и женском роде имён существительных, воспитывать нравственные качества – желание поделиться игрушкой.

Ход игры - дети по очереди берут любую игрушку и дают её кому-нибудь из детей или Смурфику со словами:

Это – твой Мишка.

Это – твоя матрёшка.

Это – твой мяч.

Это – твоя машина и т. д. Каждый ребёнок производит действие с игрушками, после чего воспитатель спрашивает у детей, приятно ли им было поделиться с другом игрушкой? Понравилось ли им то, что Смурфик научился не жадничать?

Дидактическое упражнение «Он – она»

Цель - закрепить в речи детей употребление мужского и женского рода имён существительных.

Ход - на магнитной доске – много картинок-изображений игрушек.

Задание: назвать правильно род игрушки и перенести картинку с изображением игрушки мужского рода на левую сторону доски, а картинку с изображением игрушки женского рода на правую сторону доски.

Дети по очереди подходят и, назвав правильно род игрушки, переносят картинку. Первым задание выполняет Смурфик.

Это – машина, она моя.

Это – самолёт, он мой, и т. д. Воспитатель при неправильном произнесении поправляет детей.

Смурфик говорит детям, что он теперь знает много об игрушках и как с ними играть, чтобы они не ломались. Дети рассматривают серию картин, рассказывая о способах игр с каждой игрушкой, Смурфик начинает первым, а дети – продолжают по образцу. Решаются несколько задач – активизируется глагольный словарь, закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных, подбор эпитетов.

Воспитатель предлагает проверить ещё раз знания Смурфика и детей, предложив им поиграть в игру «Скажи наоборот».

Цель игры – обогатить словарь детей словами-антонимами.

Ход игры – Смурфик берё т игрушку и говорит: «Кошечка белая», ребёнок ищет игрушку о которой он может сказать «чёрная».

- Кошечка белая, а собачка – чёрная.

- Самолёт большой, а погремушка – маленькая.

- Матрёшка новая, а кукла – старая.

- Медвежонок мягкий, а кубик – твёрдый.

- Машина тяжёлая, а шарик – лёгкий.

Смурфик увидел макет комнаты, в которой нет игрушек и спросил у детей, смогут ли они ему помочь правильно расставить игрушки.

Принцип активности детей в образовательном процессе – дидактическая игра «Расставим игрушки по местам».

Цель игры – правильное употребление предлогов.

Ход игры – один ребёнок ставит игрушку, а другой – называет, куда поставлена игрушка.

- Корабль – на полке.

- Неваляшка – на столе.

- Грузовик – под столом.

- Юла – на полке.

- Мишка – на стуле.

- Мяч – под столом.

- Пирамидка – под стулом.

- Шар – на шкафу.

- Автомобиль – в шкафу.

Сенсомоторика (развитие координации движений и графических навыков, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия).

Первый этап – «рисование» в воздухе обеими руками одновременно, синхронно, различных фигур – двух круглых мячей, двух овальных шаров и т. д.

Второй этап –рисование обеими руками одновременно на листе бумаги двух кругов.

Третий этап – штриховка нарисованных фигур, вертикальная и горизонтальная.

Воспитатель предлагает детям проверить, как Смурфик запомнил правила обращения с игрушками и сможет ли он наощупь узнать, какая игрушка лежит в коробке?

Дидактическая игра «Фокусники»

Цель игры – развитие связной речи, составление описательных рассказов из трёх предложений.

Ход игры – один ребёнок садится перед коробкой с двумя отверстиями по бокам, внутри лежат мелкие игрушки. Необходимо двумя руками взять одну игрушку и, не называя её, описывать так, чтобы дети могли по описанию узнать, о чём говорится.

Первым садится Смурфик, по образцу его рассказа дети составляют по очереди свои рассказы.

Подведение итогов, анализ деятельности. Рефлексия. Осмысление.

Самоанализ деятельности и её результатов.

Вопросы воспитателя детям:

- Что мы делали сегодня?

- Довольны ли вы результатом вашей встречи со Смурфиком?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Чему вы научили Смурфика?

- Как вы думаете, он будет вам благодарен?

- Научился ли он бережно относиться к игрушкам?

- Кому вы расскажете о своих успехах?

- Что чувствует наш гость?

Воспитатель предлагает детям спеть валеологическую песенку:

Хорошо, хорошо солнышко смеётся,

А под солнышком всем весело живётся!

Дети складывают ладошки с растопыренными пальчиками, шевелят ними, как солнышко лучами (развитие умения сочетать движения с речью). Воспитатель спрашивает у детей, какое у них настроение после встречи со Смурфиком? Предлагает взять им листочки с лицами и нарисовать настроение.

«Хотим мы быть весёлыми, красивыми, здоровыми!»

Дети садятся за столы и рисуют своё настроение.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Два веселых гуся» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в 1 младшей группе № 2 "Два веселых гуся"Используемые.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Тема: «Благодатная земля нашей Родины, которая так щедра на таланты». Цель: Обобщить представление детей о малой Родине, о творчестве донских.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «И знает каждый с малых лет, подарка лучше книги нет». Занятие в рамках проекта «Книги и библиотеки» Программное содержание: • Продолжать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Осень» Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: Осень Направление: речевое Задачи: грамматически правильно строить речь; развивать.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Притяжательные прилагательные» Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: Притяжательные прилагательные. Цели: Коррекционно-образовательные: совершенствование.

«В гости к сказке». Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во II младшей группе Тема: «В гости к сказке» Цель — моделирование сказки «Колобок» с использованием геометрических фигур. Задачи: 1. Учить детей эмоционально.

Конспект организации образовательной деятельности по речевому развитию Этапы непосредственно-образовательной деятельности Содержание этапов 1. Целеполагание. - Форма ОД: НОД-взаимообучения -Образовательная область:.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц на тему: «Посылка.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 5–7 лет «Сад — огород» Тема: «Сад - огород» 1. Коррекционно – образовательные: – уточнить словарный запас по теме «Сад-огород» ; – закрепить умения выделять первый.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Медовое приключение» Возрастная группа: старшая Тема: «Медовое приключение». Программное содержание Образовательные задачи: Уточнить представления о меде, познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 19:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД