Татьяна Куприкова
Конспект образовательной деятельности с экологическим содержанием в средней группе «Комнатные растения»
Конспект образовательной деятельности с экологическим содержанием в средней группе : «Комнатные растения».
Образовательная область : познавательное развитие.
Вид деятельности : трудовая.
Возрастная группа : средняя.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с экологическим содержанием в средней группе „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Тема: «Комнатные растения»
Место проведения: музыкальный зал.
Цель: расширить знания детей о комнатных растениях.
Задачи:
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к растениям. Воспитывать аккуратность при работе с растениями, самостоятельно выбирая предметы для определённого трудового действия.
Развивающие задачи:
расширить представление детей о строении растений, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека.
Образовательные задачи :
закрепить знания и умения детей различать комнатные растения по внешнему виду и описанию.
Материалы и оборудование: мультимедийные средства обучения; Конверт с письмом, комнатные растения, картинки комнатных растений, карточки о потребностях растений, предметы ухода за растениями, конверт с частями растения.
Конверт заготовки для аппликации, клей.
Предварительная работа: Уход за комнатными растениями в уголке природы;
рассматривание папки «Комнатные растения»; беседа «Мир комнатных растений» рассматривание иллюстраций с изображением комнатных растений, загадывание загадок о растениях, беседы с детьми об условиях необходимых для роста растений (почва, влага, тепло, свет).
Словарная работа: корень, стебель, листья, цветок.
Интеграция образовательных областей :
Речевое: активизация словаря, ответы детей на вопросы, отгадывание загадок.
Физическое: физминутка «На лугу растут цветы».
Познавательное: знакомство с Родиной комнатных цветов, уход за цветами.
Художественно - эстетическое: оформление конверта применяя знакомые приёмы аппликации.
Социально – коммуникативное: развитие чувства коллективизма, путем непосредственной совместной деятельности, трудовая деятельность.
Ход НОД.
1. Мотивационный момент.
В результате игровой деятельности дети находят конверт с письмом и просят воспитателя его прочесть.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Дядя Федор. В нашем доме в деревне я решил устроить у себя «Зимний сад», купил комнатные цветы, некоторые подарили друзья, но никто не рассказал, как за ними ухаживать. Я проходил мимо детского сада и увидел в окне много красивых комнатных цветов. Вот и решил обратиться к вам за помощью, подскажите ребята»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем помочь Дяде Фёдору?
Ответы детей.
На экране мультимедийной доски появляется изображение героев мультфильма «Трое из Простоквашино».
Слайд №2
Дети узнают мультфильм и называют его.
Воспитатель: Отлично, что вы знаете этот мультфильм, тогда отгадайте про какого героя эта загадка?
Воспитатель:
Любит, есть он бутерброд
Не как все – наоборот
Он в тельняшке как моряк
Звать скажите его как?
Слайд №3
Смотрите, он что-то принес, а что принес Матроскин?
Отгадайте загадку и узнаете
Воздух отчищают, создают уют,
На окнах зеленеют
И зимой цветут
Слайд №3
По щелчку появляется изображение корзинки с комнатными растениями
Ответы детей (цветы, корзинку с комнатными цветами)
Воспитатель: Матроскин очень хочет с вами поиграть.
2. Дидактическая игра:
«Назови правильно комнатный цветок».
Ход игры:
На мультимедийной доске появляется изображения цветка, дети берут карточку с изображением цветка, называют его, и кладут карточку на стол.
Слайды№4-7
Воспитатель: Ребята, а какие вы ещё знаете цветы?
Ответы детей:
Воспитатель: Подскажите мне ребята, прежде чем цветы попали к нам в детский сад, домой, где они росли?
Ответы детей (в цветочном магазине, в природе)
Слай№8,9
Воспитатель: Ребята что бы еще больше узнать о наших комнатных друзьях, предлагаю вам, отправится в путешествие на их Родину, согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы попали?
Слай№10
Ответы детей (мультимидийной доске появляется изображение пустыни.)
Воспитатель: Какой климат (погода) в пустыне?
Ответы детей (Сильная жара, засуха, ветры знойные, мало дождей, поэтому недостаточно влаги и бедная растительность).
Воспитатель: Посмотрите, какое чудо – среди такой жары зеленый великан стоит. Что это?
Ответы детей (кактус.) Рассматривают и рассказывают Матроскину, как за ним нужно ухаживать, что ему необходимо для роста и развития (свет, тепло, мало воды).
Дети прощаются с кактусом и отправляются дальше.
Слай№11
Воспитатель. Южная Америка – Родина бегоний. Круглый год тепло: зимой не очень холодно, а летом не очень жарко, достаточно влаги, потому что часто выпадают дожди.
Дети рассматривают цветущие бегонии (разных видов – королевская, крапчатая и др.). Вместе с Матроскиным определяют, что им нужно для роста и развития. Отправляются дальше и попадают в тропики.
Слай№12
Рассматривают картину: обильная растительность, много деревьев, животных, и среди всей этой красоты дети узнают герань. Определяют, что необходимо герани для роста и развития: влага, любит находиться в тени других растений.
Дети с Матроскиным возвращаются в группу, он благодарит детей за интересное путешествие.
Воспитатель: к нам спешит следующий гость.
И ясным днём,
И ночью, взяв фонарик
С фоторужьем
За дичью бегал.
Слай№13
Ответы детей
Шарик
Воспитатель: он приглашает вас размяться.
Слайд №13
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: здорово! У вас отлично получилось.
Кто из героев еще к нам пришел.
В Простоквашино живет,
Всем газеты разнесет,
Отдохнет чуть на крылечке
Почтальон известный…
Ответы детей: Печкин
Слайд №14
Он приготовил для нас загадки. Когда мы их отгадаем, мы узнаем, что растет у него на подоконниках.
Детям загадываются загадки, после отгадывания ответ появляется на доске
Загадки.
Если станет плохо мне,
Доктор – вот он на окне
Вылечусь бысрее вдвое
Имя доктора…. (алоэ)
Слайд№15
На окошке растет
Круглой шапкой цветет
Это-журавлиний нос
Нам духи свои принес
Расцвела в такую рань
На моем окне. (герань).
Слайд№16
На окне на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные-
Алые и красные (кактус).
Слайд №17
На окне зимой и летом
Вечно зелен и красив
Ярко – красным цветом
Горит нежно… (бальзамин).
Слайд №18
Воспитатель: отлично вы справились с заданием.
А еще почтальон Печкин приготовил для нас игру.
Игра «Собери растение из частей»
Ход: В конверте части растения, дети составляет растение из частей и объясняют, какая часть растения, для чего необходима.
После того как дети складывают изображение цветка из частей, на интерактивной доске тоже появляется изображение цветка в большом формате.
Слайд№19
Дети вместе с воспитателем сначала определяют состояние почвы у растений и
способы ухода полить, порыхлить, поставить на свет, в тёплое место, вытереть пыль, побрызгать и т. п затем выполняют трудовые действия.
Релаксация.
Ребята как вы провели время с героями? Что нового вы узнали о цветах? Что необходимо для их жизни? Было ли сложно выполнять задания героев?
Ответы детей.
Воспитатель: Детки вы не забыли о чём, нас попросил Дядя Федор?
Ответы детей.
Воспитатель: как вы думаете, может ему отправить карточки, на которых изображено, как ухаживать за комнатными цветами? Подскажите мне ребята, как можно отправить карточки Дяде Федору?
Ответы детей.
Слайд№20
Как много у вас интересных идей! Здорово, у меня есть конверт. Действительно можно отправить карточки – схемы письмом. Чтобы Дядя Федор узнал, что это письмо от нас, предлагаю его украсить.
Дети украшают конверт заранее подготовленными заготовками цветов из бумаги и бросают в почтовый ящик.
Слайд№21-22
.
Литература:
1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии/Художники В. Х. Янаев, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с., ил. – ( Серия: «Расширяем кругозор детей»)
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 16с., ил. +цв. вкл. – (Библиотека программы «Детство»)
3. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005. – 240 с
4. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебное пособие – М. : педагогическое общество России, 2007. – 64.