Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»

наталья попелыш
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»

Ф. И. О., должность педагога: Попелыш Н. Ю., воспитатель высшей квалификационной категории

Направление развития : познавательно-речевое

Доминирующая образовательная область : познание

Тема образовательной деятельности : «Мир вокруг нас»

Возрастная группа : старшая группа

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

Методы и приемы:

1. методы формирования сознания (фронтальная беседа, решение проблемной ситуации);

2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игровые упражнения, речевые ситуации и упражнении, исследовательская деятельность, конструирование из танграма);

3. методы стимулирования поведения (поощрение);

4. методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности, самопроверка, взаимопроверка);

5. методы организации и осуществления познавательной деятельности (беседа, составление рассказа о последовательности выполнения задания, опыты с воздухом и водой, работа с картой, Красной книгой Оренбургской области)

Интеграция образовательных областей : Речевое развитие, Социально – коммуникативное (Модуль «социализация», Физическое развитие (Модуль «здоровье»)

Вид детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, исследовательская, чтение художественной литературы, двигательная.

Цель: Развивать познавательный интерес, бережное отношение к природе, устанавливать причинно-следственную связь между человеком и природой.

Задачи

1. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

2. Воспитывать потребность в охране окружающей природы.

3. Стимулировать детей на природоохранную деятельность (знания и соблюдение правил поведения в природе)

4. Дать представления детям о взаимосвязи деятельности человека и состояния окружающей среды.

5. Систематизировать знания детей о значении воздуха, воды в жизни человека.

6. Закрепить знания детей о промышленности города.

7. Обобщить знания детей о достопримечательностях родного края (заповедник, Соль-Илецк, родники).

8. Закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, четырехугольник).

9. Закрепить знания детей о растениях и животных занесенных в Красную книгу.

10. Обобщить представления детей о свойствах воды, воздуха.

11. Учить слушать товарища не перебивая его.

12. Совершенствовать навык словообразования относительных прилагательных. Развивать способность детей задавать вопросы и грамматически верно выстраивать ответ на поставленный вопрос.

13. Стимулировать речевую активность детей, способствовать перевода лексических единиц из пассивного словаря в активный через проблемные вопросы, ситуации. Формировать самоконтроль за поставленными звуками в связной речи.

14. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

15. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи

16. Развивать логическое мышление.

17. Совершенствовать умение детей состава числа в пределах восьми.

Планируемые результаты:

личностные: любознательный; активный; эмоционально отзывчивый; коммуникативный, самостоятельный; умение работать в парах, договариваться

интеллектуальные: представления о влиянии человека на окружающую среду, потребность в соблюдении природоохранного поведения, представления о свойствах и состояниях воды, навык работы с картой и символы, умения и навыки конструктивной (умение конструировать из деталей танграма, коммуникативной (умение связно высказывать собственную точку зрения, рассказать о ходе выполнения задания, познавательной деятельности (навыки состава заданного числа из двух наименьших, ориентировка в пространстве, представления об основных геометрических фигурах, элементарный навык исследовательской деятельности)

физические: двигательная активность

Организация среды для проведения образовательной деятельности детей Письмо, газета, мнемодорожка, стакан с водой, коктейльная трубка, пробковое дерево, карта Оренбургской области, колбы с водой, различные фильтры, мельница, красная книга, сахар, песок, экологические знаки, танграм,

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты : Экскурсия в грачовник (р. Елшанка). Беседы: о воздухе, воде, лесе, степи, животных, птицах. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений. Опытно-экспериментальная деятельность. Дидактические игры: «Кто где живет», «Собери цветок», «Танграм», «Все друг другу нужны».

Взаимодействие с семьей в процессе подготовки к образовательной деятельности в режимные моменты : Организация экскурсий в Зауральную рощу.

Время проведения: 25 минут.

Конспект содержания образовательной деятельности

Организационный момент. Мотивация

Письмо от главного редактора газеты: «Уважаемые ребята, помогите нашей редакции с выпуском газеты. Требуются интересные статьи о мире природы. Эскиз газеты прилагается.

Главный редактор».

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь главному редактору газеты? (Ответы детей).

(Мы должны, перевоплотится в корреспондентов)

Воспитатель: А кто такие корреспонденты! (Ответы детей) Это те люди, которые находят интересную информацию и ее печатают в газете. Тогда мы должны перевоплотится в корреспондентов, и начать наше совещание.

Целеполагание:

В. Ребята, с письмом главный редактор прислал нам, очень необычную газету, она живая, каждый ее круг - это новая страничка. Но сначала посмотрите, кто нарисован в центре круга?

Дети. Человек.

Воспитатель: Посмотрите на его лицо. Как вы думаете, почему он грустный?

Дети: Может у него что-то случилось?

-Может у него что-то болит?

А может у него плохое настроение?

Воспитатель: У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человека. Тогда, может быть, и поймем, почему он грустный.

Основная часть:

1 корреспондент - Я расскажу вам о голубом поле (показывает). Но сначала послушайте загадку:

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Дети. Воздух.

1 корреспондент. - Воздух везде вокруг нас. Если мы посмотрим вверх, то увидим голубое небо

Это тоже воздух. Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.

Воспитатель: Ребята, для чего человеку воздух? (предполагаемые ответы детей : Мы им дышим, без него мы не можем прожить. Он нужен и растениям и животным для жизни)

Воспитатель: Но воздух не всегда может быть чистым. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы - очень маленькие существа? Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. А что еще способствует загрязнению воздуха? (предполагаемые ответы детей : Воздух загрязняют заводы, машины и т. д.)

Воспитатель: А какие заводы в нашем городе загрязняют воздух? (предполагаемые ответы детей : Никель, Чкалова, Новотроицкий завод)

Воспитатель: Скажите, а людям нашего города приятно дышать загрязненным воздухом? Как изменить ситуацию? (предполагаемые ответы детей : Нужно проветривать помещение, на заводах ставить специальное сооружения для очистки воздуха, сажать деревья)

Воспитатель: Почему, деревья называют зелеными пылесосами? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами говорим о воздухе. А как нам увидеть воздух? - Подуть, вдохнуть и т. д.

Воспитатель: Предлагаю пройти к экспериментальному столу и отыскать воздух.

Опыты с воздухом (работа в парах) :

1. «Бурлящая вода». Стакан с водой, коктейльная трубочка. Дети дуют в трубочку и наблюдают за появлением пузырьков в стакане и их движение на поверхность воды. Делают вывод: воздух легче, чем вода и выталкивается на поверхность воды.

2. «Упрямый воздух». Воздушный шарик. Надуть его и отпустить. Вывод: воздух заполняет полость шарика и принимает форму предмета, обладает летучестью. Воздух может двигать предметы, обладает силой.

3. «Подводная лодка» Древесную пробку погружают в воду, резко отпускают ее и наблюдают за образованием пузырьков, и всплытии пробки.

4. «Сухой из воды». На дно стакана прикрепить салфетку бумажную, опустить в таз с водой вертикально стакан. Наблюдаем за тем, что вода не попадает в стакан и салфетка остается сухой. Вывод: Воздух занимает пространство стакана и не пропускает воду.

Воспитатель: Расскажи, что ты сделал и что узнал о воздухе? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы много узнали о воздухе и страничку очистили от грязных пятен. Прикрепите знаки на страничку.

2 корреспондент.

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распустится без воды,

Без воды прожить не могут птицы,

Зверь и человек, и поэтому всегда всем везде нужна вода!

Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле?

Дети. В океане.

2 корреспондент. Скажите, пожалуйста, а где еще есть вода? (предполагаемые ответы детей : В морях, озерах, реках, ручьях)

2 корреспондент. Какой бывает вода? (В каком состоянии бывает вода) (Предполагаемые ответы детей : Горячей, холодной, теплой, грязной и т. д., в твердом, жидком, газообразном)

2 корреспондент. А зимой, летом? (Снег, лед, пар, дождь)

2 корреспондент. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода, какая? (Вода в океане соленая)

2 корреспондент. А чтобы напиться, нужна пресная вода и она должна быть чистой.

Воспитатель: Уважаемый корреспондент, а вы знаете какой водой нужно умываться?

2 корреспондент. Умываться нужно чистой водой.

Воспитатель: Конечно, грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много. Ее надо беречь. А как?

Дети. Экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, беречь воду от загрязнения.

Воспитатель: Посмотрите на синее поле, на нем пятна - это загрязнители. А кто загрязняет воду?

Дети. Воду загрязняет человек.

Воспитатель: Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человек улыбнулся? Что надо сделать? (Предполагаемые ответы детей : Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. На заводах поставить фильтры.)

Воспитатель: Ребята, вы говорили, что в океанах вода соленая. В нашей области есть озеро, оно соленое. Может кто-нибудь из вас вспомнит, как оно называется? (Соль-Илецк).

Это озеро обладает лечебными свойствами. Помогает людям, у которых больные суставы. Ребята, давайте подойдем к карте Оренбургской области и найдем Соль - Илецк. А может кто-то из вас знает, где есть самая чистая вода? (Ответы детей) Давайте, на карте отметим родники. Что такое родник? (предполагаемый ответ детей : это самая чистая вода, которая течет из земли)

Воспитатель: Ребята, предлагаю пройти в лабораторию, для проведения опытов с водой. Опыты с водой.

Опыты с воздухом (работа в парах) :

1. «Очистка воды». Предлагается разновидности фильтра: песок, активированный уголь, вата, тканевый фильтр, бумажный фильтр. Дети выбирают самостоятельно любой вид фильтра и проводят очистку воды. Вывод: через какой фильтр лучше очищается вода.

2. Что растворяется в воде? Детям предлагаем: соль, сахар, песок. Вывод: что и как быстро растворяется в воде.

3. «Тонет - не тонет». Предлагаем: соль, вода, яйцо. Развести в одном сосуде сильную концентрацию соли, в другом – обычная вода. Наблюдаем, в каком сосуде не утонет сырое яйцо. Почему? Вывод: в соленой воде предметы не тонут, а выталкиваются на поверхность.

4. «Сила воды». Предлагаем: водяная мельница, вода. Дети льют воду на мельницу, колесо вращается. Почему? Вывод: вода обладает силой, может перемещать предметы.

Воспитатель: Расскажи, что ты сделал и что узнал о воде? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы узнали с вами, как очистить воду, что в ней растворяется и что нужно делать, чтобы не загрязнять воду, И для того чтобы не забыть поставим знаки. Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле - чистая вода!

Мы с вами, подготовили материал для двух станиц газеты.

3 корреспондент. Я расскажу про зеленое поле. Зеленое поле - это страничка жизни. Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе друг!

Воспитатель: Всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами? (предполагаемые ответы детей : Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их).

Воспитатель: Для того чтоб не забывать эти правила поставим знаки.

Скажите, пожалуйста, что придумал человек, чтобы эти редкие растения сохранить на Земле (предполагаемые ответы детей : Человек создал Красную книгу и Заповедники)

Воспитатель: В нашей Оренбургской области существуют Заповедники? - Оренбургский Заповедник, Бузулукский бор.

Воспитатель: (Игра с мячом) Как по-другому можно назвать Бузулукский бор? - Сосновый бор.

Воспитатель: Почему называют сосновый бор? - Потому что там растут одни сосны.

Воспитатель: Как называют лес, где растут одни дубы? - Такой лес называют дубравой.

Воспитатель: Если растут одни березы? - Такой лес называют березовой рощей, березняк.

Воспитатель: Если растут ели, сосны, пихты? - Такой лес называется хвойным.

Воспитатель: Ребята, на нашей страничке есть раздел «Игралочка». Давайте поиграем: «Собери цветок» (Ребенок «собирает - соединяет» лепестки к сердцевине путем выполнения задания на закрепление состава числа до семи). Что у вас получилось? - Тюльпан, Дикий ирис.

При выполнении задания предполагается организация самопроверки путем соотнесения с образцом и взаимопроверки.

Воспитатель: Что об этих цветах, вы можете сказать? (предполагаемые ответы детей : Это степные цветы и они занесены в Красную книгу)

Воспитатель: Молодцы, но вернемся к нашей газете. Зеленое поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (ответы детей)

Воспитатель: Главное правило - не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило?

Воспитатель: Знаете ли вы, что в Красную книгу занесены не только растения, но и животный мир? Назовите животных, птиц нашей Оренбургской области которых нужно оберегать (лось, косуля, кабан, белки, хорьки, суслики, орел, журавль и т. д.)

Воспитатель: Давайте, отметим на карте Оренбургской области, место обитания этих животных и птиц (работа с картой и условными обозначениями)

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю вернуться в раздел «Игралочка». Возьмите геометрические фигуры и выложите животных и птиц (работа с танграмом)

Вопросы к детям: Кого ты выложил? Какие геометрические фигуры ты использовал? Сколько фигур ты использовал?

При выполнении задания предполагается организация самопроверки путем соотнесения с образцом и взаимопроверки.

Воспитатель: Ребята, вернемся к нашей газете. Уберем черные квадраты. Без них зеленое поле стало лучше и красивее! Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. Поставим знаки. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человека в газете.

Подведение итогов.

Человек улыбается - ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире.

Посмотрите, вам нравится наша газета? (ответы) Теперь мы можем смело отправлять ее главному редактору.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребят, Что вы сегодня делали? (Ответы детей)

Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Что бы еще хотели узнать? (Ответы детей)

Что больше всего понравилось? (Ответы детей)

Что вас больше всего затрудняло? (Ответы детей)

Воспитатель: За отличную работу при подготовке выпуска газеты, проведении исследований, за высокие знания о природе вручаем вам медали: «Лучший друг природы»

Публикации по теме:

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Карлсон.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Цель: Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, умение строить высказывания. Задачи реализуемые в интеграции образовательных.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Дружный хоровод» Цель занятия : расширять представление детей о национальной культуре народов России, совершенствовать знания о национальных костюмах,их.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звёзды-сёстры Солнца» Тема: «Звёзды – сёстры Солнца». Цель: Расширить кругозор детей, представления о Вселенной, дать понятие, что такое звёзды, вызвать интерес.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство со скульптурой» Воспитатели: Бондаренко А. А. и Попова С. А. Программные задачи: продолжать знакомить детей с различными жанрами скульптуры, с материалами.

Конспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» Конспект непосредственно.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «На весеннем лугу» для детей среднего возраста Задачи: Обучающие: 1. Закрепить представления и знания детей о насекомых. 2. Содействовать развитию умения слушать и понимать заданный вопрос,.

Конспект образовательной деятельности по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в мир времени» Цель: Создать условия для развития временных представлений игровыми способами (социо-игровыми подходами).

Конспект образовательной деятельности в разновозрастной группе детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию Конспект образовательной деятельности в разновозрастной группе детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Страна добрых дел».

Конспект экспериментальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас» Цель: создание условий для формированияпознавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 25 января 2017 в 13:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД