Надежда Лысикова
Конспект образовательной деятельности «Мы — исследователи. Значение воздуха для жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы – исследователи. Значение воздуха для жизни человека»
Образовательная область «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность)
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание:
Образовательные задачи :
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Мы — исследователи, Значение воздуха для жизни человека“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
• воспитывать любовь к природе и вызывать чувство заботы и бережное отношение к природе;
• развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
• развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
• развивать экологическое сознание;
• воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
• закреплять умение детей использовать в рисовании нетрадиционную технику рисования воздухом — кляксография.
Развивающие задачи:
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать взаимосвязь координации движений и речи.
Интеграция образовательных областей :
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
-социально-коммуникативное развитие,
-художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности :
-игровая,
-коммуникативная,
-познавательно-исследовательская,
-продуктивная.
Раздел создания среды для организации и проведения НОД:
Раздаточный материал: лист бумаги, крышки, стаканчики, целлофановые пакеты, трубочки, краски.
Демонстрационный материал: иллюстрации леса, заводов, выхлопных труб.
Предварительная работа:
-Рассматривание картинок с изображением природы;
-Дидактические игры «Экологическое лото», «Плохо-хорошо»;
-Беседа «Чем мы дышим?»;
-Рассматривание энциклопедий
Ход деятельности:
1. Вводная часть
Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться.
В: Давайте теперь встанем в круг и пожелаем друг другу хорошего настроения.
Психогимнастика
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
2. Основная часть
В: теперь присядьте на подушечки.
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает?
(дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (дышать)
Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды?
(несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
В: Ребята, в нашем мире есть очень много факторов, которые загрязняют воздух. Как вы думаете какие?
(заводы, выхлопные газы машин.)
В: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы воздух оставался чистым? (Беречь лес, сажать новые деревья.).
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня в нашей группе начинает работу лаборатория «Любознайка».
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Физкультминутка (логоритмика) :
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы,
Влево-вправо, вправо-влево,
Клонятся цветы и травы.
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг,
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
В: Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Присаживайтесь. (дети садятся)
В: Мы опыты начинаем.
Интересно здесь бывает.
Постарайтесь все понять.
Много нужно здесь узнать.
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: У нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
3. Заключительная часть
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника как называется? (кляксография)
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Дети пробуют рисовать.)
В: Итак, мы сегодня провели опыты. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового?
Наша лаборатория «Любознайка» заканчивает свою работу.
Молодцы, ребята.