Марина Мищенко
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о морских обитателях, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе их жизни.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь;
Развивающие: развивать чувство прекрасного, любовь к природе и воображение
Обучающие: научить раскрывать в рисунке выбранную тему.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Моря и их обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Материалы и оборудование: компьютерная презентация «Черное море. Его обитатели. Водный мир», «Спокойная, релаксирующая музыка. Яркие краски подводного мира!», «Море», «Дельфины», портрет Жак Ив Кусто, картинки «Море Знаний» и «Залив Правил», кораблики, лотки с песком для рисования.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, презентации «Моря Краснодарского края», просмотр видеофильмов, беседы, чтение произведений, экскурсия в краеведческий музей.
Ход образовательной деятельности:
Игровая мотивация:
На экране появляется (слайд 1) изображение корабля на море, ребенок читает стихотворение и прикрепляет кораблик к рисунку на ватмане.
Я кораблик смастерила,
По морю его пустила,
Море все бурлит, поет.
А кораблик мой плывет.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие по морям нашего Краснодарского края?
Предполагаемые ответы детей: Да, хотим. Мы любим путешествовать, исследовать.
Воспитатель: Ну, тогда представьте, что мы - команда на научно- исследовательском судне «Искатель». (Дети одевают морские фуражки) Мы будем не только путешествовать по морям, но и изучать морской мир. Ведь море - это край невероятных чудес, даже ученые не все знают о морях. (Вы знаете, как называются моря, которые омывают берега нашего края?
Предполагаемые ответы детей: Черное и Азовское моря
Воспитатель: Правильно, это Черное и Азовское моря (рассматривают изображение морей на карте).
Путешествуя, мы познакомимся с обитателями морей, узнаем, какую пользу они приносят и как мы должны охранять наши моря.
Раздается стук в дверь. Входит «Доктор Айболит».
- Возьмите меня с собой в путешествие, я вам пригожусь.
Воспитатель: Возьмем? Как вы думаете, зачем нам может пригодиться доктор Айболит?
Предполагаемые ответы детей: Возьмём Айболита с собой.
- Доктор Айболит, добро пожаловать на наш корабль «Искатель».
Воспитатель: Ребята, а кто из вас бывал на море? Расскажите, какое вы видели море?
Рассказы детей.
Воспитатель: А кто пробовал, какая на вкус морская вода?
Предполагаемые ответы детей: Не вкусная, соленая и горькая.
Воспитатель: Можно ли пить морскую воду?
Предполагаемые ответы детей: Нет, нельзя.
Доктор Айболит: Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В ней растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются при изготовлении лекарств, но пить морскую воду нельзя и поэтому все путешественники, отправляясь в плаванье, запасались пресной водой. Вот и мы давайте запасемся пресной водой и отправимся в путь.
Воспитатель: Наш подводный корабль «Искатель» начинает погружение. Ребята, смотрите, начинаются чудеса! (включается видеоролик «Спокойная, релаксирующая музыка. Яркие краски подводного мира!»)
- Скажите, дети, что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес?
Предполагаемые ответы детей: Это водоросли.
Воспитатель: Правильно, это водоросли.
Доктор Айболит: А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны? Кто из вас пробовал морскую капусту? В морской капусте целая аптека с витаминами. А еще вы почти каждый день встречаетесь с водорослями в своей тарелке. Эти морские растения необычайно полезны. Паштеты, конфитюры, рыбные консервы, супы, яичный порошок. все эти продукты содержат переработанные водоросли. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Водоросли содержатся также в некоторых видах бумаги, красках, в оболочке для колбасы и т. д. А еще из водорослей делают мое любимое лекарство, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадается, как оно называется? (Доктор Айболит открывает свою дорожную аптечку и достает йод).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого в старину называли «детьми воды»?
Предполагаемые ответы детей: В старину называли «детьми воды» - рыб.
Воспитатель: Правильно, рыб. В каком море больше водится рыбы и почему?
Предполагаемые ответы детей: Больше водится рыбы в Азовском море.
Воспитатель: Да, в Азовском море водится много рыбы, потому что это море мелкое, хорошо прогретое солнцем, теплое, здесь много водной растительности. Азовское и Черное моря тесно связаны между собой, и поэтому многие виды рыб кочуют из Черного моря в Азовское и обратно. В Азовском море насчитывается около 160 видов рыбы, более 60 из них имеют промысловое значение. А в Черном море живут дельфины, вид которых завораживает людей.
Физкультминутка «Море» (включаем видеоролик «Дельфины»)
Воспитатель: А вы хотите понырять как дельфины? (Включаем шум моря)
Исходное положение – сидя на полу или стоя, ребенок вместе с воспитателем рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями:
На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок – рисует в воздухе большую волну).
По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед).
Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения рук).
За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед).
Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук).
Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения).
Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).
Воспитатель: Ребята, мы уже говорили, что в морях водится много рыбы. Посмотрите и скажите, каких из изображенных здесь рыб вы знаете?
(слайд № 1 с изображением различных рыб. Дети называют знакомых им рыб).
Да, ребята очень много рыб водится в наших морях. Посмотрите, какие они все красивые и даже необычные.
Вот рыба - змея, в кромешной темноте у неё светятся глаза, плавники.
А вот рыба - топор, она может излучать зелено-синий свет особыми органами. (слайд №2)
Рыбу камбалу совсем не видно на морском дне, она прячется, меняя цвет и сливаясь с морским пейзажем. (слайд № 3)
А эти маленькие рыбки называются прилипалами, потому что на спине у них есть плавники, как присоски, чтобы ездить на других животных. Они не приносят вреда, а просто таким образом перемещаются на большие расстояния. (слайд №4)
А кто скажет, как называются вот эти маленькие серебристые рыбки? (Слайд № 5) Правильно, это хамса и килька.
Посмотрите, а почему их здесь изображено так много?
— Да, эти рыбы не плавают в одиночку, а собираются в огромные стаи. Хамса в море идет косяком и таким плотным, что может даже затереть и перевернуть лодку.
— А как рыбаки могут определить, где идет стая рыбы?
— Правильно, эти маленькие рыбешки живут в верхних слоях воды и там, где появился косяк рыб, над морем беспокойно кружатся чайки. (слайд №6)
Доктор Айболит:
— Какие красивые морские рыбы! Но вы должны знать, что в море водятся и опасные рыбы. Вот, например, эта красивая крылатка очень ядовита, (слайд №7)
к ней нельзя даже прикасаться - дотронешься и сразу погибнешь.
В море есть ещё рыбы очень опасные для человека. Я бы с нею ни за что не хотел бы встретиться! У неё не один, а несколько рядов зубов, они острые и загнуты назад. Догадались о какой рыбе я рассказал? (ответы детей).
Правильно, это акула. Не хотела бы я встретиться с ней один на один. (слайд №8)
Воспитатель обращает внимание детей на изображение морского конька. (слайд №9)
— Как выдумаете, дети, это кто: рыба или морское животное?
— Конечно, это рыба. А чем морские коньки отличаются от других рыб? (ответы детей).
-Да, морские коньки плавают вертикально. Кроме рыб в Черном и Азовском морях водятся съедобные устрицы, двустворчатые моллюски, мидии.
А теперь мы с вами опустимся на самое дно Черного моря, (слайд №11)
Смотрите, какая диковинная раковина здесь лежит! В таких раковинах лежат жемчужины. Жемчуг - это чудо морской природы. Из него делают различные украшения.
Воспитатель: Прекрасное и удивительное море, правда, ребята? Когда вы смотрели презентацию, вам, наверное, захотелось оказаться у моря прямо сейчас? И у нас есть такая возможность с помощью релаксационного упражнения. Ребята, я предлагаю создать вам свое море. Перед вами стоят лоточки с сухим песком. Для начала берем горсть песка и аккуратно посыпаем поверхность лотка. Можно насыпать две и три горсти песка. Это наше море, можно также пальчиками нарисовать волны и чаек в небе. А теперь работает ваша фантазия. В нашем сухом аквариуме лежат разные материалы, которые могут вам понадобиться для украшения моря. Подходим к аквариуму и берем, то, что вам необходимо. (Фоном звучит музыка «Шум моря»)
Пока дети рисуют, идёт показ Презентации «Море»
Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы узнали много о подводных обитателях Черного и Азовского морей. Много тайн хранят моря и эти тайны раскрывают исследователи морских глубин. Одним из таких исследователей морей и океанов был французский исследователь Жак Ив Кусто. Команда Кусто оставила в наследие людям большое богатство - фильмы о тайнах морей и океанов, о богатстве и красоте подводной природы. Мы с вами обязательно посмотрим эти фильмы.
- А сейчас нам пора возвращаться в свой порт, в свой родной детский сад. Давайте поблагодарим Доктора Айболита за приятное и полезное путешествие.
апустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.