Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой»

Елена Викторовна Коробашкина
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего дошкольного возраста с русской избой.

Задачи:

• продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания;

• развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;

• активизировать и обогащать словарный запас загадками, новыми словами;

• развивать художественно-творческие способности детей;

• воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям;

знакомить с православным праздником Рождество Христово.

Словарь: изба, горница, печь, самовар, деревянные ложки, деревянная посуда, утюг, ушат, коромысло, ведра, ухват, чугунок, сундук, горшок, рубахи, сарафан, вертеп.

Средства: большой макет печи, лавки, стол, самовар, деревянные ложки, деревянная посуда, утюг, ушат, коромысло, ведра, ухват, чугунок; вертеп, заготовки овечек, вата, клей, кисти, клеенки, тарелочки для клея, салфетки.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок; разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр; рассматривание иллюстраций на тему: «Жизнь на Руси».

Развивающая предметно-пространственная среда: имитация русской избы, печь, предметы крестьянского обихода: кухонная утварь, коромысло, ведра, утюг, народные костюмы, лавки.

Ход:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня побываем в русской избе.

Бабушка: Проходите гости дорогие ко мне в горницу. Так раньше называли комнату в избе. Проходите, рассаживайтесь. Раньше стульев не было.

- На чем сидели хозяева и гости?

Д: На лавках.

В русской избе 4 угла.

Первый угол

Хозяева избы почитали

Красным углом называли.

Гостей в красный угол провожают,

За стол на лавки сажают,

Да хлебом солью угощают.

-Что находится в красном углу?

Д: Иконы.

Само название «красный» угол означает «красивый», «хороший», «светлый». Красный угол" - самое почетное место в доме. Человек, приходящий в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. "Красный угол" старались держать в чистоте и нарядно украшали. Вот и я вас пригласила сюда.

Стол занимал главное место в доме. Он тоже стоял в Красном углу. Он был большой.

- А почему?

Д: Потому что семья была большая.

Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место.

- Кто сидел во главе стола?

Центральное занимал глава дома – хозяин.

Другой угол русская печь занимала,

Семью от бед оберегала.

Русская печь необычна,

Для зимы придумана отлично.

Холодной зимой на печи лежали,

Старые да малые бока отогревали.

Внутри печь пустая,

Там топка большая.

Дровами ее заполняли,

Огонь разжигали.

Заслонкой печь закрывали,

Тепло в печи сохраняли.

В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. В ней готовили еду, она обогревала дом, на ней спали дети и старики. А еще в печи даже мыли детей.

-Как вы думаете, чем топили печь?

Д: Дровами.

-В какой посуде готовили русские хозяйки?

Д: В горшках, в чугунках.

- Ой, а как же поставить горшочек, в печке то горячо?

- Для этого использовали ухват. (Беру ухват, ставлю горшок в печь).

Третий угол избы напротив печи.

Здесь женщины и девицы

Пряли, ткали

Да детей забавляли.

Этот угол печным называли.

Царством женщины считали,

Здесь хозяюшки колыбельку качали,

В тепле старые да малые обитали.

Возле печки дети играли,

На палатях в тепле спали.

Четвертый угол мужской,

Этот угол не простой.

Здесь лавка – коник стоит,

Инструменты хозяин хранит.

Вечером мужчина на лавке сидит,

Для хозяйства что – то мастерит.

В русской избе было почти все сделано своими руками. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая.

- Чем ели раньше? Какая была посуда?

Раньше ели деревянными ложками, а вилок и вовсе не было.

Воду для чая кипятили в самоваре. Самовар берегли и передавали по наследству.

Воду для самовара приносили вёдрами, используя коромысло.

-Чем гладили белье?

Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без электричества. Его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи. Он был очень тяжелым.

-Какую одежду носили люди раньше?

Излюбленной одеждой на Руси были рубахи, да сарафаны.

-Где русские хозяйки хранили одежду?

Д: В сундуке.

А это ушат, его брали в баню. Держали в нем холодную воду.

А сейчас отгадайте мои загадки. А отгадки перед вами.

Загадки:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

/Самовар/

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

/Печь/

Из русской печи

Кашу из печи тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил …

(Ухват.)

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – продырявит

(Утюг)

Всех накормлю с охотою,

А сама безротая.

(Ложка)

Три братца

Пошли на реку купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)

Раньше, как таз деревянный,

Служил людям постоянно,

Были ручки для захвата

У старинного (Ушата)

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля (Чугунок)

-Ребята, какой православный праздник будет скоро?

Д: Рождество Иисуса Христа.

- А где Он родился?

Д: В пещере.

-А почему в пещере, а не дома?

Ответы детей.

-Что произошло, когда родился Иисус Христос?

Д: На небе зажглась звезда.

- Кто первыми пришли поклониться младенцу.

Д: Пастухи.

- А кто еще поклонился младенцу?

Д: Мудрецы.

- Кто был в этой пещере?

Д: Животные.

Я уже и пещеру приготовила, а вот овечек не могу сделать, стара стала.

Воспитатель: Ребята, поможем бабушке?

Я приготовила овечек, только нужно им приклеить шерсть. Нужно намазать одну сторону овечки клеем, отрывать вату и приклеивать маленькими кусочками. Потом перевернуть и тоже сделать на другой стороне.

Бабушка: Спасибо, ребята, каких замечательных овечек вы сделали. Теперь мой пещера готова к празднику. До свидания, ребята.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой»
Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с русской избой» Тема: «Знакомство с русской избой» Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с основными частями тела» Цели: формировать у детей представление об основных частях тела, под-вести к пониманию того, что люди должны заботиться о своем здоровье.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с железнодорожным вокзалом» Тема: Знакомство с железнодорожным вокзалом и железнодорожными профессиями. Цель: 1. Познакомить детей со зданием вокзала, его основными.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство детей с флагом Ростовской области» Тема: Знакомство детей с флагом Ростовской области. Цель: знакомство детей с флагом Ростовской области. Задачи: познакомить детей с флагом.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с архитектурой» Программные задачи: Образовательная: познакомить детей с понятием «архитектура», с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое.

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» Программное содержание: Задачи: - Формировать умение отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки. - Побуждать детей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с профессией швеи» Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе "Знакомство с профессией швея". Цель: Познакомить детей с историей профессии.

Конспект занятия «Знакомство с крестьянской избой» Конспект занятия  «Знакомство с крестьянской избой» 2-я младшая группа Программные задачи: 1. Познакомить детей с понятием домашняя.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе «Знакомство с профессией изобретатель» Знакомство с профессией изобретатель. Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, социально коммуникативное.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой»
Опубликовано: 7 марта 2018 в 22:48
+65Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Дерево «Все времена года»
Для лучшего понимания и восприятия детьми признаков времени года решили использовать пространство на одной из стен в группе, нарисовать дерево со всеми...
Мастер класс по аппликации «Осень рыжая кошка»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию осенний мастер класс по аппликации. Листья с деревьев облетают всё быстрее. Скоро их совсем не останется,...
Выставка работ «Осенние фантазии»
Осень прекрасная пора, потому что именно в это время года можно увидеть буйство красок в природе. Также осень это очень творческое время года, когда можно...