МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Народная игрушка — матрешка» (4 фото)

Боровкова Наталья Родионовна
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Народная игрушка — матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 183 Дзержинского района г. Волгограда

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

«Народная игрушка - матрешка»

Автор: Боровкова Наталья Родионовна

воспитатель первой квалификационной категории.

Волгоград, 2014

Вид занятия. Интегрированное

Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Народная игрушка — матрешка“» размещена в разделах

Тип занятия. Художественная деятельность.

Тема занятия: «Народная игрушка - матрешка»

Возраст детей: 5-6 лет /старшая группа/

Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей.

Предварительная работа:

• Знакомить детей с разными видами росписи (гжель, хохлома, дымка, городецкая роспись)

Рассматривание альбома «Декоративно-прикладное искусство»

• Чтение и заучивание стихотворений о русской матрешке.

Материал:

демонстрационный

• Русские - народные костюмы.

• Разные виды матрешек, дымковские игрушки, хохломские изделия и др.

• Стол с самоваром, глиняные горшки, деревянные ложки и др.

• Русская народная музыка.

раздаточный

• Плоскостное изображение матрешки.

• Гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Словарь:

• Расписная матрешка деревянная, игрушка - неваляшка.

Педагогические задачи:

Задачи обучения.

• Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством.

• Продолжать знакомить детей с историей возникновения народной игрушки - матрешки, её характерными особенностями.

• Побуждать детей к росписи плоскостного изображения (матрешки, выполняя работу в определенной последовательности: начиная с крупных основных элементов, располагая между ними более мелкие.

Задачи развития.

• Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие. Побуждать детей использовать речь-доказательство, объясняя свою точку зрения.

Задачи воспитания:

Продолжать воспитывать у детей умение работать аккуратно, приводить в порядок свое рабочее место после окончания работы.

Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу- труженику, чувство гордости за свою страну.

Дети проходят к «уголку», оформленного, как русская народная ярмарка. Стоят столы покрытые красивыми расписными скатертями. Стол с глиняными горшками и деревянными ложками, самовар. На другом столе расположены дымковские игрушки, хохломские изделия, городецкая роспись и др.

Вос-ль:

- Посмотрите, ребята, куда мы с вами попали. А оказались мы на русской ярмарке, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров.

Входит под музыку Скоморох (его роль исполняет ребенок).

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Народная игрушка — матрешка»

Скоморох:

- Здравствуйте, хозяева и хозяюшки,

Добры молодцы, красны девицы.

Здравствуйте, гости и гостьюшки!

Добро пожаловать на нашу ярмарку!

Наш товар посмотрите,

Задаром купите.

А мы за просто так

Вам все покажем!

Мальчишки и девчонки,

Не стойте в сторонке!

Глаза пошире открывайте,

Ярмарку начинайте!

(С помощью Скомороха и воспитателя дети берут со столов изделия народно прикладного искусства, заранее разложенные. Дети садятся на стулья.)

Вос-ль:

- Ребята расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства – дымковской игрушке, хохломских изделиях, городецкой росписи и др.)

Вос-ль:

- А нашей ярмарке была еще одна игрушка. (Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Семь красавиц расписных») :

На крыльцо резной избушки

Вышли бойкие подружки:

Семь красавиц расписных!

Все в платочках кружевных!

Все в передниках цветастых,

Семь румяных, семь глазастых!

Как зовутся те подружки –

Деревянные игрушки?.

Вос-ль:

- А вы ребята знаете, как такую куклу зовут? (Ответы детей.)

Вос-ль:

- Кто же матрешку такую придумал? Кто из вас дети знает?

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне: 100 лет

Вместе с ванькой - встанькой как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемности и страсти.

Истинную русскую красу.

На щеках навел ее румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза,

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

- Ну, иди, гуляй теперь по свету,

Веселя себя, честной народ.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере - творце.

И. Кадухина

Вос-ль:

Дуйте в дудки, бейте в ложки:

«В гости к нам идут матрешки

Ножки деревянные,

Матрешечки румяные.

Входят матрешки под музыку.

Фото «Народная игрушка — матрешка»

Матрешка (девочка) :

Я тетушка Матрешка,

Несу грибов лукошко,

За мой родные внучки

Идут, сложивши ручки.

И все они Матрешеньки,

И все они милешеньки,

Все с аленькими щечками

Под пестрыми платочками.

Вос-ль:

- Здравствуй, тетушка Матрена! Как сама, жива – здорова?

- Все бы ничего, да потеряли мы в лесу меньшую нашу куколку Матрешеньку-милешеньку.

Матрешки плачут.

Вос-ль:

- Да нет же, нет! Вот она, смотри!

Матрена :

- Вот радости-то! Вот счастье-то! Спасибо вам, люди добрые, за помощь, за поддержку.

Матрешки (вместе) :

- Мы на радости такой.

И попляшем и споем!

Матрешки танцуют. Дети водят хоровод.

Воспитатель расставляет всех матрешек на столе.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе - фото

Вос-ль:

- Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика-мудрица Даруму. Э то была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще поменьше, и еще, и еще. (Показывает матрешку.)

- С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, а у третьей – малиновый платочек с белыми горошинами, а у четвертой - яблоки на переднике.

- Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме у художника.

- Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла. Можно с увлечением расставлять и собирать матрешку, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.

- Как вы думаете, из чего сделана матрешка? (Ответы детей.)

- Самый походящий материал для изготовления матрешки – сухая липа и береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале самая маленькая неразъемная куколка. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти-двенадцати куколок.

- А как вы думаете, почему они такие гладкие? (Ответы детей.)

- Правильно, их обрабатывают шкуркой, а затем расписывают.

- Кто расписывал эти игрушки? Какие цвета использовали художники? (Ответы детей.)

- Раньше, ребята, это была основная работа крестьян, которые продавали эти игрушки и покупали себе еду и одежду. В работе участвовали все члены семьи – хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, а затем продавали на ярмарках, базарах.

Рассматривание матрешек различных видов.

- Почему матрешки не пачкаются и рисунок не стирается долго? Правильно, их покрывают лаком, потому они так блестят и долго сохраняют яркий рисунок.

- Чем отличаются матрешки друг от друга? ( Ответы детей: рисунком, видом матрешки.)

- Самые известные матрешки изготовляются в городах Семенове и Загорске.

- Наша русская матрешка является для иностранцев символом России. Поэтому, когда люди приезжают в Россию в гости, они покупают этот сувенир.

- Давайте и мы с вами сегодня украсим наши матрешки, чтобы подарить их своим друзьям и близким.

Звучит русская народная мелодия. Дети украшают плоскостное изображение матрешки под музыку. По ходу рисования подсказываю, как держать работу и поворачивать при нанесении узора; обращаю внимание на ритмичность узора, выбор цвета. После окончания росписи предлагаю детям поместить своих матрешек на полочку красоты.

Вос-ль:

- Посмотрите, какие красивые у нас получились матрешки.

Анализируем работы.

Вос-ль:

- А теперь приглашаем в гости «матрешек», которые приготовили для нас сюрприз.

Дети пляшут и поют песню «Матрешки».

Скоморох и матрешки прощаются и уходят.

Фото №1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Дзержинского района г

Список литературы:

1. А. А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество» Москва; Просвещение, 2006.

2. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» Москва; ЦГК, 2004.

3. Народная культура и традиции : занятии с детьми 3-7 лет/ авт. -сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 166 с.

Публикации по теме:

Совместная деятельность детей и родителей по сенсорному развитию «Путешествие в страну Игралочку»Совместная деятельность детей и родителей по сенсорному развитию «Путешествие в страну Игралочку» В нашем дошкольном учреждении доброй традицией стало проведение Дня открытых дверей. Педагоги организуют творческие площадки и мастерские. В.

Спортивный досуг «Снежная баба (снеговик)»Спортивный досуг «Снежная баба (снеговик)» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44» Спортивный досуг «Снежная баба (снеговик)».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Народная игрушка — матрешка»
Опубликовано: 21 сентября 2014 в 13:13
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Народная игрушка — матрешка»» (включая файлы) размещена пользователем Боровкова Наталья Родионовна (УИ 229778) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД