МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Бумага и её свойства»

Ирина Семьина
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Бумага и её свойства»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

по ознакомлению с окружающим миром

«Бумага и её свойства»

Программное содержание:

1. Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.

2. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.

Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Бумага и её свойства“» размещена в разделах

3. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам, бумажной продукции.

Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для опытов, презентация «История письма-история бумаги», аудиозапись песни.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня у нас гости. Им очень интересно узнать, как вы живете, чем занимаетесь. Мы обо всем им расскажем. Но сначала предлагаю всем вместе познакомиться со свойствами одного очень знакомого нам предмета. Хотите узнать что это?

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо. Подумайте и отгадайте загадку, которую я вам загадаю.

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает? (Книга)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

Воспитатель: А как вы думаете, что общего у книги и газеты?

Дети. Они сделаны из бумаги.

Воспитатель: Ребята, а почему дерево и бумагу называют родственниками? (ответы детей)

Воспитатель: Потому что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. Предлагаю вспомнить, что можно делать с бумагой.

Дети: рисовать, конструировать, делать аппликацию.

Воспитатель: Верно. И теперь я приглашаю вас сесть на стульчики. У вас на столах лежат образцы бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?

Дети: Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная, гофрированная, бархатная.

Воспитатель берет кусок ткани и пытается им пошелестеть. Потом предлагает детям сделать тоже самое с бумагой. Что слышат? Бумага шелестит.

Воспитатель предлагает детям разорвать листок пополам. Что выяснили?

-Бумага рвется.

Прошу 3 детей взять ножницы и разрезать листок бумаги.

- Бумага режется.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов вспомним еще некоторые свойства бумаги.

ОПЫТ № 1

Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

Воспитатель: А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Дети: Бумага не прозрачная.

ОПЫТ № 2

Воспитатель: Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. Марина, опусти в один стакан металлический ложку. Что произошло с ложкой? Ничего. .Ее форма не изменилась? Хорошо. А теперь Ксюша опустит в другой стакан бумажную салфетку. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.

Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Дети: Бумага промокает.

ОПЫТ № 3.

Воспитатель: У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Подойди ко мне, Марьяна. Сейчас Марина попытается завязать эти ленточки Марьяне. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Дети: Бумага легко рвётся.

ОПЫТ №4

Воспитатель предлагает детям скомкать лист бумаги в руке, сформировав из него шарик, а сам пытается сжать ткань. Почему из ткани шарик не получился? Бумага держит форму (показывает веер, кулек из бумаги).

Воспитатель: Итак, мы с вами провели 4 опыта и вспомнили о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете ещё свойства бумаги?

Дети: бумага хорошо горит, не имеет запаха, на ней хорошо рисовать, её можно склеить, при сминании издаёт звук и др.

Воспитатель: Попробуйте отгадать загадки о бумаге и письменных принадлежностях

Сделаю корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная (Бумага)

Нарисую лето, маму

И себя. На мне — панаму.

Море, радугу и дом.

Все хранит в себе. (альбом)

Умный Ивашка,

красная рубашка,

Где пройдет-коснется,

там след остается. (карандаш)

Без ног приходит,

Без языка рассказывает. (письмо)

Воспитатель: А сейчас физкультминутка:

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Воспитатель: В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу.

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ (сопровождается показом презентации)

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. Слайд 2-5

На них буквы выдавливали острой палочкой-писалом. Слайд 6. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. Слайд 7

А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. Слайд 8- 9

Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае две тысячи лет назад. Диковинкой восхищались все страны. Но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать бумагу.

Китайцы делали бумагу так : в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков.

Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали и сушили. Слайд 10-12

В наше время бумагу делают приблизительно так же. На фабрику привозят бревна (еловые, сосновые, измельчают в щепки, варят в специальной машине. Потом эта масса отправляется в машину. У которой много валиков: одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так древесина превращается в белую бумагу, из которой делаю книги. Слайд 13-15.

-Давайте вспомним ваши любимые сказки. Слайд 16-17.

Посмотрите, какой разной бывает бумага. Слайд 18.

На изготовление бумаги, как вы помните, идет древесина, и, чтобы наши леса не стали похожи на пустоши (слайд 19, люди стали собирать макулатуру, перерабатывать старую бумагу на новую. Наш город не остался в стороне. Слайд 20.

Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага? (Мяч по кругу)

Дети: Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная.

Воспитатель: Как люди используют бумагу в соей жизни?

Дети: На ней рисуют, обёртывают что-либо (фантики, делают книги, раскраски, вытирают рот после еды (салфетки, деньги из специальной бумаги делают.)

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки о бумаге вы знаете?

Дети: Бумага все стерпит.

Бумага терпелива : от стыда не краснеет.

Бумага терпит, перо пишет.

Перо скрипит, бумага терпит.

Разговор проходит, как ветер; бумага и кисть тверды, как горы и реки.

Не на бумаге сказано, а делом показано.

Огонь в бумагу не завернёшь.

Исполняется песня «Песня «Бумажный кораблик» исполнитель - ВИА "Самоцветы".

Воспитатель отмечает работу детей, раздаёт им призы –бумажные кораблики.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологии «Снег и его свойства» Этапы занятия Действия воспитателя Деятельность детей I Мотивационно – побудительный этап 1 Круг «Снег идет, снег идет Белая вся улица.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Дикие животные» Цель :Формирование представлений об окружающем мире. Задачи :Обогащать представление детей о диких животных. Уточнить,что каждому животному.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Мои любимые» Конспект НОД в средней группе на тему «Мои любимые».Ход занятия: Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей, предлагает детям.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Волшебник-воздух» Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства дерева» Задачи: 1. Уточнить и обобщить знания детей о свойствах дерева. 2. Учить детей использовать опыт для нахождения истины. 3. Расширить словарный.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Свойства воздуха» Конспект интегрированной деятельности по исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»Цель: развивать познавательную.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Все профессии важны» Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Все профессии важны» Цель: расширить.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Исследование космоса» Конспект образовательной деятельности в старшей группе. «Исследование космоса» Выполнила Рудакова М. С. – воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар,.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие Капелек» Развёрнутый конспект образовательной деятельности: Воспитатель: Ребята, вам нравятся сказки? Воспитатель: Я знаю одну интересную сказку,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Домашние птицы» Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» Цель: формировать и расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Бумага и её свойства»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 19:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД