МААМ-картинки

Конспект образовательной ситуации экологического содержания «Зимующие птицы» в средней группе

Ирина Урсова
Конспект образовательной ситуации экологического содержания «Зимующие птицы» в средней группе

Конспект образовательной ситуации познавательного развития детей.

(на экологическом содержании).

Место использования ситуаций в режиме дня : НОД.

Образовательные задачи :

* Познакомить детей с зимующими птицами; расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

Развивающие задачи:

Публикация «Конспект образовательной ситуации экологического содержания „Зимующие птицы“ в средней группе» размещена в разделах

* Развивать мышление, наблюдательность; способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Воспитательные задачи:

* Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I часть. Орг. момент.

Воспитатель вносит в группу макет зимнего дерева, на котором изображены птицы. Дети подбегают к макету, и воспитатель включает аудиозапись с пением птиц. Дети внимательно слушают.

Воспитатель: -Ребята, что вы слышите?

Дети:- Голоса птиц, птичье пение, как птицы поют.

Воспитатель: -Посмотрите на макет дерева. Перечислите какие птицы изображены на нем?

Дети: - Дятел, синица, снегирь, клест, сорока, ворона, голубь, сова, воробей.

Воспитатель:- Молодцы! Посмотрите в окно, скажите какое сейчас время года?

Дети: -Зима. И дерево здесь изображено в зимнее время.

Воспитатель: -Правильно. Какие вы внимательные. Назовите характерные признаки зимы?

Дети:- Мороз, холодно, день короткий, ночь длинная, много снега.

Воспитатель: - Молодцы! Как мы назовем всех наших птиц одним словом?

Дети:- Зимующие птицы.

Воспитатель: - Правильно! Почему их так называют?

Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных местах.

Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, почему птицы не мерзнут зимой?

Дети:- …сидят на теплотрассе, греются?

Воспитатель: Молодцы! Какие вы наблюдательные! А почему птицы не мерзнут зимой в лесу?

Дети:… они мерзнут, им никогда не холодно, за счет оперения, хорошо питаются, поэтому и не мерзнут.

Воспитатель: - Вот сейчас мы с вами и узнаем, верны ли ваши предположения?

II. Основная часть.

Воспитатель: - Давайте попробуем узнать по песенке птицу, которую мы часто видим на улице во время прогулок (включается запись голоса синицы).

Если дети не отгадали, загадать загадку.

Загадка:

Непоседа невеличка,

Жёлтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку

Как зовут её? (синичка).

Воспитатель: - Давайте посмотрим на эту шуструю и бойкую птичку. (Включается видеоролик).

Воспитатель: Ребята расскажите про синичку, какой у неё окрас? Чем питается? Где зимует?

Синичка – это не большая птичка с жёлтым оперением на брюшке. А на голове чёрная шапочка. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они уничтожают очень много вредных насекомых, личинок, гусениц. За один только день одна синичка может съесть насекомых больше, чем весит сама. А еще синички летают за дятлами и питаются их пищей, например: семена шишек, расклеванных дятлами.

Воспитатель:- Ребята, почему синичка любит сало? Как вы думаете для чего ей сало?

Дети:- Чтобы не замерзнуть, а сало самый лучший продукт, способный помочь ей в этом. Если синичка не поест, то ей не хватит энергии, чтобы бороться с холодом.

Воспитатель: Правильно! Синичка может съесть жирное, мягкое сало легко и достаточно много за небольшой промежуток времени, так как не нужно чистить, как семечки. Но следует помнить, что только свежее и не соленное сало можно подвешивать для подкармливания птиц. Любовь к салу необходимость сохранить себе жизнь.

Воспитатель: Отгадайте загадку про нашего следующего гостя:

Зимой на ветках яблони!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это (снегири)

Воспитатель: Давайте посмотрим на снегиря и послушаем его песенку. (Включается видеоролик).

Воспитатель: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.

-Снегиря считают первым вестником зимы – прилетели снегири, значит настоящая зима началась.

Воспитатель: Почему снегири не мерзнут? Где их можно встретить?

Дети: Их можно встретить в людных местах, так как в лесу найти пропитание очень тяжело. Для того, чтобы не замерзнуть им нужна пища. Будет корм и птица не замерзнет.

Воспитатель: - Верно. А еще благодаря своему оперению, и это касается не только снегирей. Есть у птиц перья маховые и пуховые. Где расположены маховые перья у птиц? Где пуховые?

Дети: - Маховые помогают птицам летать, они длинные и прямые, расположены на крыльях и хвосте, а пуховые находятся под ними, они маленькие и пушистые, согревают птиц в лютые морозы.

Воспитатель: Молодцы! Они греются тем, что взъерошивают свои перышки. Воздух, находящийся в перьях, удерживает тепло тела пернатых. У птичек температура тела намного больше, чем у человека. А как лапки греют птички, ведь они лишены оперения? Что мы часто наблюдаем зимой в лютый мороз, как ведут себя птицы?

Дети:- Птицы, когда поели, садятся на ветку дерева, и греют лапки подогнув и утопив их в пух животика.

Воспитатель: - Умнички! Такая поза помогает отогреть лапки с помощью довольно высокой температуры тела.

Физминутка «Птицы»

-А сейчас для вас загадка про необыкновенную птицу :

Гнездо на ели птицы той,

Птенцы выводятся зимой,

У птицы нос крестом,

Зовут ее… (клестом)

Воспитатель: - А для чего клестам такой клюв – кривой, похожий на щипцы?

Дети: Чтобы доставать семена из шишек.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, как клесты ловко расправляются с шишками? (Включается видеоролик).

-Снегири, клесты – наши гости. Они прилетают к нам зимовать с далекого холодного севера. Там зима очень холодная, наступает раньше, чем у нас. Вот и летят к нам северные гости подкормиться.

Воспитатель: Вы уже догадываетесь, почему клесты и многие птицы не мерзнут зимой. Ребята, это удивительная птица, она не только не боится холодов и морозов, но еще и выводит птенцов зимой. Как вы думаете, почему?

Дети:….

Воспитатель: Сезон спелости еловых шишек приходится на зимний период, а клесты кормят своих птенцов кашей из семян ели, перетертых клювами. Еловые семена очень калорийные, так как птицы прекрасно успевают к лету подрасти. Причем кормилицей является папа-клест, а мамы согревают детишек своим теплом.

Воспитатель: Каких еще зимующих птиц, которых мы постоянно видим рядом, вы можете назвать? (Сорока, ворона, голубь, воробьи).

Воспитатель: Давайте поиграем в игру с мячом «Один – много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.

Ворона - (вороны) сорока – (сороки)

Голубь - (голуби) дятел – (дятлы)

Снегирь - (снегири)

Перо - (перья) крыло - (крылья)

Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)

Воспитатель: Ребята, как мы заботимся о зимующих птицах, чем мы им помогаем?

Дети: подкармливаем.

Воспитатель: - Да, мы ходим на площадку нашего детского сада, где организована птичья столовая из деревянных кормушек.

Воспитатель: - Почему нужно заботиться о зимующих птицах?

Дети:- Им голодно зимой

Воспитатель: - А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой – голод или холод?

Дети: Голод.

Воспитатель: - Правильно, от холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и мороз может пережить, а вот если голодна, то может и погибнуть.

Воспитатель: - Предлагаю еще поиграть в интересную игру «Какая птица».

На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась, садитесь на свои места. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе», прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску- кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель: - Итак, каких птиц вы видите? (перечисляют). А как их называют одним словом? (зимующие)

Воспитатель: - Будем заботиться о птицах, и они обязательно отблагодарят нас красивыми песнями весной и летом.

Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Дети подходят к столам (на них лежат карточки и фломастеры).

–Выберите для каждой птицы ее любимое лакомство. Соедините линией птицу и ее любимый корм.

(Клест – шишка; снегирь – рябина; синица – сало; воробей – семечки).

Воспитатель: - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание? (дети называют)

III часть. Заключительная

Воспитатель: О чем и о ком беседовали сегодня? птицах)

Какие птицы запомнились вам? Какие птицы прилетают на наш участок? Почему птицы не мерзнут зимой? Что вам понравилось сегодня на занятии?

Воспитатель: - В трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимующие птицы нашего края» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимующие птицы нашего края». Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная,.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы (познание) Возрастная группа 3-4 года Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ Основная образовательная цель.

Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка»Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка» Цель: Создание коллективной композиции «Цветущая фиалка». Образовательные: - Формировать представления детей о комнатных растениях.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6»Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6» Цель: закрепить счет до 6. Задачи: Образовательные: Закрепить порядковый счет в пределах 6, выделять отношения групп предметов по количеству.

Конспект открытой образовательной ситуации в средней группе по художественному конструированию «Ракета» по теме «Космос»Конспект открытой образовательной ситуации в средней группе по художественному конструированию «Ракета» по теме «Космос» Конспект открытой образовательной ситуации в средней группе "Затейники" по художественному конструированию РАКЕТА по теме «Космос». Цель:.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе. Тема:«Зимующие птицы». Интеграция областей: познавательное развитие,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 летКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 лет Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Зимующие птицы" для детей 3-4 лет. ЦЕЛЬ: обобщение знаний.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Зимующие птицы» в подготовительной группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Зимующие птицы» Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]» Цель: способствовать формированию правильного артикуляционного произношения звуков. Задачи: 1. Формирование представлений о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации экологического содержания «Зимующие птицы» в средней группе
Опубликовано: 17 января 2021 в 14:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД