Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Кубанская горница»

инна пучкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Кубанская горница»

Цель: Обобщить знания детей об истории, быте и культуре жизни казаков. Формировать мотивационно- познавательную творческую активность дошкольников. Воспитывать любовь к малой Родине; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:-формировать образные представления о предметах старинного быта,

-развивать у детей воображение, связную речь, мышление, все виды восприятия, используя элементы ТРИЗ-технологии.

-воспитывать нравственные качества, вызвать желание у детей посетить еще раз кубанскую горницу.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий.

Материалы: Аудио запись песен казачьего хора, макет и фотографии быта казаков, предметы казачьего быта в мини-музее, мультимидийная презентация «Предметы кубанской старины»

Ход

Звучит гимн Кубани в исполнении кубанского казачьего хора.

В: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной край Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое.

В:Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.

А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

Вот мы и вместе, снова на этом месте.

А что же нас интересного ожидает?

Куда клубочек знаний нам путь покажет?

Куда он нас приведёт:

(Воспитатель бросает клубочек, который катится в Кубанскую горницу)

Проходите, гости дорогие, ко мне в горницу на сходницу. Посмотрите, сколько красивых вещей здесь у меня. Их сделали руки добрых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают горницу. Что вам больше всего нравится? Что вы видите (ответы детей)

В:Горница в доме всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей: в углу около двери – поставец для посуды, на центральной стене в одном простенке обычно стоял цветок, в другом висело зеркало, на полу стоял окованный железом сундук – скрытия. Давайте подойдем к сундуку и откроем его.

Дети открывают сундук и рассматривают одежду казаков. Проводится игра «Наряди казачку и казака» Мальчик и девочка одевают кукол и называют элементы казачьей одежды.

В: Стены комнаты в горнице украшали коврами. У ковра стоял топчан, на котором спали. Кровать появилась гораздо позже и была настоящим украшением комнаты. Давайте ее рассмотрим. На кровать клали пуховые перины, а одеяла казачки шили сами, набивая их шерстью овец и украшали разноцветными лоскутками.

Проводится игра «Укрась одеяло»

(дети по схеме из элементов блоков Дьенеша выкладывают узор на одеяле на скорость)

В: -В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака)

-Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:

Дети:

Казак без коня,что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казак сам голодает,а конь его сыт.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Терпи казак-атаманом будешь.

Казаку честь-родину беречь.

Казачьему роду-нет переводу.

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

-А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)

-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (в чугунке).

-А молоко в чем хранили? (Глиняный сосуд, который называется глэчик).

-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра-это горшочек из глины)

Дети рассматривают предметы быта

Педагог предлагает детям по нарисованной мнемосхеме рассказать о предметах быта.

-Ну, а чаем поили гостей из….(самовара).

- Правильно.

А из глиняных чашек казаки пили чай. Какие травы казачки добавляли в этот ароматный напиток? (Предположения детей). Для заварки казачки собирали и сушили душицу, мяту, зверобой, листья малины и смородины.

-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали.

А как вы думаете что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (предположения детей)

В:(рубель и каталка)

Проводится игра «Хорошо-плохо» с элементами ТРИЗ-технологии (дети называют хорошие и плохие качества рубеля и каталки).

Физминутка:

-А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста в круг. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

Дети имитируют движения:

-копать

-нести коромысло

-хлеб класть в печь

-месить

-класть яблоки в корзину

-гладить

-прясть

-А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой?

Д: (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник)

-Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов и старинных вещей теперь вы знаете.

Проводится игра с элементами ТРИЗ-технологии «Чем было - чем стало»

(воспитатель называет предмет старины, а дети называют предмет заменивший его в настоящее время)

Хата –дом

Глэчикт –банка

рубель и каталка- стиральная машинка

колодец,ведра,коромысло -водопровод

чугунок –кастрюля

самовар-чайник

гармошка- магнитофон

печь-газовая плита

(Правильный ответ появляется на мультимидийной презениации)

А еще послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать:

1. Толстая Федора наедается нескоро

Но зато, когда сыта, от Федоры теплота? (печь)

Правильно, ребята, это печь. А казаки назвали её группкой. Казачка всегда содержала группку в чистоте и подбеливала её после каждого приготовления пищи.

2. Он пыхтит, как паровоз

Важно держит к верху нос

Пошумит, остепенится

Пригласит чайку напиться? (самовар)

Молодцы!

Ребята, казаки- гостеприимный народ.

Кроме того наши предки весело проводили время

Играют в подвижную игру:

Баба сеяла горох (дети идут приставным шагом)

Обвалился потолок (дети идут топотушками)

Баба шла, шла, шла пирожок нашла (обычным шагом)

Села поела и опять пошла

Встала баба на носок (ставят ногу на носок, потом на пятку)

А потом на пятку

Стала русскую плясать

А потом вприсядку.)

-Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.

Воспитатель: Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.

А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

Вот мы и вместе, снова на этом месте.

И клубочек знаний нас ожидает

Что же мы ему расскажем (дети по кругу предают клубочек и рассказывают

что вы нового узнали,Чему научились,Что понравилось,Чем были удивлены,

Что обрадовало,Может что-то огорчило.

Источники

В. И. Савченко «Авторизованная программа нравственно- патриотического воспитания дошкольников»

В. А. Маркова «Ты,Кубань,ты – наша Родина»

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей первой младшей группы по познавательному развитию Тема «Осенние листочки» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей первой младшей группы по познавательному развитию.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Цель: создание условий для развития познавательных способностей, всестороннего интеллектуального и эстетического развития детей через интеграцию.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Все работы хороши» Цель: формировать представление детей о Земле, о своей стране и жизни людей на Земле, продолжать знакомить с историей и культурой русского.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Живу и помню!» для детей подготовительной к школе группы Цель: расширить представления детей о событиях Великой Отечественной войны через обращение к героическому прошлому нашей страны. Программные.

Конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Жаворонки» Конспект составлен с учетом системно-деятельностного подхода. Занятие направлено на развитие художественных навыков детей. Поставленная.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию для детей старшей группы Аллахвердян Жанна Владимировна, воспитатель, муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида.

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим» Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим». Цели: 1. Продолжать.

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Елочные игрушки для белочки» Конспект составлен с учетом системно-деятельностного подхода. Занятие направлено на развитие познавательных навыков детей. Поставленная.

Методические разработка образовательной ситуации «Маленькие герои большой войны» для детей подготовительной группы Аллахвердян Жанна Владимировна, воспитатель, муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида.

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для средней группы «Домик для зайчика» Конспект составлен с учетом системно-деятельностного подхода. Занятие направлено на развитие познавательных навыков детей. Поставленная.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Кубанская горница»
Опубликовано: 28 ноября 2015 в 17:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Юбилей книги «Муха-Цокотуха»

«Муха-Цокотуха» — единственная сказка, которую К. Чуковский по собственному признанию написал без оглядки, за один день, словно по внушению нахлынувших радостных чувств. Автор даже пустил в пляс, сочиняя...

23 апреля. День рождения Шекспира

«А не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?» – спрашивал руководитель народного театра у актёров, в комедии «Берегись автомобиля». Этот юмористический монолог в исполнении...

Комплексно-тематическое планирование «Весна пришла, весне дорогу!» в средне-старшей...
Дата: с 11. 03. по 15. 03. Тема: Весна пришла, весне дорогу! Задачи: расширять знания детей о времени года – весне; поддерживать проявление интереса...
Сценарий праздника Весны для детей старшей группы детского сада
Сценарий праздника Весны для детей старшей группы детского сада Подготовила Редок Екатерина Григорьевна Цель: Закреплять представления детей о приметах,...
Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота»
Тема урока: Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. Дидактические цели. Образовательная. Продолжить...