Бондарь Елена
Конспект ООД «Что мы знаем об электричестве?» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
«Что мы знаем об электричестве?»
Программные задачи :
- Познакомить детей с электричеством, историей его открытия, дать знания о том, что люди усовершенствуют объекты, явления для того, чтобы ими было удобно пользоваться.
- Пополнить знания детей о безопасности поведения с электрическими приборами.
Публикация «Конспект ООД „Что мы знаем об электричестве?“ старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Формировать умение понимать связь между прошлым, настоящим и будущим.
- Закрепить у детей навыки работы со схемами. Развивать у детей изобретательность, интерес к экспериментированию,умение высказывать свои нестандартные мысли.
- Прививать потребность беречь электроэнергию,аккуратно ее расходовать.
Материал :лучина, свеча,керосиновая лампа. электрическая лампочка,спички, разные светильники (картинки), мультимедийная аппаратура (презентация «Да будет свет).
Ход занятия :
- Дети,вы любите путешествовать? Хотите отправиться в интересное путешествие?
- Давайте прежде, чем определим маршрут, отгадаем загадки :
• Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем огонек.
• Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется.
• Висит груша – нельзя скушать.
• Чудеса на потолке – повисло солнце на шнурке.
• Висит без дела днем, а ночью освещает дом.
- Молодцы! Правильно отгадали все загадки.
-А вы заметили, что ответ получился один и тот же?
- Ответ один и тот же – электрическая лампочка.
- Значит мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки.
- Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова и с их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом электрической лампочки.
- Раз, два, три – мы пришли!
- Смотрите, да тут что-то лежит! (дети рассматривают и перечисляют предметы, лежащие на столе – лампочка, керосиновая лампа, свеча, спички, фонарик)
- Что общего у этих предметов (они все зажигаются и дают свет)
- Для каких из этих светильников понадобятся спички или зажигалки?
- А для лампочки? Да, электрическая лампочка загорается от тока, бегущего к ней по проводам. Электричество дает нам свет.
- Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал электричеств.
- Как удобно нам сейчас – щелкнул выключателем - и в комнате светло.
- А всегда ли так было? Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?
- Конечно, нет.
- А как же люди в старину без нее обходились? Чем они освещали свои жилища? (принимаются и обобщаются все варианты ответов)
- Верно. они разжигали огонь, и от него становилось светлее. А как вы думаете, нашим далеким предкам страшно было ходить ночью?Почему? (ответы детей)
- Что придумали люди, чтобы освещать свой путь в темноте?А до этого люди использовали факелы. Факел – это короткая палка с намотанной на нее просмоленной паклей. Вот такими бывают факелы (слайды с «анимашками» .)
- С факелами ходили по улицам и даже укрепляли их на стене, и тогда они освещали помещение. Их и сейчас используют. Может вы вспомните, где?
(олимпиада)
- Затем люди стали использовать лучину. Что это такое? (предположения детей) Это обычная щепка, только заостренная на конце. (показ слайда)
- Обычно лучину делали из березы : это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.
- Как выдумаете, такое освещение удобно (добиваться ответов с подробной аргументацией)
- Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. (слайд – свеча)
- Ее делали из пчелиного воска. (показывает свечу. ю обращает внимание детей на то, что внутри нее есть фитиль, сделанный из ниток ; он и зажигает свечу)
- Как вы думаете,чем неудобна и даже опасна свеча, как факел или лучина?
(ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света)
- Вспомним, какие приспособления придумывал постепенно человек до свечи? (дети перечисляют, проходят слайды, обговаривают опасность пользоваться таким освещением)
- Люди много работали, размышляли, чтобы изобрести более удобное и безопасное освещение своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновую лампу. (слайд – керосиновая лампа, объясняет принцип ее действия)
- Хорошим светильником она была? (аргументы «за» и «против») Вот и выходит, что лампа лучше и безопаснее предыдущих светильников : горит дольше, открытый огонь защищен стеклянным колпаком. Но она и неудобна одновременно. Подумайте, чем (коптит, нужно доливать керосин, сгорает фитиль, нужны спички, опасна – от нее может произойти пожар, если ее нечаянно опрокинуть)
- Прошло много лет. Люди искали новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников : люстры, бра, настольные лампы, торшеры. И мы гордимся тем, что это изобретение нашего русского ученого. Ведь им пользуется до сих пор весь мир.
Динамическая пауза.
- Нам пора отправиться в обратный путь. Скажем: «Прощай, прошлое!»
-Электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все электрические приборы, заменившие своих предшественников.
Игра «Что есть, что было»
- Посмотрите на свои карточки. Что вы видите на них? (перечисляют электроприборы) Назовите их все одной фразой. (предметы быта)
-Вы заметили, что некоторые из них использовали еще до появления электричества?
- Поднимите руки те дети, у кого именно такие карточки?
- А на других карточках современные электроприборы заменяющие старые. У кого такие карточки?
Игра «Составь пару»
(раскладывают карточки, составляющие пару : стиральная машинка – корыто, пылесос – веник, миксер – венчик, швейная машинка – игла и т. д.)
- Надо вспомнить добрым словом людей, которые изобрели свечу, лучину, факел, керосиновую лампу, корыто и т. д. Без этих изобретений не было бы и современных электроприборов.
- Давайте помечтаем. Станем понарошку изобретателями и придумаем, как при помощи электричества усовершенствовать предмет, который вы видите на экране (метла, варежки) Подумайте, как электричество будет работать в каждом случае (метла будет мести сама за счет электрического тока, варежки с подогревом)
- Как много мы сегодня узнали об электричестве!
- Но надо помнить, что электричество, как и огонь, может быть и другом и врагом одновременно. Поэтому электричество друг, мы с вами поняли. А вот, в чем электричество опасно (при неосторожном обращении может ударить током, может при замыкании возникнуть пожар)
- Но с ним можно всегда дружить, если быть осторожным и соблюдать правила безопасности. Давайте их вспомним (по карточкам – схемам)
• Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключить все электроприборы : телевизор, утюги т. д.
• Электричество не любит соседство с водой. Не трогать провода, приборы мокрыми руками.
• Нельзя тянуть электрический провод.
• Нельзя походить к оголенным проводам, дотрагиваться до них. Это опасно для жизни!
• Нельзя вставлять никаких предметов в розетку.
• Надо помнить, что электроприборы должны быть все исправны. Если вы заметили неисправность, сразу же сообщите взрослым.
Если вдруг «искрит» розетка,
Или слышен странный треск,
Ты скажи об этом взрослым –
Сам пожалуйста,не лезь!
Электричество опасно!
Неуместны игры здесь.
Электричество можно использовать как хочешь, потому, что оно бесплатно, так считает друг Малыша - Карлсон. Вы с этим согласны?
Конечно, электричество надо экономить. Как это делать? (выключать свет, электроприборы)
Помни, электрический ток не любит беспечных и невнимательных людей!