Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М»

Оксана Урозаева
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М»

«Сюрпризы от Маши и Миши»

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Познакомить с буквой М.

Задачи:

- определятьпозицию звука в слове;

- анализа и синтеза слова «мама»;

- находить заданный звук в словах,

- дифференцировать твердость и мягкость звука,

- закрепить связь звуковогообраза со зрительным (графическим);

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

- уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

- согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

- слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

- речевое дыхание.

- определять по запаху растение.

Словарная работа: поэт,

Предварительная работа:, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки,

Оборудование:

- герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

- 6 конвертов с одной частью от целой картины;

- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

- мешочки с ароматом лимона и яблока;

- пеналы;

- листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

-букварь Н. С. Жуковой

- малиновое варенье.

Ход НОД.

Организационный момент.

А) – Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться - «Доброе утро».

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

- Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

2. Повторение изученного материала:

В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

+ Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

+ А, О, У,

В: Они какие?

+Гласные.

В: Как они произносятся?

+Свободно, легко, с голосом.

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит?

+ Из гласных.

В: Сколько их?

+ Два.

В: Подберите короткие слова для этой схемы.

+ Ау! Уа! Иа!

3.

- Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Игра №1. «Собери картинку».

Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три-четыре человека.

Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звукиповторяются в словах.

4. Сообщение темы НОД.

- Догадались, с какими звукамисегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

1) Введение в тему.

В: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

+

В: Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

В: Прыг – скок, прыг – скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш весёлый …

+ Мячик.

В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

+ машина, мяч.

В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина.

+ [М]

В: Мммяч.

+ [М']

В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука.

В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).

В: А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)

В: Что происходит с нашими губами?

+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

В: Да, а воздух выходит свободно?

+ нет.

В: Что ему мешает?

+ губы.

3) Характеристика звуков.

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

+ согласными.

В: Значит, звуки [М] и [М'] какие?

+ согласные.

В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?

+

В: Значит звуки [М] и [М'] какие?

+ звонкие.

5. Игра №2. «Поэты»

- Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

- Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

- Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

МА ЗИМА

ма – ма - ма – скоро к нам придет зима

МУ КОМУ

му – му - му – молока кому

МО ЭСКИМО

мо – мо – мо – мы любим эскимо

МИ ПРИМИ

ми –ми –ми – нас в игру прими

6. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

- Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

- Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть мягкий звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

7. Физминутка.

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.

Взялись за руки друзья

И сказали: “Ты да я –

Это мы”

Между тем

Получилась буква М.

8. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

- Пей чай с моя мёдом.

- Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

9. Аромотерапия.

- Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа, где находится лимон.

- Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

- Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.

10. А) Шуточный рассказ «Маша и крокодил».

Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

Б) заучивание пальчиковой гимнастики

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

В: Сколько в ней элементов?

В: Сложите её из палочек.

В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

Г) Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

+ МАМА

- Сколько слогов в слове МАМА?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

Давайте, составим предложение.

Д) Восстановление графического образа буквы «М».

Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

11. Итог.

- Молодцы, со всеми играминаших гостей вы справились.

С какой буквой вы познакомились?

Какая эта буква?

- От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье

Публикации по теме:

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква и звук [л]» Цель: Знакомство с буквой и звуком [Л]. Задачи: Образовательные: Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком..

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ф] и буква Ф» Тема: Звук и буква Ф. Задачи образовательные: познакомить со звуком и буквой [Ф]; закреплять умение различать гласные и согласные звуки,.

Конспект ООД по развитию речи «Звук [О] и буква О» для подготовительной группы Подготовила: воспитатель - Ермакова Г. А. (2017-2018 уч. год) Тема: Звук и буква О,о Цель: подготовка к обучению грамоте Задачи: - закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Звук и буква [И]» Цель занятия: познакомить детей со звуком [И] и его аккустико – артикуляционной характеристикой. Задачи: Закрепить навыки различения и четкого.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л» Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: «Согласные звуки [л ], [л’], буква.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [О] и буква О» Конспект занятия по обучению грамоте для детей СТАРШЕЙ группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их.

Лэпбук «Звук и буква» для работы с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Звук и буква» для работы с детьми старшего дошкольного возраста Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога, коллеги и друзья, родители и просто творческие люди, а так же случайные посетители.

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством логоритмических упражнений Логоритмика включает в себя: Словарное наполнение, систему движений и музыкальный фон. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения.

Конспект ООД по обучению грамоте «Звук [А]. Буква «А» Цель: создание социальной ситуации успеха. Задачи: - уточнить произношение звука [а]; - определять позицию звука в слове; - формировать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М»
Опубликовано: 15 января 2019 в 17:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...