Приложение МААМ

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Появление письменности на Руси»

Екатерина Дирина
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Появление письменности на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи:

- дать знания о появление письменности на Руси;

- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

-продолжать закреплять слуховой, зрительный, артикуляционный образ букв;

- закрепить понятия гласная/согласная буква;

- продолжать формировать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза;

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Словарная работа: азбука, алфавит, славянский алфавит, гласные, согласные.

Методы и приемы:

Публикация «Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста „Появление письменности на Руси“» размещена в разделах

• словесные

• наглядные

• игровые

• практические

Оборудование: азбука, зеркала, мягкие модули, видеофайл История рождения славянской письменности аудиофайлы, дидактическое пособие «Фетровые буквы», демонстрационные картинки.

Предварительная работа. Экскурсия в библиотеку, оформление выставки книг, чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Ход ООД.

Звучит музыка. В группу входит логопед. У него в руках азбука.

Логопед: - Ребята, вы знаете, что за книга у меня в руках?

(Дети: - У вас в руках Азбука.)

Логопед: - Что такое «азбука»? Как вы думаете, для чего нам нужна Азбука?

(Дети: -Азбука нам нужна чтобы выучить буквы, научиться читать, писать.)

Логопед: - Как можно назвать все буквы одним словом?

(Дети: - Алфавит)

Логопед: - Ребята, вы слышите, кажется, наша азбука живая. Она хочет нам что-то сказать. Давайте послушаем.

Азбука (голос за ширмой или аудиозапись)

- Давным- давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (Детям показывается изображение славянского алфавита)

Логопед: – Кто знает, сколько букв в современном русском алфавите? (Дети: - В русском алфавите 33 буквы)

Детям показывается изображения славянского и современного алфавита.

Логопед- Посмотрите, пожалуйста, похожа ли современная азбука на древнюю?

(Дети: Современная азбука отличается от древней. Буквы пишутся по-другому)

Логопед: - Ребята, так кто же придумал первый алфавит?

(Дети: - Алфавит придумали братья Кирилл и Мефодий.)

Логопед: - Вам интересно посмотреть, как это было? (Дети- да.)

Логопед: - Тогда нам надо заглянуть в прошлое, отправиться в путешествие во времени. Что же нам для этого нужно? (Дети: - дают разные варианты ответов, а педагог обобщает, и предлагает на машине времени, если дети её не назовут. Машина времени.)

Логопед: - Но у нас ее нет, что же делать?

(Дети: - Мы можем ее построить.)

Дети из мягких модулей по замыслу конструируют машину времени.

Логопед: - Какие вы молодцы! Занимайте места! Скорее в путь!

Рефлексия. Включается музыка.

Логопед: - Закрываем глазки. Летим… Летим, через пространство и время…Летим-летим. В лицо нам дует ветер, падают капли пролитых дождей. Летим-летим… Открываем глазки.

Логопед: - Мы попали в 863 год, в то время, когда братья Кирилл и Мефодий азбуку придумали. Давайте тихонечко понаблюдаем за их работой.

(Дети смотрят видеофрагмент.)

Логопед: - Вот так создавалась азбука. Кто вспомнит, как называлась буква А?Б?Какие еще буквы славянского алфавита вы запомнили?

(Дети- аз, буки. Ответы детей)

- Ну а мы не будем им мешать, пойдем на полянку поиграть. Садитесь на лужок. Ребята, какие 2 группы букв и звуков вы знаете?

(Дети- гласные и согласные.)

Логопед: - Какие звуки называются гласными?

(Дети: - Звуки, которые мы можем пропеть, прокричать, которые не встречают преграду во рту в виде губ, языка, зубов.)

Логопед: - Какие звуки называются согласными?

(Дети: - Звуки, которые мы не можем пропеть, прокричать, которые встречают преграду во рту в виде губ, языка, зубов.)

Пальчиковая гимнастика «Алфавит».

Логопед: - Сейчас мы с вами будем писать гласные и согласные буквы нашими пальчиками. Буква А (педагог показывает, как нужно сложить пальцы, дети выполняют пальчиковую гимнастику по образцу). Это буква гласная или согласная?

(Дети: - Гласная. Буква Г и т. д.)

Дидактическое упражнение «Покажи и пропой».

Логопед: - Мы знаем, что гласные это те звуки, которые можно пропеть. Сейчас мы с вами попробуем это сделать, а чтобы не ошибиться, будем смотреть в зеркало. А- ротик широко открыт, И- губы растянуты в улыбке и т. д.

Дидактическое упражнение «Отгадай по артикуляции».

Логопед: - А теперь отгадайте, что я хочу спеть.

(Дети отгадывают буквы по немой артикуляции)

Игра «Гласные-согласные».

Логопед: - Немного с вами поиграем. Разделимся на две команды: гласные и согласные. Перед вами в корзиночках лежат буквы. Команда гласные, из корзины по очереди возьмет только гласные, команда согласные - только согласные буквы. Будьте внимательны! Ребята, назовите буквы, которые у вас в руках - сначала команда гласные, затем команда согласные. Молодцы!

Игра «Найди пару».

Логопед: - Продолжаем игру! Ребята, у вас в руках буквы-звуки и карточки с картинками. Каждая буква должна себе найти пару- слово, которое начинается с нее.

Логопед: - Ребята, что-то мы задержались в прошлом, пора возвращаться домой. Садитесь в машину времени. Полетели.

Рефлексия. Включается музыка.

Закрываем глазки. Летим… Летим, через пространство и время…Летим-летим. В лицо нам дует ветер, падают капли пролитых дождей. Летим-летим… Открываем глазки.

Логопед: - Вот мы и снова в 2017 году. Понравилось вам путешествие ребята?

(Дети: - да).

Логопед: - Что мы узнали во время путешествия? Как и кем был придуман русский алфавит?

Дети: - Русский алфавит был придуман Кириллом и Мефодием. Внем было 44 буквы. Каждая буква имела свое название и значение.

Играет волшебная музыка. Педагог открывает Азбуку.

Логопед: - Ребята, книга нам сделала подарок. (напечатанные на листах А 5, красивым шрифтом буквы) Только как разобраться где чей? Чье имя начинается на звук С, А, М и т. д.?

(Дети: - Спасибо, Азбука.)

Логопед: - Вместе с воспитателем в группе вы возьмете цветные карандаши, и раскрасите свою букву в нужный цвет-красный (гласный, зеленый (мягкий согласный) или синий (твердый согласный).

Литература

1. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. —— М. : Вентана- Графф, 2003. — 304 с.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Публикации по теме:

Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Диалогическое взаимодействие» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Елочка» Конспект ООД по развитию.

«Праздник славянской письменности» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Скоро мы будем отмечать"День Славянской письменности и культуры". Подбирая материал для проведения мероприятия посвященному этой дате нашла.

Конспект интегрированной ООД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Конспект интегрированного ООД для детей старшего дошкольного возраста Тема: Спешим на помощь. Цель. Закрепить элементарные математические.

Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста  «Волшебница вода» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Формирование целостной картины мира - Ознакомление.

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционных техниках для детей старшего дошкольного возраста «На морском дне» Видео Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «На морском дне» (нетрадиционные техники рисования) Образовательные области: познавательное.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Дикие звери» Лексическая тема «Дикие звери» Цель. Уточнить и расширить представления о диких животных наших лесов. Задачи: Обучающие: - упражнять.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный мир космоса» Цель:формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос. Задачи:.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного.

Конспект ООД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Конспект ООД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Занимательная математика». Цель: Обобщение и закрепление элементарных.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звуки [к]-[к’] и [х]-[х’]. Буквы К-Х» Задачи: учить детей дифференцировать звуки [к] – [к’] и [х] – [х’] в слогах и словах; упражнять в употреблении существительных в форме родительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Появление письменности на Руси»
Опубликовано: 20 июня 2017 в 14:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Появление письменности на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Дирина (УИ 743545) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД