Екатерина Дирина
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Появление письменности на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.
Задачи:
- дать знания о появление письменности на Руси;
- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
-продолжать закреплять слуховой, зрительный, артикуляционный образ букв;
- закрепить понятия гласная/согласная буква;
- продолжать формировать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза;
- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Словарная работа: азбука, алфавит, славянский алфавит, гласные, согласные.
Методы и приемы:
Публикация «Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста „Появление письменности на Руси“» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
• словесные
• наглядные
• игровые
• практические
Оборудование: азбука, зеркала, мягкие модули, видеофайл История рождения славянской письменности аудиофайлы, дидактическое пособие «Фетровые буквы», демонстрационные картинки.
Предварительная работа. Экскурсия в библиотеку, оформление выставки книг, чтение книг, рассматривание иллюстраций.
Ход ООД.
Звучит музыка. В группу входит логопед. У него в руках азбука.
Логопед: - Ребята, вы знаете, что за книга у меня в руках?
(Дети: - У вас в руках Азбука.)
Логопед: - Что такое «азбука»? Как вы думаете, для чего нам нужна Азбука?
(Дети: -Азбука нам нужна чтобы выучить буквы, научиться читать, писать.)
Логопед: - Как можно назвать все буквы одним словом?
(Дети: - Алфавит)
Логопед: - Ребята, вы слышите, кажется, наша азбука живая. Она хочет нам что-то сказать. Давайте послушаем.
Азбука (голос за ширмой или аудиозапись)
- Давным- давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (Детям показывается изображение славянского алфавита)
Логопед: – Кто знает, сколько букв в современном русском алфавите? (Дети: - В русском алфавите 33 буквы)
Детям показывается изображения славянского и современного алфавита.
Логопед- Посмотрите, пожалуйста, похожа ли современная азбука на древнюю?
(Дети: Современная азбука отличается от древней. Буквы пишутся по-другому)
Логопед: - Ребята, так кто же придумал первый алфавит?
(Дети: - Алфавит придумали братья Кирилл и Мефодий.)
Логопед: - Вам интересно посмотреть, как это было? (Дети- да.)
Логопед: - Тогда нам надо заглянуть в прошлое, отправиться в путешествие во времени. Что же нам для этого нужно? (Дети: - дают разные варианты ответов, а педагог обобщает, и предлагает на машине времени, если дети её не назовут. Машина времени.)
Логопед: - Но у нас ее нет, что же делать?
(Дети: - Мы можем ее построить.)
Дети из мягких модулей по замыслу конструируют машину времени.
Логопед: - Какие вы молодцы! Занимайте места! Скорее в путь!
Рефлексия. Включается музыка.
Логопед: - Закрываем глазки. Летим… Летим, через пространство и время…Летим-летим. В лицо нам дует ветер, падают капли пролитых дождей. Летим-летим… Открываем глазки.
Логопед: - Мы попали в 863 год, в то время, когда братья Кирилл и Мефодий азбуку придумали. Давайте тихонечко понаблюдаем за их работой.
(Дети смотрят видеофрагмент.)
Логопед: - Вот так создавалась азбука. Кто вспомнит, как называлась буква А?Б?Какие еще буквы славянского алфавита вы запомнили?
(Дети- аз, буки. Ответы детей)
- Ну а мы не будем им мешать, пойдем на полянку поиграть. Садитесь на лужок. Ребята, какие 2 группы букв и звуков вы знаете?
(Дети- гласные и согласные.)
Логопед: - Какие звуки называются гласными?
(Дети: - Звуки, которые мы можем пропеть, прокричать, которые не встречают преграду во рту в виде губ, языка, зубов.)
Логопед: - Какие звуки называются согласными?
(Дети: - Звуки, которые мы не можем пропеть, прокричать, которые встречают преграду во рту в виде губ, языка, зубов.)
Пальчиковая гимнастика «Алфавит».
Логопед: - Сейчас мы с вами будем писать гласные и согласные буквы нашими пальчиками. Буква А (педагог показывает, как нужно сложить пальцы, дети выполняют пальчиковую гимнастику по образцу). Это буква гласная или согласная?
(Дети: - Гласная. Буква Г и т. д.)
Дидактическое упражнение «Покажи и пропой».
Логопед: - Мы знаем, что гласные это те звуки, которые можно пропеть. Сейчас мы с вами попробуем это сделать, а чтобы не ошибиться, будем смотреть в зеркало. А- ротик широко открыт, И- губы растянуты в улыбке и т. д.
Дидактическое упражнение «Отгадай по артикуляции».
Логопед: - А теперь отгадайте, что я хочу спеть.
(Дети отгадывают буквы по немой артикуляции)
Игра «Гласные-согласные».
Логопед: - Немного с вами поиграем. Разделимся на две команды: гласные и согласные. Перед вами в корзиночках лежат буквы. Команда гласные, из корзины по очереди возьмет только гласные, команда согласные - только согласные буквы. Будьте внимательны! Ребята, назовите буквы, которые у вас в руках - сначала команда гласные, затем команда согласные. Молодцы!
Игра «Найди пару».
Логопед: - Продолжаем игру! Ребята, у вас в руках буквы-звуки и карточки с картинками. Каждая буква должна себе найти пару- слово, которое начинается с нее.
Логопед: - Ребята, что-то мы задержались в прошлом, пора возвращаться домой. Садитесь в машину времени. Полетели.
Рефлексия. Включается музыка.
Закрываем глазки. Летим… Летим, через пространство и время…Летим-летим. В лицо нам дует ветер, падают капли пролитых дождей. Летим-летим… Открываем глазки.
Логопед: - Вот мы и снова в 2017 году. Понравилось вам путешествие ребята?
(Дети: - да).
Логопед: - Что мы узнали во время путешествия? Как и кем был придуман русский алфавит?
Дети: - Русский алфавит был придуман Кириллом и Мефодием. Внем было 44 буквы. Каждая буква имела свое название и значение.
Играет волшебная музыка. Педагог открывает Азбуку.
Логопед: - Ребята, книга нам сделала подарок. (напечатанные на листах А 5, красивым шрифтом буквы) Только как разобраться где чей? Чье имя начинается на звук С, А, М и т. д.?
(Дети: - Спасибо, Азбука.)
Логопед: - Вместе с воспитателем в группе вы возьмете цветные карандаши, и раскрасите свою букву в нужный цвет-красный (гласный, зеленый (мягкий согласный) или синий (твердый согласный).
Литература
1. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. —— М. : Вентана- Графф, 2003. — 304 с.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.