Папки-передвижки

Конспект ООД для детей старшей группы «Осенины» (3 фото)

Екатерина Миськова
Конспект ООД для детей старшей группы «Осенины»

Конспект ООД для детей старшей группы

«Осенины»

Образовательная область: познание – ознакомление с окружающим миром.

Категория: дети старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представления о чередовании времён года. Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе, знакомство с разными видами календарей.

Задачи:

- Приобщать к русскому народному творчеству,

- Знакомить с традиционным народным календарём,

- Развивать воображение, логику;

Публикация «Конспект ООД для детей старшей группы „Осенины“» размещена в разделах

- Развивать культуру общения, обогащать словарный запас,

- Развивать познавательную активность,

- Совершенствовать игровые навыки детей, воспитывать умение играть в коллективе

Предварительная работа: знакомство с осенними месяцами, отгадывание загадок; закрепление знаний об фруктах и овощах, слушание песен об осени, чтение стихотворений об осени.

Материал: иллюстрация с изображением осени, муляжи овощей и фруктов в мешочке, изображение народного календаря, современные календари, цветные карандаши, изображение тарелки на листе формата А5 на каждого ребёнка.

Используемые методы и приёмы: методы повышения познавательной активности (приёмы: загадки, вопросы, беседа); методы повышения эмоциональной активности (приёмы: игровые ситуации, сюрпризный момент)

Ход занятия:

В: Здравствуйте, ребята.

С давних времен человек следил за природой, подмечал те или иные явления, отмечал сезонные изменения и подмечал характерные признаки по которым можно было предугадывать погоду. Так появлялись народные приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь.

Каждый месяц имел своё название, например:

Зимобор, Протальник (март); Березень, Снегогон (апрель); Травник, Цветень (май).

июнь – Разноцвет, Хлеборост. Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Жнивень, Серпень, славянские названия месяца августа.

Откроет осень сентябрь - Хмурень месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Листопад - октябрь, щедрых плодов не дарит. Сказывают ещё, в октябре ни на колесах, ни на полозьях дороги нет – ещё одно славянское название месяца - Грязень.

Ноябрь - Грудень за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.

Завершает год декабрь - Студень. В начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.

Январь - Просинец месяц. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. Февраль - Сечень. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей.

(Во время рассказа, воспитатель может демонстрировать иллюстрации времён года по месяцам)

Конспект ООД для детей старшей группы «Осенины»

В: все изменения в природе, смена времён года, народные праздники люди старались записывать и отображали это на дощечках, бересте, назывались они – месяцеслов, (воспитатель демонстрируется изображение народного календаря); в наше время – на бумаге и называются они – календари (демонстрируются несколько видов календарей).

Фото «Осенины»

В: теперь я вам предлагаю разгадать загадки (воспитатель загадывает загадки)

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года — …

(Осень)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

(дети отгадывают загадки - осень)

В: Правильно, осень. А знаете ли вы, ребята, что в старину на Руси справляли праздник, который назывался ОСЕНИНЫ. (звучит музыка «Осенины на Руси», Л. Олифировой)

Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени.

Его праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.

14 сентября (бабье лето) – первые Осенины, к этому времени завершали все огородные и полевые работы.

В: давайте, с вами, посмотрим, что собирали люди на своих садах-огородах, предлагаю вам отгадать загадки.

Плод этот сладкий

И круглый, и гладкий.

Внутри он душистый

Снаружи пушистый.

А серёдка плода,

Словно камень, тверда. (Персик)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И малые детки. (Яблоко)

В атласных синих платьицах

В траву под кроной скатятся.

Пойдут на джем и на компот

Или — помыть и сразу в рот. (Сливы)

Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее… (морковка)

Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется… (помидор).

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке — но не мышка. (Картошка)

Сидит дед. Во сто шуб одет.

Кто его раздевает –

Тот слезы проливает. (лук)

(дети отгадывают загадки, при правильном ответе из мешочка воспитатель достает муляж фрукта/овоща)

Конспект ООД для детей старшей группы - фото

В: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, теперь мы с вами прогуляемся по осеннему лесу и немного разомнёмся, посмотрим какой урожай можно собрать осенью в лесу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

В: Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия – когда день был равен ночи. По дате вторые Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси.

В: И 27 сентября праздновали 3-и Осенины. В этот день рубили и солили капусту, все дворы были завалены грудами кочанов капусты.

Чем богаче был урожай, тем продолжительнее был праздник.

В: а теперь, ребята, давайте мы тоже посолим капусту - разомнем свои пальчики и поиграем немного.

Пальчиковая игра «Капуста»

«Что за треск, что за хруст? Это что за странный куст?» - из замочка руки переводим в положение ладони вместе, но внутренние стороны ладоней не соприкасаются. Соединяем только пальчики и основания ладоней, т. е. куст как бы «подрос». Во время «роста» изображаем звук похрустывания (это может быть прищелкивание языком, звуки, изображаемые горлом и т. д.)

«Как же мне без хруста, если я капуста» - Растем, потягиваемся – руки над головой и сомкнуты в кольцо

«Мы капусту рубим, рубим» - Ребрами ладоней показываем, как рубим капусту. Можно «рубить» вдоль стола, мысленно воображая его в голове, а можно на одном месте.

«Мы капусту солим, солим» - пальчиками изображаем как соль в щепоточку берем и начинаем солить.

«Мы капусту мнем, мнем» - Кулаки то сжимаем, то разжимаем .

«А морковку трем, трем» - Руки поднимаем до уровня груди. Ладони соединяем вместе и начинаем тереть их, немного надавливая друг на друга.

«Пе-ре-ме-ши-ва-ем» - показываем, как мешаем капусту с морковкой в воображаемой миске

«В бочки плотно набиваем» - ладонь лежит на ладони, мнем капусту, при этом не наклоняемся, а работаем локтями: сгибаем и разгибаем их

«И в подвалы составляем» - положение, как и в предыдущей позиции, но начинаем низко наклоняться и опускать на пол сложенные ладони

«Эх, вкусная капуста!» - Из полусогнутого положения встаем и начинаем гладить свой животик

В: (Рефлексия) Ну вот мы с вами и познакомились с осенним праздником – Осенины. Давайте мы с вами вспомним:

- Сколько раз он празднуется? (ответы детей: три раза);

- Когда празднуются первые Осенины? (ответы детей: после сбора урожая, 14 сентября),

- С чем связаны третьи Осенины? (ответы детей: со сбором и засолкой капусты),

- Как в старину назывался календарь? (ответы детей: месяцеслов)

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель проговаривает вместе с детьми правильные ответы.)

В: Молодцы, ребята. Наше занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня хорошо поработали, хорошо поработали и наши повара. Они приготовили сегодня для нас овощной суп. А кто из вас сможет нарисовать тарелку с овощами для нашего сегодняшнего обеда? (свободное рисование на тему: «Овощи»)

Публикации по теме:

«Осенины». Сценарий народного праздника для детей подготовительной группы Цель: Закреплять и углублять знания о русских народных праздниках. Задачи: Формировать интерес и эстетическое отношение к русскому фольклору.

Конспект ООД для детей старшей группы «Наступила весна» Цель: формирование умений связно высказывать свои мысли, составлять небольшой рассказ на определенную тему, используя технологию моделирования.

Конспект ООД для детей старшей группы «Весенние мелодии» Цель: Продолжать знакомить с жанрами музыкального и поэтического искусства. Задачи: Продолжать учить воспринимать и сравнивать контрастные.

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы по теме «День 8 Марта» Программное содержание: Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими.

Конспект ООД «Русские праздники и традиции» для детей старшей группы Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать знакомить детей с празхдниками и традициями русского народа;.

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии для детей старшей группы в рамках проведения «Недели заботливых родителей» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ-технологии (в рамках проведения «Недели.

Конспект ООД для детей старшей группы (5–6 лет) «Составление рассказа по картине «Ежи» Конспект ООД для детей старшей группы (5-6 лет) "Составление рассказа по картине «Ежи» (ОО "Речевое) Программное содержание: - формировать.

Конспект ООД по экологии «Волшебница — вода» для детей старшей группы «Познавательное развитие» интеграция: «социально-коммуникативное», «речевое», «физическое», «художественно-эстетическое». Цель: расширение.

Осенний праздник для детей старшей группы «Осенины на Руси» ОСЕНИНЫ НА РУСИ Вед. I В благодарность за осенние дары Осенины отмечают на Руси! Всем известно, что давно на Руси заведено: Коли – праздник.

Развлечение для смешанной старшей-подготовительной группы «Осенины»Развлечение для смешанной старшей-подготовительной группы «Осенины» Осеннее развлечение «Осенины» Для старшей группы 2018 год Зал украшен осенними листочками. Дети под музыку входят парами, у каждого в руке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД для детей старшей группы «Осенины»
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 11:31
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД