Конспект ООД для детей старшей группы «Осенины»

Екатерина Миськова
Конспект ООД для детей старшей группы «Осенины»

Конспект ООД для детей старшей группы

«Осенины»

Образовательная область: познание – ознакомление с окружающим миром.

Категория: дети старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представления о чередовании времён года. Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе, знакомство с разными видами календарей.

Задачи:

- Приобщать к русскому народному творчеству,

- Знакомить с традиционным народным календарём,

- Развивать воображение, логику;

- Развивать культуру общения, обогащать словарный запас,

- Развивать познавательную активность,

- Совершенствовать игровые навыки детей, воспитывать умение играть в коллективе

Предварительная работа: знакомство с осенними месяцами, отгадывание загадок; закрепление знаний об фруктах и овощах, слушание песен об осени, чтение стихотворений об осени.

Материал: иллюстрация с изображением осени, муляжи овощей и фруктов в мешочке, изображение народного календаря, современные календари, цветные карандаши, изображение тарелки на листе формата А5 на каждого ребёнка.

Используемые методы и приёмы: методы повышения познавательной активности (приёмы: загадки, вопросы, беседа); методы повышения эмоциональной активности (приёмы: игровые ситуации, сюрпризный момент)

Ход занятия:

В: Здравствуйте, ребята.

С давних времен человек следил за природой, подмечал те или иные явления, отмечал сезонные изменения и подмечал характерные признаки по которым можно было предугадывать погоду. Так появлялись народные приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь.

Каждый месяц имел своё название, например:

Зимобор, Протальник (март); Березень, Снегогон (апрель); Травник, Цветень (май).

июнь – Разноцвет, Хлеборост. Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Жнивень, Серпень, славянские названия месяца августа.

Откроет осень сентябрь - Хмурень месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Листопад - октябрь, щедрых плодов не дарит. Сказывают ещё, в октябре ни на колесах, ни на полозьях дороги нет – ещё одно славянское название месяца - Грязень.

Ноябрь - Грудень за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.

Завершает год декабрь - Студень. В начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.

Январь - Просинец месяц. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. Февраль - Сечень. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей.

(Во время рассказа, воспитатель может демонстрировать иллюстрации времён года по месяцам)

Конспект ООД для детей старшей группы «Осенины»

В: все изменения в природе, смена времён года, народные праздники люди старались записывать и отображали это на дощечках, бересте, назывались они – месяцеслов, (воспитатель демонстрируется изображение народного календаря); в наше время – на бумаге и называются они – календари (демонстрируются несколько видов календарей).

В: теперь я вам предлагаю разгадать загадки (воспитатель загадывает загадки)

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года — …

(Осень)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

(дети отгадывают загадки - осень)

В: Правильно, осень. А знаете ли вы, ребята, что в старину на Руси справляли праздник, который назывался ОСЕНИНЫ. (звучит музыка «Осенины на Руси», Л. Олифировой)

Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени.

Его праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.

14 сентября (бабье лето) – первые Осенины, к этому времени завершали все огородные и полевые работы.

В: давайте, с вами, посмотрим, что собирали люди на своих садах-огородах, предлагаю вам отгадать загадки.

Плод этот сладкий

И круглый, и гладкий.

Внутри он душистый

Снаружи пушистый.

А серёдка плода,

Словно камень, тверда. (Персик)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И малые детки. (Яблоко)

В атласных синих платьицах

В траву под кроной скатятся.

Пойдут на джем и на компот

Или — помыть и сразу в рот. (Сливы)

Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее… (морковка)

Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется… (помидор).

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке — но не мышка. (Картошка)

Сидит дед. Во сто шуб одет.

Кто его раздевает –

Тот слезы проливает. (лук)

(дети отгадывают загадки, при правильном ответе из мешочка воспитатель достает муляж фрукта/овоща)

В: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, теперь мы с вами прогуляемся по осеннему лесу и немного разомнёмся, посмотрим какой урожай можно собрать осенью в лесу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

В: Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия – когда день был равен ночи. По дате вторые Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси.

В: И 27 сентября праздновали 3-и Осенины. В этот день рубили и солили капусту, все дворы были завалены грудами кочанов капусты.

Чем богаче был урожай, тем продолжительнее был праздник.

В: а теперь, ребята, давайте мы тоже посолим капусту - разомнем свои пальчики и поиграем немного.

Пальчиковая игра «Капуста»

«Что за треск, что за хруст? Это что за странный куст?» - из замочка руки переводим в положение ладони вместе, но внутренние стороны ладоней не соприкасаются. Соединяем только пальчики и основания ладоней, т. е. куст как бы «подрос». Во время «роста» изображаем звук похрустывания (это может быть прищелкивание языком, звуки, изображаемые горлом и т. д.)

«Как же мне без хруста, если я капуста» - Растем, потягиваемся – руки над головой и сомкнуты в кольцо

«Мы капусту рубим, рубим» - Ребрами ладоней показываем, как рубим капусту. Можно «рубить» вдоль стола, мысленно воображая его в голове, а можно на одном месте.

«Мы капусту солим, солим» - пальчиками изображаем как соль в щепоточку берем и начинаем солить.

«Мы капусту мнем, мнем» - Кулаки то сжимаем, то разжимаем .

«А морковку трем, трем» - Руки поднимаем до уровня груди. Ладони соединяем вместе и начинаем тереть их, немного надавливая друг на друга.

«Пе-ре-ме-ши-ва-ем» - показываем, как мешаем капусту с морковкой в воображаемой миске

«В бочки плотно набиваем» - ладонь лежит на ладони, мнем капусту, при этом не наклоняемся, а работаем локтями: сгибаем и разгибаем их

«И в подвалы составляем» - положение, как и в предыдущей позиции, но начинаем низко наклоняться и опускать на пол сложенные ладони

«Эх, вкусная капуста!» - Из полусогнутого положения встаем и начинаем гладить свой животик

В: (Рефлексия) Ну вот мы с вами и познакомились с осенним праздником – Осенины. Давайте мы с вами вспомним:

- Сколько раз он празднуется? (ответы детей: три раза);

- Когда празднуются первые Осенины? (ответы детей: после сбора урожая, 14 сентября),

- С чем связаны третьи Осенины? (ответы детей: со сбором и засолкой капусты),

- Как в старину назывался календарь? (ответы детей: месяцеслов)

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель проговаривает вместе с детьми правильные ответы.)

В: Молодцы, ребята. Наше занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня хорошо поработали, хорошо поработали и наши повара. Они приготовили сегодня для нас овощной суп. А кто из вас сможет нарисовать тарелку с овощами для нашего сегодняшнего обеда? (свободное рисование на тему: «Овощи»)

Публикации по теме:

«Осенины». Сценарий народного праздника для детей подготовительной группы Цель: Закреплять и углублять знания о русских народных праздниках. Задачи: Формировать интерес и эстетическое отношение к русскому фольклору.

Конспект ООД для детей старшей группы «Наступила весна» Цель: формирование умений связно высказывать свои мысли, составлять небольшой рассказ на определенную тему, используя технологию моделирования.

Конспект ООД для детей старшей группы «Весенние мелодии» Цель: Продолжать знакомить с жанрами музыкального и поэтического искусства. Задачи: Продолжать учить воспринимать и сравнивать контрастные.

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы по теме «День 8 Марта» Программное содержание: Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими.

Конспект ООД «Русские праздники и традиции» для детей старшей группы Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать знакомить детей с празхдниками и традициями русского народа;.

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии для детей старшей группы в рамках проведения «Недели заботливых родителей» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ-технологии (в рамках проведения «Недели.

Конспект ООД для детей старшей группы (5–6 лет) «Составление рассказа по картине «Ежи» Конспект ООД для детей старшей группы (5-6 лет) "Составление рассказа по картине «Ежи» (ОО "Речевое) Программное содержание: - формировать.

Конспект ООД по экологии «Волшебница — вода» для детей старшей группы «Познавательное развитие» интеграция: «социально-коммуникативное», «речевое», «физическое», «художественно-эстетическое». Цель: расширение.

Осенний праздник для детей старшей группы «Осенины на Руси» ОСЕНИНЫ НА РУСИ Вед. I В благодарность за осенние дары Осенины отмечают на Руси! Всем известно, что давно на Руси заведено: Коли – праздник.

Развлечение для смешанной старшей-подготовительной группы «Осенины»Развлечение для смешанной старшей-подготовительной группы «Осенины» Осеннее развлечение «Осенины» Для старшей группы 2018 год Зал украшен осенними листочками. Дети под музыку входят парами, у каждого в руке.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект ООД для детей старшей группы «Осенины»
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 11:31
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Фотоотчёт. Проектная деятельность «Лучок — наш дружок»
Фотоотчёт. Проектная деятельность «Лучок – наш дружок» Цель проекта: Дать представление об овоще – лук. Задачи: 1. Познакомить с внешним видом овоща и...
Комплексная общеразвивающая учебная программа на основе народного творчества с...
Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего развития -...
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Весна идет! Весне дорогу!»
Наталья Ефримиди Программное содержание: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны. Развивать и обогащать словарь,...