Конспект ООД «Музыкально-ритмические движения — основная составляющая ритмического воспитания детей 5–6 лет»

Эльвира Кисель
Конспект ООД «Музыкально-ритмические движения — основная составляющая ритмического воспитания детей 5–6 лет»

Конспект организованной образовательной деятельности

на тему «Музыкально - ритмические движения - основная составляющая ритмического воспитания детей ] дошкольного возраста 5-6 лет. Горошины цветные»

Подготовила:

Кисель Эльвира Анатольевна,

музыкальный руководитель

МДОАУ д/ с № 10 г. Свободного,

высшая квалификационная категория.

Пояснительная записка:

На организованной образовательной деятельности (ООД) «Горошины цветные» дети знакомятся с музыкальной культурой и традициями русского народа (время года - осень, сбор осеннего урожая); с понятием «ритм»; чередование длинных и коротких звуков; величина - большая, маленькая горошина, цвет); с творчеством композитора С. Майкапара, пьеса «Дождик», с музыкальными жанрами (песня, танец, марш). У детей формируются основы музыкально-ритмического чувства; создание на фланелеграфе ритмического рисунка, исполнение эстрадного танца «Горошины», вальса «Золотая пора», «Польки» муз. Ю. Слонова - упражнения с шумовыми инструментами; игра на музыкальных инструментах "Град - горошек" муз. Ю. Смирнова. На протяжении ООД у детей поддерживается интерес к музыкальному искусству, двигательной активности; развивается эмоциональная отзывчивость. У детей возникает потребность применять полученные знания о музыкальном ритме, навыки музыкально - ритмического движения в повседневной жизни - в играх, самостоятельной деятельности, на выступлениях перед зрителями.

Тема организованной образовательной деятельности: «Музыкально - ритмические движения - основная составляющая ритмического воспитания детей дошкольного возраста 5-6 лет». «Горошины цветные».

Цель: формирование благоприятных условий для ритмического воспитания детей через музыкально - ритмические движения.

Образовательные задачи:

1. знакомить с прекрасным миром музыки;

2. совершенствовать двигательные навыки и умения (подскоки);

3. формировать разнообразные навыки музыкально - ритмического движения посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (передавать движениями характер, образ музыки):

4. развивать музыкально - ритмический слух, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений;

5. продолжать обучение составлению ритмического рисунка;

6.совершенствовать навыки вокального пения: напевность, интонирование, исполнение без напряжения в голосе, артикуляцию;

7. обучать детей согласованию движений с характером музыки;

8. обучать пониманию смысла слова "цветной", соотносить его с эмоционально-образным содержанием музыки.

Развивающие задачи:

• развивать музыкальностьчерез объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе творческой активности в музыкально - ритмическом движении: в пении;

• развивать художественно - творческие способности;

• развивать музыкальную выразительность, умение ориентироваться в пространстве;

• развивать активный словарь, артикуляцию, интонационную выразительность;

• развивать внимание, музыкальное мышление фантазию.

Воспитательные задачи:

• создать условия для проявления коммуникативных навыков, дать возможность почувствовать уверенность в своих силах, умение чувствовать и передавать другим детям эмоциональный подъём, радость от самовыражения через музыкально-ритмические движения;

• создать заинтересованность детей в изучении ритма, как выразительного средства в музыке, мотивации к развитию чувства ритма;

• Проводить музыкально - оздоровительную работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей.

Предварительная работа: разработка конспекта ООД; знакомство детей с фольклором (использование потешек, загадок, пословиц на тему «урожай»,песенным репертуаром: «Осень в лесу» муз. Е. Молчанова, «Урожайная» муз. А. Евдотьевой; применение на занятиях игр на развитие чувства ритма: «Эхо», «Повтори ритм», «Сочини ритм»; проговаривание ритмических стихов «Солнце село на сосну», «По дорожке я скачу»; проведение пальчиковой гимнастики «Мы капусту рубим», «Дружат в нашей группе»: разучивание музыкально - ритмических движений: упражнение с шумовыми инструментами, вальс с листьями «Золотая пора», эстрадный танец «Горошины цветные». Изготовление шумовых музыкальных инструментов. Раздаточный материал (мешочки с крупой, бусины, су-джок). Просмотр видеоматериалов ритмических игр «Листочки», «Овощи». С последующим жестовым или музыкально-ритмическим озвучиванием.Работа с родителями: пошив детских костюмов.

Методы и приёмы реализации содержания ООД: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, словесный (рассказ об истории «музыкальных горошин», пояснение, поисковый (создание проблемной ситуации, включение детей в игровую ситуацию,пути решения проблемы ООД: поиск музыкальных горошин, практический (упражнение, игра, музыкально - ритмические движения, восприятие музыки).

Доминирующая образовательная область: Художественно - эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей:

• социально - коммуникативное развитие (ознакомление с традицией осеннего сбора урожая, умение взаимодействовать друг с другом);

• познавательное развитие (ознакомление детей с наполнением шумовых и инструментов, с творчеством композитора С. Майкапара, восприятие цвета и соотношение его с «цветными горошинами», цветом музыкальных инструментов; формы, величины горошин; развитие тактильного ощущения);

• речевое развитие (расширение активного словаря: ритм, мелодия, жанр, ритмический рисунок, ноты);

• физическое развитие (развитие двигательной активности в танцах и играх).

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально - художественная, восприятие художественной литературы. И фольклора, двигательная.

Форма организации: фронтальная, парная, индивидуальная.

Возрастная группа: Старшая.

Планируемые результаты:

• сформированы представления о музыкальном ритме, музыкальных жанрах, цвете;

• испытывают потребность в восприятии музыки - в пении, в слушании, исполнении на музыкальных инструментах;

• способны тактильно отличать крупу и горошины, форму, величину, цвет;

• способны выразительно исполнять танцевальные движения; различать и согласовывать музыкально - ритмические движения с характером музыкальных произведений; слушать изменения в музыке, самостоятельно менять движения в соответствии с музыкальными частями;

• совершенствованы навыки напевного пения, интонирования, артикуляции.

Организация среды для проведения ООД:

• Иллюстрации («Осень солнечная», «Дождь», «Град», портрет композитора С. Майкапара);

Средства обучения: мешочки с крупой, бусинами, желудями, горохом; фетровые салфетки, одноразовые тарелочки, фонограммы детских песен, танцев, "живая" музыка (игра педагога на фортепиано, игровой (раздаточный) музыкальный материал: «Капли дождя», киндер-сюрпризы (шумовые инструменты, бубны, ксилофоны, маракасы, деревянные ложки; фортепиано; бутафорские деревья калины, осенние листочки; пластмассовые шары (красного, жёлтого, синего цвета).

Технические средства: музыкальный центр, колонка, телевизор, USB- флэш-накопитель;

Методические ресурсы: фонограммы композиторов A. Флярковского, В. Шаинского, Ю. Слонова; журнал "Музыкальная палитра" №2-2008 год; Нотный материал (композиторы Н. Бордюг, «Дождик» С. Майкапар, «Золотая пора» муз. А. Евдотьевой).

На организованную образовательную деятельность дети приходят нарядными: у девочек платья, в разноцветный "горошек". у мальчиков - рубашка (в синий, жёлтый, красный горошек).

Вводная часть (3 минуты): создание проблемной игровой ситуации.

Основная часть (18 минут): пальчиковая гимнастика, упражнение с шумовыми инструментами, песня «Осень в лесу», вальс «Золотая пора», восприятие музыки «Дождик С. Майкапара, Ритмическая игра «Ритм дождя», игра на детских музыкальных инструментах «Град - горошек», танец «Горошины цветные».

Заключительная часть (4 минуты): игра «Непослушный горох», вывод.

Конспект организованной образовательной деятельности «Горошины цветные».

Ход организованной образовательной деятельности:

Под фонограмму песни «В каждом маленьком ребёнке», музыка Ш. Каплош, слова Э. Успенского дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, какой сегодня чудесный радостный день!Какие вы все нарядные: Ой, вы не мальчики и не девочки! Вы не зайчики и не белочки! Кто же вы такие!

Дети (хором): Мы горошинки цветные!

Музыкальный руководитель: Как я рада, что мы вместе в нашем музыкальном зале! Поприветствуем гостей и друг друга улыбкой и доброй ласковой песенкой!

ПЕСНЯ " ДОБРОЕ УТРО" муз. Н. Бордюг, сл. Э. Костиной (1 куплет):

Доброе утро всем, кто проснулся,

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро, и посмотрите.

Мы всех вас любим, и вы любите!

Музыкальный руководитель: Ребята, отгадайте мою загадку.

Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

Осенью пришла беда – треснул домик гладкий,

Поскакали кто, куда круглые ребятки.

Что это?

Дети: Горох.

У нас в саду в огороде мы тоже выращивали горох. Обратите внимание на слайд. Слайд № 1 (фото «Огород»- выставка поделок из овощей)

Музыкальный руководитель обращает внимание детейна пустом гороховом стручке:

Музыкальный руководитель:

Ребята, я увидела пустой стручок гороха. Может быть, вы подскажите мне, как он попал сюда? (Ответы детей). Почему он пустой? (Ответы).

Слайд № 2 (Царь Горох).

Царь Горох (голос): «В Овощном королевстве переполох! Потеряли мы горох! Горошины те непростые! Каждая горошина на музыку положена. Так ритмична, в танце и песне мелодична. Прошу помощи у вас, собрать горошины в сей час! Чтобы музыка звучала, чтобы радовала нас!» Поможем царю Гороху? (Ответ детей: Да, поможем найти все горошинки). Но для этого нам нужно выполнить задания Царя Гороха. Справимся? (Да). Где же мы начнём искать горошины?

Дети: Мы будем искать в музыкальном зале.

Музыкальный руководитель: Первая горошина покатилась и в мешочке притаилась. Подойдите, пожалуйста, к столам, ни там ли спрятались горошины? Попробуйте их отыскать.

Музыкальный руководитель: Возьмём больше по размеру горошины - шарики су-джок, выполним гимнастику для пальчиков. поиграем с ними, проговорим слова. (Дети берут горошек - су-джок)

Дети с су-джоком выполняют пальчиковую гимнастику «Урожай»:

В огород пойдём, урожай соберём (катаем круговыми движениями шарик на ладони).

Мы морковки натаскаем и картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

И горох нарвём немножко,

Побежим мы по дорожке. (катаем шарик вперёд-назад по каждому пальцу).

(Кладут шарики су-джок в тарелочку перед собой)

Игра на тактильное ощущение «Найди горошек в мешочке»

Дети берут мешочки с крупой, горохом, ощупывают их пальцами. Находят мешочки с горошком.

Музыкальный руководитель: Ангелина, почему ты почувствовала, что это мешочек с горошками? (Ответ: Потому что он круглой формы по размеру мелкие, твёрдые, они катаются; лёгкие). Действительно, горошины часто сравнивают с бусинками. А как вы думаете, почему? (Одинаковые по размеру, форме). А на что еще похожи? (Бисер, круглые конфетки, мозаику, пуговки и т. д.)

Пальчиковая гимнастика «Покатаем мы в руках»

Музыкальныйруководитель предлагает детям взять по одной бусинке-горошку из вазочки: Возьмите все горошинку и положите на коврик. А теперь проговариваем стихотворение дальше и играем с горохом. Дети хором проговаривают стих.

Дети: Покатаем мы в руках бусинки - горошки,

Станьте ловкими скорей, пальцы и ладошки. (круговые движения)

Пальчик, пальчик, мой хороший, (пальчиком нажимаем на горошину)

Прижми к коврику горошек». (прижать всей ладошкой)

Дети в тарелочках видят су-джок)

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, а можно ли сделать музыкальный инструмент, используя горошины?

Ответы детей: Да. Мы возьмём киндер-сюрприз и наполним его горошком. (Дети с воспитателем выполняют наполнение киндера). Получился шумовой инструмент, как мы назовём его? (Ответ: киндер - шумилка. Он может шуметь, греметь, играть).

Музыкальный руководитель: А чтобы было веселей, выполним упражнение для гостей. В ритме будем мы играть, длительность звуков соблюдать. Осанку прямо держать и «Польку» в парах танцевать.

Упражнение с шумовыми инструментами «Полька» муз. Ю. Слонова

(Дети встают в пары напротив друг друга. 1 такт - четыре раза играет на шумилке девочка, 2 такт - четыре раза играет мальчик. 3-4- повторяют. 5- 8- 4 раза притопывают правой ногой и одновременно стучат о ладонь инструментом; 9 – 12 такты - мальчик кружится, звенит шумилкой над головой, девочка перебегает к другому партнёру. Движения повторяются ещё 1 раз). Кладут киндеры-шумилки в корзину.

Воспитатель и дети находят Первую горошину. Кладут в стручок.

Слайд № 3 «Осенний лес».

Музыкальный руководитель: Тропинка привела нас в осенний лес. А теперь идем по тропинке мягко, прислушиваемся к шуршанию листвы.

(Фонограмма шуршащих листьев, пение птиц). В нашем лесу хочется спеть песенку? (Ответ: Хочется спеть). Вторая горошина покатилась - в песню превратилась! Чтобы нам найти горошинку - нотку, распоём голоса.

Слайд № 4 (Нотки)

Осенняя распевка «Листопад» муз. М.Сидорова:

Листики летят - это листопад.

Мы их соберём, маме принесём.

Музыкальный руководитель: Мы споём осеннюю песню вместе с обитателем этого леса - Ёжиком. Кто хочет побывать в роли Ёжика и спеть? (По желанию детей роль Ёжика исполняет ребёнок).

Песня «Осень в лесу», муз. Е. Молчанова

(Солист - ребёнок в роли Ёжика)

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Вот мы и нашли Вторую горошину, Песенную. (Кладёт её в стручок)

Музыкальный руководитель: А какая по цвету осень?

Дети: Разноцветная осень, яркая, весёлая, листья красные, желтые, зелёные; на полянке узоры на траве, голубое небо, цветные зонтики, грибные шляпки и др.

Музыкальный руководитель: Да, такая же красивая, как и вы! Третья горошина так танцевальна, изящна, в танце прекрасна. Представьте себе, что вы осенние листочки, летите на ветру, и тихо кружась, опускаетесь на землю.

Ребёнок читает стихотворение:

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Вальс «Золотая пора» (муз. А. Евдотьевой)

Воспитатель и дети находят Третью горошину (кладут в стручок).

Музыкальный руководитель: В каком жанре исполнено музыкальное произведение? Характер у этого танца? (Плавный, полётный, красивый, спокойный, кружащийся).

Музыкальный руководитель: Погода осенью бывает разная. Предлагаю вам побыть синоптиками. Музыка вам подскажет осеннюю погоду. Прослушайте фрагмент пьесы, и выберете картинки на фланелеграфе («Дождь», «Солнце», «Град»).

Слушание: Майкапар «Дождик»

(Знакомство с музыкальным произведением. Дети отгадывают «Дождик». Почему? Какие выразительные музыкальные средства? Какие звуки у дождика?- короткие, быстрые).

Горошины заиграли, в ритме застучали.

Ритмическая игра «Ритм дождя» (Звучащие жесты: хлопать в ладоши, стучать по коленям, щёлкать пальцами, стучать ногами). Ребёнок выкладывает ритмический рисунок на фланелеграфе, дети повторяют).

Воспитатель: Четвёртая горошина нашлась!

Музыкальный руководитель проигрывает мелодию «Град - горошек», муз. Ю. Смирнова, дети узнают песню. Дети выбирают картинку «Град».

Нагадано, непрошено - град!

Весёлые горошины по мостовой стучат.

Дети пропевают песенку на сл. И. Демьянова (с бусинами - градинками).

Оркестр «Град - горошек» сл. И. Демьянова, муз. Ю.Смирнова:

Скачет, пляшет град-горошек.

Сделай крышу из ладошек.

Сядь под ней посерединке,

Не достанут здесь градинки.

Какие музыкальные инструменты вы подберёте, чтобы озвучить песню? (Дети называют: ксилофон, деревянные ложки, маракасы, бубны).

Воспитатель: Молодцы, выполнили задание хорошо. Пятая горошина!

Слайд № 6 (Царь Горох в Овощном королевстве)

Музыкальный руководитель: Мы отыскали все горошинки и передадим в Овощное королевство, чтобы там звучала музыка.

Царь Горох: Спасибо вам, ребята. Вы очень постарались. Вы молодцы! Всем Ванюшкам и Катюшкам! Всем Андрюшкам и Танюшкам! Всем Аришкам и другим деткам! Веселиться от души и до упаду!

Танец «Горошины цветные» Слайд № 7 (горошины)

Музыкальный руководитель: Поиграем с горшками? (Да)

Игра «Непослушный горох»

Ход игры: Дети делятся на две команды – «Стручки»

Слова игры: Непослушный горох

Раскатился. Ох, ох!

Вы, горошины, бегите.

Домик свой скорей найдите».

(Под музыку дети разбегаются по залу врассыпную. С окончанием дети встают в свою колонну за ребенком, на голове которого надета шапочка с изображением стручка).

Царь Горох: Дети с вами я прощаюсь. Слайд № 8 (Царь Горох)

Рад был всех вас повидать.

Может, встретимся опять.

Музыкальный руководитель: До свидания, царь Горох.

Вывод:

Музыкальный руководитель: Дети, мы нашли все музыкальные горошины.Какая горошина вам больше понравилась: танцевальная, песенная, ритмичная? Какое задания царя Гороха у вас вызвало затруднение? Что нового вы узнали на занятии?

Музыкальный руководитель: Нам пора в детский сад, И возьмём с собой горошки?

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

И в этом горошинки чуть-чуть помогали.

Под спокойную музыку дети выходят из зала.

Анализ и самоанализ деятельности детей:

На занятии были достигнуты поставленные цели и задачи. Тема занятия полностью раскрыта в этой возрастной группе. Занятие вызвало положительные эмоции. Создание игровой ситуации (потерялись музыкальные горошины, помощь царю Гороху) в качестве вводного этапа ООД вызвало заинтересованность детей и желание активно работать с педагогом.

Список используемой литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

2. Малахова, Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/А. В. Малахова, - М.: Феникс,- 2008.- 100 с. ;

3. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поём для дошкольной группы. Учебное пособие/ Композитор. СП, 2010. С. 65;

4. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий. Средняя группа/ Композитор. СП. 2011;

5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Просвещение, 2008;

6. Толстошеева, К. Н. Интеграция различных видов деятельности как средство развития музыкальных способностей дошкольников/ К. Н. Толстошеева, Н. Д. Лащенко// Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015.- № 3.- С. 118- 120;

7. Тютюнникова Т. Э Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. - Учебно - метод. пособие по творческому музицированию с детьми 3-10 лет - Санкт-Петербург. Музыкальная палитра. 2003;

8. Черданцева, А. Технология развития творческого воображения дошкольников/ А Черданцева// Дошкольное воспитание. - 2015.- № 5.- С. 112-120.;

9.«Воспитатель и музыкальный руководитель: Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ в условиях внедрения ФГОС/Н. Ю. Жидкова, Н. В. Чернушкина. - ст.Брюховецкая: МДАОУ ДС №11: «Колокольчик», 2015;

10. Музыкальная палитра// А. И. Буренина. - СП.: ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»,2008,- № 3;

11. Улашенко Н. Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп/ Волгоград ИТД Корифей, 2006.- 96 с.

Файл "/upload/blogs/detsad-176410-1541303639.jpg[/IMG [IMG]/upload/blogs/detsad-176410-1541303745.jpg[/IMG] [IMG]/upload/blogs/detsad-176410-1541303778.jpg[/IMG] [IMG]/upload/blogs/detsad-176410-1541303802.jpg[/IMG] [IMG]/upload/blogs/detsad-176410-1541303868.jpg[/IMG]" не найден!
Публикации по теме:

Доминантная НОД «Ритмы Дальнего Востока. Музыкально-ритмические движения» в подготовительной к школе группе Доминантная НОД «Ритмы Дальнего Востока» (Музыкально – ритмические движения) Подготовительная к школе группа Составитель: музыкальный руководитель.

Конспект доминантного музыкального занятия «Музыкально-ритмические движения» Конспект доминантного музыкального занятия: музыкально-ритмические движения. Тема: Доминантное музыкальное занятие по музыкально - ритмическим.

Конспект музыкально-ритмического занятия «Музыкальные инструменты» для разновозрастной группы глухих и слабослышащих детей Тема: Музыкальные инструменты Цели: развитие слухового восприятия, фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, формирование.

Консультация для воспитателей «Музыкально-ритмические движения для детей» Музыкально – ритмические движения для детей Субботина Татьяна Михайловна Предлагаю познакомиться, какие музыкально - ритмические движения.

Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ»Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер. образы передаются в движениях. Основой является.

Музыкально-ритмические движения для детей с ОВЗ Музыкально ритмические движения для детей с ОВЗ. Движения под музыку – это неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая начинается.

Музыкально ритмические игры как способы развития речи детей Музыкально ритмические игр как способы развития речи детей По мнению Жака-Далькроза, ритмическая игры призваны раскрепостить творческую.

Музыкально-ритмические занятия — основа успешного социального воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями Музыкально-ритмические занятия – основа успешного социального воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями Е. А. Романенко,.

Опыт работы «Музыкально-ритмические движения как одно из средств воспитания и развития дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №2 комбинированного вида Обобщение опыта работы Тема:.

Танец с зонтиками «Дождя не боимся». Музыкально-ритмические движения песня «Дождя не боимся» Вступление. 1. Дети сидят за зонтиками на коленях, выглядывают из-за него один раз и снова прячутся. 2. Берут зонтики.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект ООД «Музыкально-ритмические движения — основная составляющая ритмического воспитания детей 5–6 лет»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 06:58
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки